Муниципальные выборы в России – это ничего сенсационного. Примерно то, что ожидалось. Москва выступила умерено раздраженно и эта раздраженность проявилась в низкой явке. Эта раздраженность неконструктивная, она не консолидировала людей, не направила их на протест – выборы просто проигнорировали.
Полностью подтвердился факт глубокой внутренней неоднородности РФ, о чем говорят электоральные результаты. Москва – европеизированный, продвинутый город, мегацентр и он по отношению к власти настроен достаточно критично. А вот как Россия в целом настроена по отношению к власти – мы судить не можем. В Москве ограниченные применения административного ресурса на выборах. Там все как на ладони, много наблюдателей, журналистов, там другие избиратели и другие члены избирательных комиссий. Поэтому власть старается слишком грубо здесь не мухлевать. Это не значит, что она совсем не мухлюет, это значит, что масштабы мухлежа там сильно ограничены в микрогеографическом смысле.
Читайте:
После России уже ничего не страшно
И если явка в Москве составляла 15%, это округленно, то в Мордовии (субъект в РФ. – ред), которая является электоральным султанатом, - за 70%. Понятно, что она нагнана искусственно за счет эксплуатации административного ресурса, подтасовок, вброса бюллетеней и переписывание протоколов. Но наблюдателей там нет, пресса боится, члены избирательных комиссий знают, что если они не покажут нужный результат – их выгонят с работы. Поэтому они вынуждены делать так, как от них требует власть. В Москве такого нет, там власть ведет себя ограничено.
Вот и проявилась разница между условным независимым кластером, который в данном случае представляет Москва или даже Карельская республика, в низкой явке. Власти не смогли натянуть необходимый им показатель. А там, где нет контроля и админресурс может разгуляться – там вам нарисуют явку и 70 и 80%.
В Москве около 125 округов, на 14-15 своих людей провел Дмитрий Гудков. Это список объединяющих несистемных оппозиционеров, куда входят коммунисты, Яблоко, Солидарность. Это создает некоторую драматургию перед выборами мера в следующем году. В Москве действует т.н. муниципальный фильтр, когда для выдвижения кандидата на пост мера, необходимо собрать определенное количество подписей муниципальных депутатов.
Читайте:
Кто эти люди в России с "газовой дубинкой"?
Так вот с помощью 45-60 людей из списка Гудкова можно продвинуть как кандидата на пост мера. Победа так себе, ею надо еще воспользоваться, а то кого-то из этих московских депутатов могут подкупить, запугать и т.д. В общем, программа минимум для списка Гудкова выполнена. А вот программа максимум пока непонятая.
У человека с критическим настроем вопрос такой – а что от этого изменится? Конечно, на Луну мы не улетим и новое светлое будущее с завтрашнего дня не начнем. Но есть ощущения, что если правильно воспользоваться выборами в Москве, они могут давать какую-то надежду на вхождение во власть несистемных людей. Другой вопрос, что в масштабе всей России это практически невозможно.
Читайте:
И чем России ответить?
В Москве опять будет понижена явка и на ее фоне будет пониженная поддержка власти. Но зато в Татарстане или Чечне явка будет 80% и все они будут за Путина. Тогда московский вялый интеллигентский протест опять будет растворен в здоровом теле электоральных султанатов, которые рисуют такие результаты, какие надо. На прошлых президентских выборах в Чечне явка составила 99,8%, как в Союзе. И 99,6% из них проголосовали за Путина. Но это все надуто административным ресурсом и какая там доля поддержки Путина – мы не знаем.
Поэтому никаких радикальных перемен в ближайшем будущем для России ждать не приходится, работают все старые механизмы. На весенних федеральных выборах президента ключевое слово скажет российская периферия. А там сделают такой результат, что закачаешься и никто за руку не схватит. Любая оппозиция подавлена, остальные запуганы – все как в Советском Союзе.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...