УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Несколько моментов из жизни фанерщиков

Несколько моментов из жизни фанерщиков

Фанера в средние века

Видео дня

Соблазнительная все же вещь – современные технологии! Причем, в прямом смысле – у многих возникает искушение облегчить себе жизнь. Фонограмма, в просторечии именуемая фанерой – яркое тому подтверждение. Уже, наверное, не выяснить, кому первому пришло в голову записать вокальную партию и открывать под нее рот, но помните в фильме "Собака на сене" молодой маркиз (Караченцов) поет серенаду "Венец творения - дивная Диана"? Там за него высокие ноты исполняет толстяк, в нужный момент выступающий из-за спины певца. Такая себе средневековая фонограмма. Но в те смутные времена люди были скромней – одна высокая нота – фигня. А вот имя того, кто поставил на поток концертные фонограммы в мировом масштабе, сохранилось. Это известный немецкий продюсер и композитор – Фрэнк Фариан (не путать с Фарион!), курировавший в свое время массу модный попсовых групп, в том числе, легендарных "Бони М". Именно на них у папаши Фрэнка и родилась гениальная идея.

Фанерный пионер

Говорят, он никак не мог подобрать четырех фактурных вокалистов, которые могли бы еще и танцевать. Странно, конечно, учитывая обширность западногерманского вокального рынка на тот момент. Но, так или иначе, проблемы с танцующими певцами у Фариана несомненно были. Вот ему и пришла в голову гениальная идея – записать все женские партии в исполнении одной певицы - Лиз Митчелл, а мужские исполнить своим, небольшим, но колоритным голосом. В те приснопамятные времена включать фонограмму на концерте было, мягко говоря, некорректно – за такое жульничество вполне можно было крепко получить по ушам. Поэтому оркестр играл вживую, а вот пела живьем только Лиз Митчелл. Как достигалась синхронизация звучащей фанеры и живого оркестра – одному богу известно, но звучало все весьма достойно. Естественно, Фариан не был самым умным – метод довольно быстро многие взяли на вооружение. Но на "гнилом западе", повторюсь, не принято было откровенно казачить публику. Она не желала платить за право послушать магнитофон и посмотреть ужимки и прыжки "звезды" под него. Поэтому все делалось крайне аккуратно, использование фонограммы или тщательно скрывалось, или, напротив, откровенно анонсировалось, мотивируясь телесъемками и прочими, более или менее вескими причинами.

Страна фанерного расцвета

Но настоящий расцвет фонограммы, как явления, случился на территории постсовка в период перестройки. Изголодавшейся по зрелищам и практически лишенной хлеба аудитории, было пофиг кого и как смотреть. Крайне дешевые билеты компенсировались огромными площадками. Озвучить стадион для живого выступления – нелегкое дело, а вот включить магнитофон, чтобы было более или менее слышно – куда как проще. Потом кому-то пришла здравая мысль – зачем дорогостоящие музыканты, если можно брать дешевых статистов – "макетов", как их называли. Один мой знакомый несколько лет служил клавишником в нескольких попсовых группах чисто "за лицо" - стильный красивый мальчуган хорошо смотрелся за игрушкой "Касио", даже без сетевого провода, на сцене. В общем, не мне вам рассказывать – каждый хоть раз да видел все это живьем, понимая, что его откровенно дурят, но не имея желания спорить – таковы правила игры.

Фанерный хай-фай

Это потом, лет 10 спустя, народ разбаловался, сталь желать живого звука и потянулся за ним в клубы. Впрочем, не факт, что клуб, даже дорогой, позволит вам насладиться живым вокалом звезды. Русская попса в принципе не выступает вживую, за малым исключением. Не умеет! Да и ленится. Лично наблюдал, как выступавшая под фанеру группа "Хай-Фай" ленилась не только открывать рты в такт фанере, но и просто их открывать! Оговорюсь, идти добровольно на такое шоу мне бы и в голову не пришло – я руководил съемкой концерта, работая в телекомпании, поэтому меня есть документальное подтверждение словам. Впрочем, как мне объяснили знающие люди, в этот день на сцене вообще была не та девочка. В смысле не та, которая пела в группе, а какая-то левая. Впрочем, мне было все равно – я и правой-то в лицо не знал.

Фанера-плюс, фанера-минус

Еще была и есть работа "под минус" и "под плюс". С минусом все понятно – включается фонограмма сопровождения, а вокалист поет вживую. А вот под плюс – это не просто открывание рта под магнитофон. Опять же, в бытность моей работы на ТВ, пришлось мне снимать клубный концерт группы "Любэ". Первое, что я увидел, придя на площадку – недовольные лица музыкантов. Оказалось, аппарат – фуфло, а отстроить звук в бывшем цехе завода – не реально. На мой вопрос, как они собираются выходить из ситуации, был ответ – "фанера". Я был оскорблен в лучших чувствах, фанера в клубе – моветон. Но мне было сказано, что группа будет играть дабл-трэком с фанерой. Оказалось – увлекательно. Это когда включается фонограмма, а музыканты играют и поют с ней сместе полным звуком. Они, кстати, откровенно резвились, доигрывая несуществующие в записи соло и уходя в параллельные импровизации. Верите ли, я после этого выступления проникся уважением к Расторгуеву и компании – иллюзия живого концерта была полной, собственно, таковым он и был, плюс профессионализм музыкантов – налицо.

Фанерная месть

Короче, как ни верти, фонограмма вошла в обиход давно и прочно. Одни ее используют при необходимости – записях на ТВ, технических неполадках, проблемами с голосом и т.д. Другие без такого полезного изобретения вообще не мыслят карьеры певцов и музыкантов. Отдуваться за все приходится зрителям. Ну а фонограмма часто служит средством для сведения счетов между музыкантами, а еще вернее – между музыкантами и техперсоналом. Вырубить фанеру посреди песни – милое дело для подрыва авторитета. А еще можно записать реальное пыхтение певца в микрофон и выложить в интернет помните, такое проделали с Киркоровым – смеялись все. А еще фанеру можно замедлить, ускорить, просто стереть или перепутать – вариантов масса, положительных эмоций от них – тоже.

Американское фанерное производство

Последние события в Америке показали, что не только у нас существуют "фанерные проблемы". Недавний скандал с Бейонсе, которая решила исполнить под фанеру гимн Америки, да не где-нибудь, а на инаугурации президента – достойная тому иллюстрация. Наверное, у Бейонсе для этого были веские причины. Если кто не в курсе, петь – достаточно трудное занятие, конечно, это не мешки грузить, но все же. Тем более, на таком ответственном мероприятии. Малейшая проблема с голосом, и трансляция на весь мир "ославит" налажавшего певца. И, поверьте, ему не позавидуешь – на самом деле все только этого и ждут, по крайней мере, так считает любая звезда. Как просочилась в прессу информация об этом казусе, одному богу известно. Возможен, кстати, вариант, что певица сама запустила ее, как повод для пиара. Так или иначе, но об этом говорил весь мир, а пиар - всегда пиар. С другой стороны, патриотическим американцам трудно понять такое неуважение к серьезному событию. Я, будучи горячим противником фонограммы в принципе, поддерживаю тех, кто говорит "какая инаугурация, таков и президент". Вездесущие журналисты, естественно, обратились за разъяснениями к Оркестру Морской Пехоты США, аккомпанировавшему Бейонсе. "Это стандартная процедура для событий такого масштаба. Нет ничего удивительного в этой всей истории", – прокомментировал ситуацию представитель оркестра "United States Marine Band", который играл с Бейонсе во время исполнения гимна. Правда, уже на другой день он отказался от своих слов, видимо, волна негодования была слишком сильной и способна повредить репутации певицы.

Истинная причина фанерного скандала

Казалось бы, звезде такого уровня, как Бейонсе, не пристало тревожиться о таких мелочах, ан нет – она болезненно воспринимает каждый зигзаг карьеры и, судя по всему, многое делает, чтобы остаться на плаву как можно дольше. К примеру, аккуратно ведет блог, ежедневно вываливая миру то, что ее волнует. В любом случае, для певицы, столь болезненно относящейся к своему имиджу, выступление под фанеру на инаугурации – странный поступок. Для такой самоподставы, у нее должны быть очень веские основания. Ну или чисто женская недальновидность. Или желание отпиариться на неизбежном скандале. Выбирайте, что вам больше нравится – истинную причину такого поступка мы все равно вряд ли узнаем.