Заклятый сосед: зачем Венгрия атакует Украину
Пока Россия осуществляет военную агрессию против Украины на восточном фронте, Венгрия дипломатически атакует с западного. Будапешт всегда был проблемным партнером для Киева, но такого напряжения между соседями еще не наблюдалось. И если украинское руководство пытается его минимизировать, то венгерское – всеми силами подпитывает.
"Обозреватель" разобрался, что стоит за конфликтом двух государств. Это второй материал цикла, посвященного проблемам и перспективам отношений Украины с соседями. В первом шла речь о Польше – стране, в которой нарастают антиукраинские настроения.
Реформа раздора
В сентябре Верховная Рада приняла реформу образования, согласно которой с 1 сентября 2018 года дети смогут учиться в начальной школе на языке нацменьшинства, параллельно изучая государственный язык, а уже с пятого класса будет задействован обратный принцип. Этот пункт спровоцировал шквал критики со стороны соседних государств, по мнению которых закон нарушает конституционные права нацменьшинств.
Читайте: Языковые "войны" на Закарпатье: местные венгры выступили с провокационным обращением
К удивлению украинского руководства наиболее болезненно-агрессивно отреагировала на реформу не Россия, а Венгрия. Сначала министр иностранных дел Петер Сийярто назвал новый закон "ножом в спину", потом сообщил о планах Будапешта препятствовать Украине на международной арене и по возможности блокировать важные для Киева решения и инициативы. Следующий эффектный жест – жалоба Венгрии в Европейский Союз, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию Объединенных Наций. И кульминация – инициирование пересмотра выстраданного Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.
Впрочем, паниковать не стоит. Ориентировочно зимой Венецианская комиссия подготовит заключение относительно закона "Об образовании", на которое и будет ориентироваться ЕС. Даже если к реформе будут замечания, Украина выразила готовность ими заняться. "Если в дальнейшем экспертиза выявит какие-то неувязки, будем над ними работать", – пояснила в интервью "Обозревателю" министр образования Лилия Гриневич.
В Раде также уверены, что пересмотра соглашения не произойдет, ведь ЕС не станет потакать "капризам" Будапешта, который попросту ведет внутриполитическую игру. "До этого не дойдет. Это скорее лозунги с венгерской стороны. Мы наблюдаем волну предвыборного популизма. Партии пытаются воевать за электорат – не более", – отметил в беседе с "Обозревателем" вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы, народный депутат от "Народного фронта" Георгий Логвинский.
Читайте: Сотрудничает с Россией: почему глава МИД Венгрии угрожает Украине
Схожее мнение высказала его коллега из комитета по вопросам евроинтеграции Елена Масорина: "Нарушений с нашей стороны нет. И причин пересматривать соглашение тоже. Это политический вопрос, раздутый на ровном месте".
Да и степень влияния Венгрии в ЕС переоценивать не стоит. Будапешт находится в острой конфронтации с Брюсселем из-за миграционного вопроса, по сути получив статус смутьяна в организации. То есть Венгрия не сможет единолично заблокировать евроинтеграцию Киева, хотя создать дополнительные сложности ей под силу. Не говоря уже о том, что ссора с соседом, который представлен в Украине многочисленным и довольно организованным нацменьшинством, как минимум дискомфортна.
"Закарпатьенаше"
Весной 2018 года в Венгрии пройдут парламентские выборы. Скорее всего, до этого момента Будапешт не прекратит раскручивать маховик конфликта с Украиной, поскольку защита интересов этнических венгров в других государствах – одна из ведущих тем избирательной гонки. Правящая партия "Фидес" пытается отобрать очки у праворадикальной политсилы "Йоббик". Именно с этой целью официальный Будапешт спекулирует и на теме венгерских автономий, в том числе в контексте Закарпатья.
Читайте: Языковая война: почему соседи ополчились на Украину
В марте этого года состоялся форум венгерских депутатов от стран Карпатского бассейна при участии высших чинов: спикера парламента, министра иностранных дел и других руководителей Венгрии. Тогда политики заявили, что стремление венгерских общин создать автономии в других государствах необходимо включить в повестку дня Европейского парламента. Конечно, перспективы у такой идеи нулевые, но сейчас речь не об этом.
Чуть раньше вице-премьер-министр Жолт Шемьен призвал пропагандировать венгерские партии в других странах и также упомянул об автономии. "Выживание венгров, проживающих за границей, зависит от того, смогут ли они достичь успеха, двигаясь в направлении достижения автономии", – подчеркнул вице-премьер. МИД Украины уловило шпильку, но отреагировало предельно сдержанно, призвав уважать территориальную целостность страны.
Читайте: Украина теряет венгров Закарпатья – соавтор закона о языке
Спекуляции на теме украинского Закарпатья в Венгрии начались давно, но в последнее время они заметно активизировались ввиду стремительного роста националистических настроений в стране и усиления "Йоббика" – третьей по величине политсилы в венгерском парламенте, представители которой с трибуны ПАСЕ называли Крым российским, а Закарпатье – мадьярским. К примеру, в мае прошлого года в Ужгород приезжал активист "Йоббика" Аттила Эрдели Салай, который пообещал вернуть Закарпатье Будапешту, а в 2014 году "Йоббик" провел съезд с подкарпатскими русинами, на котором призвал объединить силы в борьбе за создание "Карпато-русинской области" в составе Венгрии.
"С Венгрией у Украины не было особо тесных отношений и до российской агрессии. Преимущественно из-за не совсем корректных заявлений венгерских политиков, в том числе премьер-министра Виктора Орбана о защите прав и интересов венгров на украинском Закарпатье. Это нам несколько напоминает претензии России защищать "русский мир" за пределами своей страны", – отметил в беседе с нами один из лидеров крымскотатарского народа, нардеп от Блока Петра Порошенко и советский диссидент Мустафа Джемилев.
Читайте: Абсолютно реально: у Яроша оценили угрозу сепаратизма на Закарпатье
Конечно, Будапешт едва ли возьмет пример с Москвы, скорее всего ограничившись игрой на националистических настроениях. В отличие от России, Венгрия – член Европейского Союза и что в данном случае даже важнее – НАТО. Это мощный сдерживающий фактор.
В то же время риторика Венгрии относительно агрессии РФ в Украине куда более мягкая, чем в целом в ЕС. Официальный Будапешт неоднократно призывал к "прагматичным" отношениям с Москвой и критиковал санкционную политику.