УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В Москве покончил с собой украинский математик, публично выступавший против войны

4 минуты
121,7 т.
В Москве покончил с собой украинский математик, публично выступавший против войны

В Москве покончил жизнь самоубийством украинский математик Константин Ольмезов. Находясь в столице государства-агрессора, он публично выступал против развязанной Россией войны с Украиной.

Причиной самоубийства стало то, что ФСБ РФ не позволило математику выехать из вражеского государства на родину, ставшую жертвой российской агрессии. О том, что Ольмезов свел счеты с жизнью, 20 марта сообщили его друзья – адвокат Дмитрий Захватов и журналист Александр Черных.

Украинский математик, который также писал стихи, оставил предсмертное письмо на своем телеграмм-канале.

В нем он описал, что происходило с ним в последние дни жизни. И почему талантливый уроженец Донецка не увидел для себя другого выхода, кроме как уйти из этой жизни.

"26 февраля я попробовал покинуть территорию России. Это был поступок отчасти глупый, но лишь в той степени, в которой он был непродуманным. Я о нём не жалею, а жалею лишь о том, что не сделал этого 23-го, когда на то были все причины. Я ехал защищать свою страну, защищать от того, кто хотел её у меня забрать. Защищать своего президента, которого я сам выбрал, чувствуя в этом обязанность ту же, какую чувствует начальник, защищая своего подчинённого. К слову, в 2019-м в первом туре я голосовал не за Зеленского. И в 2023-м голосовал бы не за него. Но как бы он ни был мне неприятен, для меня важна свобода выбора и свобода быть ответственным за свой выбор, ответственным вплоть до полного переживания последствий", – написал математик.

Однако уехать из России, куда он переехал в 2018 году, чтобы заниматься аддитивной комбинаторикой (эту науку в Украине не изучают вообще), ему не позволили.

"При посадке на автобус меня арестовали. Виной тому, думаю, мой дурной язык и один человек, с которым я сгоряча поделился своими планами. Будучи арестованным, я счёл, что свобода моя отнята навсегда, и прямо сказал в лицо ФСБ всё, что думаю о происходящем. Это было глупо, но не могло быть иначе. Это было последнее, чем я мог их ударить – и я бил изо всех сил. Меня даже позабавило то, насколько беспомощно они пытались отвечать мне, насколько неизощрённо они повторяли самые грубые штампы пропаганды с лицом абсолютно невинным", – писал Ольмезов в своем последнем письме.

Он признался, что, еще находясь в камере, предпринял около 10 попыток покончить жизнь самоубийством, используя для этого разные способы.

"Несвобода для меня хуже смерти. Всю жизнь я стремился иметь свободу выбора во всём – в еде, в профессии, в месте жительства, в том, каким мылом мыть руки и за какую партию голосовать.... Есть лишь два способа борьбы с несвободой – вытеснение и непринятие. Вытеснение – это если вы всю жизнь свободно выбираете, как жить, а потом вас запирают и вы начинаете выбирать, какую книжку читать, пока вы взаперти. Я умею бороться с несвободой только непринятием, отказом от пребывания в самой ситуации несвободы – если мне мешают выбирать, как и где жить, я предпочту просто не жить", – попытался объяснить Ольмезов.

Он подчеркнул, что совершенно отчетливо видит, кто в российско-украинской войне агрессор, а кто – жертва.

"Мне больно за каждую сторону в этой войне, но я вижу своими глазами, кто защищает свою землю, а кто захватывает чужую. Я вижу своими глазами, кто защищает право на ответственность за собственную жизнь, а кто оправдывает собственную деградацию", – написал математик.

Ольмезов подчеркнул: жить в стране, где ложь, агрессия, жестокость, предательство и лицемерие возведены в ранг государственной политики, он не мог. А выехать ему не позволили.

"Когда в XXI веке армия посреди ночи нападает на совершенно чужую, не представляющую для неё опасности страну. Когда каждый солдат понимает, что делает, и делает вид, что не понимает. Когда министр этой страны говорит "мы не нападали", а журналисты это транслируют. И каждый журналист понимает, что это ложь, и делает вид, что не понимает. Когда миллионы людей наблюдают за этим и понимают, что на их совести происходящее, и делают вид, что они ни при чём. Когда чёрное называют белым, а сладкое – горьким, и не заговорщицким шёпотом и без подмигивания, а как будто от себя. …Когда сила снова претендует стать главным источником правды, а предательство и лицемерие – главными источниками спокойствия. Когда вокруг происходит вот это всё, у меня напрочь пропадает надежда на иной путь человечества", – подчеркнул украинец.

Он заявил, что перед смертью жалеет только об одном: что не уехал раньше.

"Мне отчасти стыдно перед украинскими друзьями. Поверьте, я никогда не желал и не делал плохого Украине и всегда был готов уехать, если вдруг начнётся то, что началось сейчас. К сожалению, у меня просто не получилось, я просто недостаточно умело подошёл к этому делу... У меня была наивная уверенность, что юридическая деликатность в обращении с украинцами предполагает возможность вырваться в какой-то критический момент. Я слишком глубокого засунул голову в пасть тигра. Это вторая большая ошибка: мне есть за что расплачиваться. Мне больно от каждого снаряда, падающего на улицы Киева. Читая сводки, я представляю себе, как сейчас выглядят эти улицы, районы. С первого дня до нынешнего я был всей душой с вами, хотя, понятно, что никого этим не спас", – написал Ольмезов.

Свое прощальное письмо украинский математик закончил стихотворением, в котором выплеснул всю боль от того, что сделала Россия с его родной страной и с российским народом.

Прощальное письмо Ольмезов завершил собственным пронзительным стихотворением

Ранее OBOZREVATEL сообщал, что оккупанты расстреляли ученого-физика Кладько, который пытался вывезти семью из Ворзеля.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале obozrevatel. Не ведитесь на фейки!