В обмен на санкции Запада: как в Раде поступят с Донбассом
Действие закона об "особом статусе" Донбасса истекает 18 октября 2018 года. Если Верховная Рада Украины его не продлит - переговоры в Минске, а также в "нормандском формате" станут бессмысленными. Запад и Кремль категорически заявляют, что именно "особый статус" удержит на плаву нынешнее хрупкое перемирие.
Как решится судьба Донбасса - разбирался OBOZREVATEL.
Скандальный закон
В октябре 2017 года народные депутаты со скандалами, потасовками и дымовыми шашками все же продлили "особый статус" Донбасса, введенный еще в конце 2014 года. Дело в том, что закон вносит несколько противоречивых изменений, которые не устраивают представителей как коалиции, так и оппозиционеров.
Документ гласит, что Украина гарантирует недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой, Луганской областей.
Изменения касаются и языковой политики. Так, Украина предоставляет право языкового самоопределения каждому жителю в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Фактически этим государство гарантирует особую роль русского языка в жизни регионов.
Читайте: "Развернет конфликт": Бессмертный указал на опасность закона о реинтеграции Донбасса
Критики закона указывают и на ряд очень противоречивых пунктов. Согласно документу, Донецкая и Луганская области получают возможность трансграничного сотрудничества, в частности, с Российской Федерацией. При этом Кабинет министров Украины не может прямо приказывать структурным органам региона, а лишь “заключать договора об экономическом развитии напрямую с местными органами власти”.
Смотрите видео по теме
Не менее скандальным является и пункт о “народной милиции” так называемых республик. В статье 9 прямо написано - на неподконтрольных территориях местные советы создают отряды народной милиции, “на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка в населенных пунктах этих районов”.
Более того, данные формирования подчиняются не Кабмину, а сельским, поселковым или городским головам. Такие отряды формируются на добровольных началах из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Некуда деваться
Несмотря на скандальность отдельных статей документа, закон о так называемом особом статусе является важной составляющей переговорных площадок для Украины. Дело в том, что текст стал финальной редакцией наработок, которые были составлены западными партнерами Украины.
Главными приверженцами особого статуса в такой редакции являются Соединенные Штаты. Еще в июле этого года спецпредставитель США по урегулированию конфликта на востоке Украины Курт Волкер выступил в поддержку продления закона, заявив, что такой шаг защитит Украину от обвинений со стороны России.
"Я не вижу никакого вреда в продлении действия закона. Ничего не изменится с сегодняшнего дня и до того дня, когда действие закона уже будет продолжено. Думаю, в этом нет вреда. Зато Россия будет использовать приостановление действия закона в качестве причины жаловаться на Украину”, - заявил Волкер.
В целом редакцию закона поддерживают и в России. Устами главаря “ДНР” Дениса Пушилина было заявлено о проведении “референдума о государственном статусе”, если закон не будет проголосован.
Читайте: "Это нормально": Волкер четко дал понять, кто имеет право стрелять на Донбассе
В Украине же тезис о продлении статуса для отдельных регионов продвигает Администрация президента. Ожидается, что постановление от президента Петра Порошенко будет подано в ближайшее время.
Не без конфликтов
Правда, идею поддерживают отнюдь не все члены президентской фракции. В комментарии OBOZREVATEL заместитель главы комитета по вопросам национальной обороны, народный депутат от Блока Петра Порошенко Иван Винник отметил, что “особый статус” сильно смягчает риторику Украины и не дает ответы на очевидные вопросы. Дело в том, что ранее Верховная Рада приняла закон о деоккупации, где ситуация на Донбассе, по сути, названа "войной".
Читайте: "Это война": в "ДНР" устроили истерику с угрозами из-за закона о реинтеграции Донбасса
"Обозначения, которые прописывает закон об ОРДЛО, он описывает другими словами. Причем теми, которые показывают реальное состояние дел. К примеру, в законе об особом статусе то, что происходит на востоке, называют лишь “событиями”, а в документе о деоккупации - “агрессией России”. В “особом статусе” с Украиной воюют неустановленные формирования, а в том законе - с военными РФ. Таких противоречий очень много, поэтому их нужно привести к одному знаменателю”, - считает Иван Винник.
Явные противоречия вылились в открытый конфликт вице-спикеров парламента. Так, нардеп от БПП и первый вице-спикер Ирина Геращенко призвала коллег поддержать “закон санкций”, обвинив некоторых в "двойных стандартах".
“Хотела очень ответственно проинформировать вас, во время встреч с высокопоставленными чиновниками, которые находились последние месяцы в Украине, в том числе и господином Болтоном (Джон Болтон, советник президента США. - Ред.), и Волкером, лидеры всех фракций, кроме одной, подтвердили готовность проголосовать за пролонгацию особого статуса Донецкой и Луганской областей. И будет очень несправедливо, если один месседж - для западной аудитории, а второй - для аудитории другой”, - сказала Геращенко на заседании Согласительного совета, обвинив одну из фракции в нежелании голосовать.
В ответ на такое заявление вице-спикер Рады от “Самопомочі” Оксана Сыроид заявила, что закон делает из Украины сторону конфликта, а не жертву.
Смотрите видео по теме
“Принятие закона, продление его действия - это движение в фарватере Москвы, фактическое превращение Украины снова из субъекта в объект. Когда Украина уже не является жертвой, а стороной конфликта. Когда Россия уже не является агрессором и уже даже не является партнером, а превращается в жертву”, - сказала Сыроид.
Несмотря на очевидные страсти вокруг закона, с большой долей вероятности он будет принят. Прения между БПП и фракцией "Самопоміч", как считает заместитель главы фракции "Народного фронта" Юрий Береза, лишь желание последних "перетянуть на себя одеяло".
“Это тактический закон, мы его 3 раза продлеваем и хоть один пункт был выполнен? Нет. От нас его требуют западные партнеры в обмен на поддержку санкций. Почему бы и нет?” - сказал OBOZREVATEL Береза.