УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В тюрьме все должно быть плохо

В тюрьме все должно быть плохо

За 11 месяцев текущего года в местах лишения свободы умерло 250 заключенных

Содержание VIP-заключенных в Лукьяновском СИЗО столицы еще раз напомнило о совсем не новой проблеме – о том, что учреждения пенитенциарной системы Украины являются позором не только на фоне подобных европейских учреждений, но и на фоне таковых в странах постсоветского пространства.

По статистике, в прошлом году в тюрьмах, не получив необходимой медицинской помощи, умерло 194 человека. За 11 месяцев текущего года – 250. Рассказать о том, в каких условиях содержат заключенных в Украине, как лечат и чем кормят, «Обозреватель» попросил известного правозащитника, председателя правления Международной общественной организации «Международная Лига защиты прав граждан» Эдуарда Багирова.

За 11 месяцев текущего года пенитенциарная система Украины убила 250 человек

Эдуард Багиров: Санчасть – это то место, которое может в какой-то мере восполнить потерю здоровья, но для этого необходимо, чтобы там были лекарства, оборудование и врачи. Если свободные люди могут вызвать скорую помощь, обратиться в любую больницу или к любому врачу, то находящиеся в СИЗО такой возможности не имеют. У них есть только одно лечебное учреждение – санчасть, и ограниченное количество лекарств.

10 февраля 2011 года я написал письмо на имя президента. 18 января 2000 года был подписан совместный приказ Минздрава и МВД, а 7 июня 2004 года этот приказ был аннулирован. Начиная с 2004 года над подписанием этого совместного приказа работало шесть министров здравоохранения. Но результатов не было.

В чем проблема? В элементарной коррупции. Наши чиновники желают сохранить те возможности, которые у них есть.

Кстати, узнав о том, что будет пресс-конференция, насколько я информирован из источников Минздрава, сказали, что сегодня этот приказ подпишут. Так что, возможно, пока мы разговариваем, они этот приказ уже подписали.

Этот приказ дает возможность руководителям структурных подразделений пенитенциарной службы, в том числе СИЗО, в случае необходимости по медицинским показаниям вывозить заключенных в больницы. Поскольку приказ не подписан, осужденные не могут получить медицинскую помощь.

У меня есть свежайшая статистика пенитенциарной службы Украины. За 11 месяцев 2011 года по медицинским показаниям умерло 250 заключенных, в 2010 году – 194.

Я уверен: если бы этот приказ был подписан, как минимум треть этих людей можно было бы спасти. На чьей совести эти смерти? Не на совести ли Министерства здравоохранения? Если чиновник Минздрава, своим бездействием, нежеланием подписать нормативно-правовой документ, приводит к смерти одного человека, почему прокуратура не обвиняет данного работника Минздрава в убийстве? Неумышленном. Почему не привлекает к ответственности министров?

Пенитенциарная структура – не курорт. Там здоровье калечится

«Обозреватель» поинтересовался, что представляют собой медицинские учреждения пенитенциарной системы, насколько квалифицированный персонал там работает и располагают ли они необходимыми медикаментами и оборудованием.

Эдуард Багиров: Есть специализированные межобластные больницы, где есть и оборудование, и специалисты – там созданы лучшие условия для оказания медицинской помощи. В каждом СИЗО и в каждой колонии есть санчасти, но сложные операции проводятся в больницах, подчиненных Минздраву.

Вылечить человека от серьезного заболевания практически невозможно. В принципе, такая же проблема и в медучреждениях Минздрава. Но пенитенциарная служба – это же не структура для лечения. Там здоровье калечится.

Зарплата медработников – копеечная. Что касается их квалификации, профессионализма… Во-первых, это очень специфические учреждения. Во-вторых, там большой риск заболевания тем же туберкулезом, СПИДом, потому что там максимальная концентрация людей с такими заболеваниями.

Поэтому там очень серьезные кадровые проблемы.

Столичных заключенных ждут новые камеры с кабельным телевидением

Правозащитник рассказал о том, каким образом власти Киева и области намерены решить проблему перегруженности Лукьяновского СИЗО – единственного следственного изолятора столицы, в котором сегодня содержатся Юлия Тимошенко и Юрий Луценко.

Эдуард Багиров: Я регулярно посещаю следственные изоляторы и наш киевский СИЗО. В пятницу я побывал в следственном изоляторе и могу констатировать: да, по сравнению с тем, что было 3-5 лет назад есть небольшие изменения в лучшую сторону, но в любом случае СИЗО не соответствуют тем стандартам, которые существуют даже у наших соседей – стран СНГ, не говоря уже о европейских стандартах.

Начиная с 1994 года решение Кабинета Министров о строительстве нового следственного изолятора не выполнялось. Был выделен участок, были выделены деньги на проектную документацию нового СИЗО – к сожалению, эти вопросы не решались.

Но насколько я знаю, в ближайшее время будет принято решение о том, чтобы в Ирпене на базе колонии №132 сделать следственный изолятор. Надеюсь, в следующем году завершится этап подготовки проектной документации, будет новый следственный изолятор и тем самым мы разгрузим Лукьяновское СИЗО.

В пятницу я сделал видеосъемку нового женского корпуса Лякьяновского СИЗО. Там будет кабельное телевидение, европакет, унитаз, умывальник, горячая, холодная вода. В 2004 году швейцарцы выделили 4 миллиона франков для строительства корпуса для женщин. И вот до конца этого года этот корпус будет введен в действие.

Но опять-таки, это будет тюрьма. Как бы вы ни пытались облагородить помещение, как бы ни обеспечивали оборудованием тюремную больницу – это тюрьма. Там вы не сможете получить ни здоровья, ни удовольствия.

Трехразовая тюремная «баланда»: есть можно, а яблоки только по праздникам

«Обозреватель» попросил Эдуарда Багирова рассказать о том, чем кормят заключенных в колониях и СИЗО, о пищевой и энергетической ценности такого питания.

Эдуард Багиров: Трехразовое питание, если не ошибаюсь, стоит порядка 11 гривен. Первое, второе, каша. Хлеб сами пекут, макаронные изделия сами изготавливают. Это во всех колониях. Они таким образом минимизируют затраты на покупку хлеба и макаронных изделий. У них есть свои подсобные хозяйства, осужденные выращивают овощи, занимаются животноводчеством. Фруктами не балуют.

Капуста бывает, если осужденные ее сами вырастили. Кроме того, овощи закупают, но в основном для приготовления блюд. Яблоки, виноград или апельсины – разве что по праздникам.

Каждый раз, когда я езжу с инспекцией, я захожу в том числе и в столовую и прошу, чтобы мне насыпали, как говорят арестанты, «баланду». Скажу так: есть можно, от голода человек может есть хоть кожаный ремень или туфли. Хотелось бы, чтобы там еда была намного лучшего качества, но у нас почему-то считают: если это тюрьма, все должно быть плохо.

VIP-камеры есть, но не для всех

В контексте сообщений о том, в каких идеальных, по нашим меркам, условиях содержится серийный убийца Брейвик, «Обозреватель» попросил Эдуарда Багирова рассказать о том, в каких условиях отбывают наказание украинские ВИПы.

Эдуард Багиров: Никак нельзя сравнить содержание серийных убийц, маньяков и просто осужденных в странах Евросоюза с содержанием заключенных в наших тюрьмах.

Да, у нас есть отдельные палаты, где созданы VIP-условия. Я их посещал. Но они не для всех. В 2009 году я также проводил проверку в СИЗО в качестве члена комиссии, созданной Генпрокуратурой. Тогда я знал, что делают VIP-камеру.

Я лично не против, чтобы каждый осужденный или подследственный содержался в комфортабельных или по крайней мере нормальной камере или палате. Но эти нормальные условия пока что недоступны всем желающим, впрочем, как и на свободе. С одной стороны, это меня расстраивает, потому что в СИЗО находится около 4 тысяч осужденных, и я бы хотел, чтобы все, кто нуждается в лечении, могли получить полноценную медицинскую помощь.

Почему заболела VIP-заключенная Тимошенко?

«Обозреватель»: Юлия Владимировна получает полноценную медицинскую помощь?

Эдуард Багиров: Я этого не сказал. У нее двухместная палата, все есть там внутри – телевизор, холодильник, душевая кабинка, туалет. Но то, что там внутри красиво – это такое. Это тюрьма.

«Обозреватель»: Исходя из того, что вы сказали, возникает резонный вопрос: почему у Юлии Владимировны резко ухудшается здоровье в таких условиях?

Эдуард Багиров: Давайте проведем опрос тысячи людей, которые побывали в Киевском СИЗО. Я вас уверяю, 999 вам скажут, что у них с первого дня нахождения в СИЗО резко ухудшалось здоровье. Это нормально. СИЗО – это помещение, где человек находится в стрессовом состоянии. Там нельзя себя комфортно чувствовать.

«Обозреватель»: То есть люди теряют здоровье исключительно на нервной почве?

Эдуард Багиров: Естественно, это же тюрьма. Тюрьма – это место, которое не добавляет здоровье, а отнимает.

Если мы находимся на свободе, у нас есть скрытые болезни – предрасположенность к гипертонии, к инфаркту, к сахарному диабету… Достаточно попасть в СИЗО и побыть там неделю, сразу же выявляется сахарный диабет, сердечное заболевание, открывается язва желудка.

Чем дольше человек находится в СИЗО, тем более ухудшается его здоровье. Поэтому из СИЗО надо поскорее или на свободу, или же в колонию, где условия намного лучше.

VIP-заключенные улучшают стандарт жизни СИЗО

Эдуард Багиров: Так сложилось, что при попадании VIP-заключенного в следственный изолятор поднимается информационный шум и, как ни странно, начинают обращать внимание на условия содержания заключенных. Таким образом они, нехотя, но способствуют улучшению стандарта жизни и медицинского обеспечения.

Поэтому в какой-то мере мы, правозащитники, благодарны VIP-заключенным за то, что они там есть. Если такая тенденция будет продолжаться в 2012, 2013 годах, у нас будет меньше поводов критиковать условия содержания заключенных.

Я не хочу, чтобы в тюрьмах умирали люди. Я хочу, чтобы люди возвращались к семьям, к родным и жили нормально. Пусть Юлии Владимировне и всем арестантам улыбнется судьба.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

В СИЗО у Тимошенко «есть все» - Багиров

Правозащитник назвал истинную причину болезни Тимошенко

В Ирпене построят новое СИЗО - Багиров

В Лукьяновском СИЗО откроют новый корпус для женщин. ФОТО

Минздрав убивает заключенных – Багиров

Смотрите видеосюжеты:

У Тимошенко - VIP-камера

Санчасти в тюрьмах Украины - позор даже для СНГ

Как Минздрав убивает заключенных

Тюремная "баланда" стоит 11 грн в сутки