Когда в России арестовывают высокопоставленного представителя министерства обороны – это интересная новость. Когда менее чем за месяц таких новостей уже четыре – это уже не просто закономерность, это чистка. Последним военным в высоком чине, оказавшимся за решеткой, сейчас является генерал-лейтенант Вадим Шамарин, заместитель начальника Генштаба армии РФ Герасимова.
До него список оказавшихся за решеткой уже пополнили заместитель министра обороны Тимур Иванов и начальник управления кадров министерства обороны генерал-лейтенант Юрий Кузнецов. Также арестован экс-командующий 58-й армией Иван Попов. Ранее он выступал с критикой командования.
Похоже, что кампания чистки в рядах военных высокопоставленных чиновников, начатая после отставки министра обороны РФ Шойгу, продолжается и на это есть санкция Кремля.
Своими мнениями о причинах многочисленных арестов представителей МО и Генштаба ВС РФ, а также о том, как эти процессы отражаются на руководстве армией и ситуации на фронте, в эксклюзивном интервью OBOZ.UA поделился экс-сотрудник КГБ и Службы внешней разведки РФ Сергей Жирнов.
– За последний месяц в России зафиксировано уже четыре ареста среди генералитета МО и Генштаба РФ. Так кучно по армии Путин еще не работал. По вашему мнению, что происходит? Поскольку официальная причина арестов – борьба с коррупцией – в нынешней России звучит неубедительно, это обычное состояние путинской вертикали власти. Одни говорят, что начавшаяся чистка – это кульминация междоусобицы за ресурсы между спецслужбами и минобороны, борьба за благосклонность Путина. Другие – что российский диктатор все же опасается усиления армии и действует на опережение.
– Здесь намешано много факторов. Пресс-секретарь Путина Песков заявил, что это не кампания, все идет по плану, мол, в РФ регулярно всех сажают, все хорошо, не волнуйтесь. А когда Песков говорит не волноваться, значит, надо волноваться и все плохо.
Сначала это походило на наезд лично на Шойгу, на его клан и на всех людей, связанных с ним. Я имею в виду, когда сажали заместителя Шойгу Тимура Иванова. Его мягко сняли с должности министра обороны и пересадили прямо в Совбез, но пока неизвестно, чем это закончится для него. Понятно, что Путин его посадить не может, потому что тогда все осознают, что это действительно передел власти.
То есть эта борьба башен Кремля совершенно ясна была, поскольку менялось правительство и генеральный директор корпорации "Ростех" Чемезов боролся с уже экс-секретарем Совбеза Патрушевым. И вот в рамках этой борьбы произошли первые посадки. Дальше они продолжились.
Было ясно, что будет реформироваться министерство обороны, кого-то будут сажать, кого-то – убирать. Нынешнего министра обороны Белоусова поставили наводить порядок под флагом борьбы с коррупцией. Вы здесь абсолютно правы, коррупция – сегодняшнее состояние путинского режима, и поэтому, если начинать с ней бороться, нужно арестовывать самого Путина и всех вместе с ним.
Поэтому понятно, что это не общая борьба с коррупцией, а борьба с конкретной коррупцией конкретного клана, прежде всего Шойгу. Я не устаю повторять, что это очень хорошая новость для Украины, потому что теперь МО РФ, на мой взгляд, в некотором роде остановится на несколько месяцев. Потому что все будут бояться за себя, начнутся перестановки, неизвестно, кто придет, как это будет работать. То есть будет полная дезорганизация, и у меня даже создалось впечатление, что это вообще попытка прекратить войну.
– Со стороны кого могут быть такие действия, учитывая, что российское общество во многом поддерживает войну против Украины?
– Это такая административная попытка клана Ковальчуков и Чемезова дезорганизовать работу министерства обороны, что, естественно, скажется на фронте, и потом все это дело накроется медным тазом. До последнего момента я сомневался, потому что не трогали Генштаб. И вдруг произошел арест генерал-лейтенанта Вадима Шамарина, заместителя начальника Генштаба Герасимова.
Конечно, для российских генералов война – возможность просто получать и пилить миллиарды. На самом деле там очень активная коррупция, гораздо больше, чем в мирное время. И создалось впечатление, что Путин просто это понял и решил навести немного порядка. Но проблема заключается в том, что когда начинаешь наводить порядок в "ядерном реакторе", в результате случается "чернобыль". И мне кажется, что там механизм посадок запущен с такой силой, что теперь остановить его будет очень сложно.
Потому что когда дается команда "фас", то все сидящие в спецслужбах, в Следственном комитете, в Генпрокуратуре, в Главной военной прокуратуре, в МВД и т. д. – они все заточены на посадки. Их должности и звания от этого зависят, ордена. И чем больше посадишь, тем лучше. И когда им дали возможность сажать, они сейчас будут делать это без разбора.
Это чувство усилилось в результате ареста заместителя Герасимова. Ведь МО не ведет никаких боевых действий. Это гражданское ведомство, занимающееся снабжением армии. А армией командует Генштаб, который не трогали, и было впечатление, что это просто среди интендантов наводят порядок и сажают крупнейших воров. А когда теперь посадили сначала Попова, боевого генерала, затем Шамарина, стало ясно, что это всеобщая кампания против всего военного корпуса.
– Как это может сказаться на фронте?
– У меня такое впечатление, что это не может не отразиться на фронте. Но, судя по всему, они не собираются останавливаться. При этом если с Генштабом будет продолжаться, то это будет полный развал и в министерстве обороны, и в Генштабе ВС РФ. Потому что когда начинают наводить порядок, то обычно летят головы направо и налево. Если все это подтвердится, это будет очень хорошая новость для Украины и российской оппозиции.
Я думаю, можно точно ожидать, что на фронте напрягутся. Они ведь как будто сидят там под пулями, а им теперь надо думать, как сохранить все награбленное добро. И они будут меньше думать о том, как на фронте воевать, а больше о том, как спасать свое имущество в тылу. В общем, это серьезная негативная штука для фронта и для Путина и положительная для Украины, я надеюсь.
– Вы говорили, что нынешняя ситуация в России с арестами генералов похожа на 37-й год. Сталин тогда боялся усиления военных и потому проводил чистки. Нынешние российские военные представляют какую-то угрозу Путину?
– Я думаю, что он почувствовал это в прошлом году, во время пригожинского бунта, потому что у Пригожина была поддержка в армии, хотя его и ненавидели генералы. Но то, что он говорил, армия повторяла, то есть у них была солидарность в этом смысле.
Путин этого, конечно, боится, но проблема в том, что он историю плохо читал. Такие вещи, как многочисленные аресты генералов, можно устраивать до войны и после. Вот Сталин устраивал это в годы до войны и после войны, когда была следующая волна чисток.
Путин это дело устраивает во время войны, когда это ужасная вещь. Потому что во время войны нужно мобилизовать все силы. Вот поэтому у меня создается впечатление, что это один из кремлевских кланов решил просто саботировать "СВО". Когда начинается такая штука во время войны – все, она проигрывается.
– А что может не устраивать часть российской элиты? Визуально все не так плохо. Путин готов раздаривать стратегические отрасли приближенным. Или не все так хорошо, выходит?
– Все совсем не хорошо. Все же понимают, что все очень плохо, санкции работают, а есть и персональные санкции, люди перестали ездить за границу. То есть вы украли миллиард, а сидите в условном Урюпинске – зачем вам этот миллиард? С миллиардом нужно сидеть в Париже, Лондоне, Ницце, Монако, только тогда он становится реально "вкусным". Они понимают, к чему все идет, что все заходит в тупик. А тут еще эта история с ядерным оружием, демонстративными учениями. Тогда зачем они 25 лет воровали, чтобы потом все это превратилось в ядерный пепел? Я думаю, что там много людей, которые не хотят продолжения того, что затеял Путин.