УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Засекреченный процесс

Засекреченный процесс

Вынеся за рамки: «Почему?» и «Как?», констатируем: дело чести кандидата на пост №1 в стране Виктора Ющенко, обрело «второе дыхание» при президентстве антигероя Майдана. Вчера главному обвиняемому в деле об убийстве Георгия Гонгадзе дочитали обвинительное заключение. Затем будут показания свидетелей, далее – дебаты и судебное следствие. И лишь после выполнения всех этих процедурных норм, можно будет говорить о том, что суд по одному из самых резонансных дел в истории независимой Украины выходит на финишную прямую. Сложность «маршрута», преимущественно искусственные препоны на пути – тема для отдельного разговора...

Бывшего начальника главного управления криминального поиска департамента поисково-розыскной деятельности МВД Украины, генерал-лейтенанта Алексея Пукача задержали, напомним, в результате совместной операции СБУ и Генпрокуратуры вечером 22 июля 2009-го. Арестовали Пукача в селе Молочки Житомирской области. Он в этом селе представился Петром - отставным моряком дальнего плаванья. О женщине, которая жила с ним, информации крайне мало. Известно лишь, что она из Луцка и носит фамилию Загорулько. Уже после первого допроса экс-начальника «наружки» МВД в СБУ заявили, мол, Алексей Пукач подтвердил свою причастность к убийству журналиста и сказал, что оно было, цитируем, "не случайным".

Теперь бэкграунд. 22 октября 2003 года генпрокурор Святослав Пискун подписал ордер на арест Пукача, после чего тот был задержан и обвинен в уничтожении документов, свидетельствовавших о слежке за Георгием Гонгадзе в мае-июле 2000 года. Однако после того как в ноябре 2003 года Пукач был освобожден из-под стражи Апелляционным судом Киева под подписку о невыезде, он исчез. В начале 2005-го ему предъявили заочное обвинение в убийстве основателя и главного редактора «Украинской Правды».

По версии следствия, именно Пукач организовал слежку за журналистом и руководил группой офицеров милиции (Валерием Костенко, Николаем Протасовым и Александром Поповичем), которые похитили Георгия 16 сентября 2000 года и вывезли его в поле вблизи села Сухолисы Киевской области. Снова-таки по версии следствия, Пукач собственноручно задушил журналиста и заставил соучастников молчать о случившемся преступлении, а затем, вероятно, перезахоронил тело в лесном массиве Таращанского района.

Ранее неоднократно высказывались предположения, что Алексей Пукач не мог действовать самостоятельно, без связи со своим предшественником на посту начальника главного управления криминального поиска (а в то время - руководителя аппарата МВД Украины) Эдуарда Фере. Он с июля 2003 года находился в коме, а в июне 2009-го, умер, не приходя в сознание. Примечательно, что незадолго до смерти Фере, летом того же 2009-го в ДТП под Козятином (Винницкая область) погиб депутат Голосеевского райсовета, президент Федерации греко-римской борьбы Украины Владимир Кисель, также фигурировавший в материалах дела Гонгадзе.

15 марта 2008-го Апелляционный суд Киева признал виновными в убийстве Георгия Гонгадзе трех бывших работников Департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины: Валерия Костенко, Николая Протасова и Александра Поповича. Вердикт Фемиды - лишение свободы на срок от 12 до 13 лет.

Судебный процесс по делу Алексея Пукача проходит в закрытом режиме. Журналисты, и, следовательно – общество узнают о некоторых подробностях судебного процесса преимущественно из уст адвокатов потерпевшей стороны: Валентины Теличенко (представляет интересы супруги Гонгадзе – Мирославы) и Андрея Федура (адвокат матери Георгия – пани Леси). Интервью г-на Федура «Обозревателю» можно прочесть здесь .

Сегодня в небезызвестном Печерском суде столицы рассматривается дело, поменявшее ход истории независимой Украины. Исчезновение Георгия Гонгадзе, напомним, привело к протестам журналистов, а в декабре 2000-го - к всеукраинской акции «Украина без Кучмы».

Как известно, записи Николая Мельниченко в кабинете Леонида Кучмы привлечены в качестве вещественных доказательств по делу об убийстве Георгия Гонгадзе. Общая продолжительность разговоров в кабинете №1 Украины – более 200 часов. И дело Гонгадзе, - уверяет Николай Мельниченко – лишь капля в океане «подвигов» архитекторов власти времен Кучмы.

- Какое мнение вы сформировали, наблюдая со стороны за процессом над Пукачем?

- Знаете, суд по делу Пукача лично я расцениваю, как плевок в лицо украинцев. Почему? Потому что, судить под грифом «Секретно», делать секретными даже фамилии… Это вообще – нонсенс. Однако отмечу, это проблема возникла не сегодня. Этот маразм имел место еще при президентстве Ющенко. А непосредственно – когда Юрий Луценко руководил МВД. Именно тогда, напомню, Министерство внутренних дел и дало гриф «Секретно». Вывод? Мы снова и снова наступаем на грабли тех, кто при власти. Тех, кто убежден, что после них – хоть потоп. И пусть Бог даст здоровья тому же Луценко поскорее выйти из тюрьмы, но не дай Боже, суд над Луценко также будет иметь гриф «Секретно». Мы все-таки должны двигаться к открытому обществу. Ни милиция, ни СБУ не должны доводить ситуацию до маразма.

- Как считаете, дело Пукача – это многоточие (ведущее к заказчикам) или все-таки жирная точка?

- Считаю, что с тем, чтобы снять Януковича с должности президента Украины, необходимо сделать так, чтобы на Пукаче дело и завершилось. Чтобы была, как вы говорите, жирная точка. А если на Пукаче дело завершится, тогда, однозначно, можно говорить, что руководство Украины принимает нас, простите, за быдло, с которым можно делать все, что угодно. Что? Например, закрытые суды, в ходе которых доказывают, что не было в помине никаких заказчиков. Но если эта власть попробует сделать из народа Украины быдло, она не будет иметь права на существование.

- Уже сегодня можно спрогнозировать решение суда по делу Пукача. А что будете делать вы, после того, как суд озвучит свой вердикт, ведь ваши пленки – вещественное доказательство в этом деле?

- Я буду инициатором судебного процесса, целью которого является лишение Кравченко, Пукача и всех этих милиционеров, которые убивали, душили, воровали граждан Украины, военных званий. Кравченко, как известно, имеет специальное звание генерала армии. И, к слову, министр внутренних дел Луценко хотел сделать школу имени Кравченко… Но не могут убийцы носить такие звания, их нужно лишить всех званий и наград! Этим буду лично я заниматься. И, в принципе, любой гражданин Украины может обратиться с подобным иском в суд.

А вообще, надо сказать, что дело Гонгадзе – это очень маленький эпизод в каскаде преступлений, которые совершало высшее руководство Украины при президентстве Кучмы. Причем, подчеркиваю, очень маленький эпизод. Однако сейчас, насколько мне известно, семья Кучмы заплатила большие деньги, и…

- Кому?

- Окружению Януковича, которое и пытается сейчас спустить дело на тормозах.

- Против вас возобновлено уголовное дело. Какие новости в этом направлении?

- К огромному сожалению, я сейчас не могу узнать, в чьем производстве находится это дело. Или, возможно, оно уже закрыто? Четыре дня назад я обратился в Генеральную прокуратуру Украины с официальным письмом с тем, чтобы мне ответили на вопрос: «В ведении, какого следователя находится данное дело, если оно есть?». ГПУ обязана на протяжении 3-х дней уведомить меня. Меня же никто не ставит в известность. Если мне никто ничего не сообщает, если не проводятся следственные действия, я прихожу к выводу, что уголовное дело в отношении меня, закрыто. Во всяком случае, это наиболее логичное пояснение ситуации. Однако отмечу, что официального ответа я еще не имею.

Справка «Обозревателя»

31 марта нынешнего года ГПУ утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению Алексея Пукача по ч. 2 ст. 365, ч. 3 ст. 364 УК и ч. 3 ст. 166, п. п. «в», «i» ст. 93 УК Украины образца 1960 года. Досудебным следствием установлено, что обвиняемый, «будучи служебным лицом, исполняя приказы и указания министра внутренних дел Юрия Кравченко и прочих должностных лиц, уголовное дело в отношении которых расследуется в отдельном производстве, в мае-сентябре 2000 года превысил власть и свои служебные полномочия относительно общественного деятеля Алексея Подольского и журналиста Георгия Гонгадзе и 17 сентября 2000 года сознательно совершил убийство последнего».