УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Сырой» закон о выборах

«Сырой» закон о выборах

В Раде зреет «война» за «барьеро-проценты»

Видео дня

Закон о выборах народных депутатов решено переписать. С новым проектом, предусматривающим повышение проходного барьера до 5% и мажоритарно-партийную систему выборов, возятся уже давно. И вот, наконец, в деле наметился прогресс: более-менее подготовленный законопроект вынесен на всенародное обсуждение. Заканчивается его перевод на английский, дабы с ним могла ознакомиться уважаемая Венецианская комиссия.

Поделиться своим мнением о качестве предлагаемого документа «Обозреватель» попросил председателя правления Комитета избирателей Украины Александра Черненко.

Александр ЧЕРНЕНКО: Законопроект пока даже не внесен в Верховную Раду – он обнародован лишь на сайте Министерства юстиции. Он до сих пор не передан в Венецианскую комиссию. Тем не менее, он уже стал предметом анализа.

Если отвечать на вопрос, вынесенный в тему пресс-конференции – угроза демократии или шаг вперед, - то здесь все зависит от того, с чем сравнивать. Если говорить о законе о местных выборах, который был, наверное, наихудшим за всю историю украинской независимости, то этот закон является определенным прогрессом. Если же сравнивать его с пока действующим Законом о выборах народных депутатов, то здесь мы имеем определенный откат – в политических вопросах - в вопросах избирательной системы, избирательного барьера, и в вопросах процедурных – формирования комиссий, голосования, подсчета голосов и т.д.

То, что там есть хорошего, можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь, то, что за ходом выборов могут наблюдать общественные организации и иметь те же права, что и наблюдатели от политических партий. Это то, за что мы очень долго боролись. Определенным позитивом можно считать то, что достаточно ограничен круг оснований для отмены регистрации уже зарегистрированных кандидатов-мажоритарщиков. Но вместе с тем достаточно нечетко выписана сама процедура регистрации. Если, согласно с этим законом, уже зарегистрированного кандидата будет трудно снять, то определенных неугодных кандидатов могут просто не зарегистрировать по формальным причинам.

Все остальное – проблемы. Наибольшая проблема – избирательная система. Это определенный откат назад к тому, что у нас было десять лет назад. При мажоритарной системе, как правило, используется админресурс, избранные мажоритарщики, став депутатами, не привязаны к политическим партиям и фракциям, они постоянно переходят, то есть нет стойкой структуризации парламента. Безусловно, мажоритарка – это вчерашний день. Надо смотреть в будущее, надо переходить к открытым спискам. Но, к сожалению, у действующей власти нет политической воли, чтобы пойти на такой шаг, хотя это и было записано в программе Виктора Януковича перед выборами президента.

Что касается процедурных проблемных моментов в законе. Первое – формирование округов. Сказано лишь, что они формируются перед кампанией. То есть их можно сформировать и хоть сегодня, и в последний день перед началом кампании, что и будет сделано. Это означает, что определенные кандидаты, которые хотят баллотироваться по мажоритарным округам, просто не будут знать границ своих округов, а кандидаты, поддержанные властью, будут знать.

Вопрос формирования комиссий. Снова здесь мы видим прерогативу для парламентских фракций. Но если мы будем иметь от Партии регионов и от КПУ по одному кандидату в комиссиях, то фракция НУНС, в которую входит 9 партий, формально также будет иметь одного кандидата в комиссии. Этот принцип формирования комиссий с приоритетностью включения в них представителей парламентских фракций в Украине себя не оправдал. Хорошо хоть, что сейчас сделали по одному из фракции, а не по три, как это было в действующей законе.

Вопрос голосования на дому. Согласно с законопроектом, для того чтобы проголосовать на дому, избирателю необходимо просто подать заявление, ему не нужно предоставлять справку о том, что он болен и не может прийти сам. Мы помним, как в некоторых регионах были целые «эпидемии», когда до 30% избирателей голосовали на дому. Но голосование на дому, особенно в селах, является не очень контролируемым, поэтому здесь возможны махинации.

Закон очень «сырой». Одни статьи противоречат другим. Давать его в таком виде в Венецианскую комиссию… Конечно, Венецианская комиссия не будет оценивать избирательную систему, она будет оценивать соблюдение прав и равности возможностей. А какая тут может быть равность возможностей, когда кандидатов, которые выдвигаются партиями, регистрирует ЦИК. Фактически в первый день кампании партия проводит съезд и выдвигает кандидатов. На второй-третий день их уже могут зарегистрировать. Кандидатов в округах регистрируют окружные избирательные комиссии, которые создаются не позже, чем за 60 дней до выборов, а как правило, в последний день. Поэтому кандидаты, которые идут от партий, за 88-90 могут проводить агитацию, а мажоритарщики, когда бы они ни выдвинулись, пока не будет сформирована окружная комиссия, не могут вести агитацию. Это прямое нарушение прав. Я думаю, Венецианская комиссия будет обращать внимание на такие вещи.

Есть и много других несогласованностей с этом законопроекте.

Что касается перспектив. Мы ожидаем очень непростую судьбу его прохождения в парламенте. Мы уже видели категорическую позицию коммунистов, что они за такой закон голосовать не будут. Этот закон критикует и блок Литвина. Повышение барьера до 5% в сегодняшних украинских политических реалиях – это дискриминационный порог, от которого надо отказываться. Он искусственно консервирует определенную политическую систему. Ссылка на страны Европы, где барьер в 5-7%, не выдерживает критики, потому что в Европе партиям по сто лет, там определенная структурированность состоялась, у нас же партийная система развивается, и логично было бы оставить барьер в 3%, максимум 4%, но и это уже много.

Эта позиция не удовлетворяет партнеров Партии регионов по коалиции, я думаю, она не удовлетворяет многих и в самой Партии регионов, которые видят, что в списки они не попадают, а округа уже поделены. Желающих много, округов мало. Я возьму на себя смелось предположить, что на определенных округах будет выдвинут кандидат от ПР и один или несколько членов ПР-самовыдвиженцев.

Поэтому судьба этого законопроекта в Верховной Раде будет непростой. Я думаю, вопрос системы уже меняться не будет, но вопрос барьера, многие процедурные вопросы вызовут большую дискуссию в парламенте. Нужно дождаться выводов Венецианской комиссии.

Общественные организации, наша организация, со своей стороны, объединились в консорциум. Мы хотим организовать публичные дискуссии в Киеве и регионах, привлечь политическую и общественную среду. Мы уже высказывали свои предложения, некоторые из них были учтены, некоторые – нет. Но время еще есть, чтобы сделать этот законопроект лучшим, чем он является. Я думаю, общими усилиями это нужно сделать.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: В чем именно состояли ваши предложения?

Александр ЧЕРНЕНКО: В том числе о наблюдателях от общественных организаций. Эти предложения полностью нашли свое отображение в законопроекте. Были предложения в отношении свободного публичного доступа к информации о кандидатах, об их расходах из избирательного фонда. В законе написано, что на сайте ЦИК будут представлены все документы, связанные с биографиями, программами, декларациями кандидатов. Мы считали, что стоит уменьшить срок необнародования результатов соцопросов до 5 дней. В первом варианте было за 15 дней, сейчас нашли компромисс – за 10 дней. Хотя это уже анахронизм, потому что есть интернет, есть блоги и все равно мы знаем, что опросы будут обнародованы.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: Вы считаете, что Венецианская комиссия не одобрит документ в том виде, в котором он существует сейчас?

Александр ЧЕРНЕНКО: Венецианская комиссия не одобряет документы. Она дает рекомендации, но не оценивает закон в целом. Она может сказать: эти и эти нормы отвечают международным стандартам практики применения выборов, но эти и эти нормы противоречивы. А вопрос законодателей – учитывать эти рекомендации или нет.

Я скажу честно: есть рекомендации, в том числе ОБСЕ, которые при использовании их в Украине имеют достаточно негативный эффект. К сожалению, в Украине есть свои «изобретатели» и они найдут, как использовать любую норму закона в плохих целях.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: Вы уже сказали о такой норме, как голосование на дому, которая открывает путь к фальсификациям. Какие еще возможные пути для фальсификаций несет законопроект?

Александр ЧЕРНЕНКО: Я бы не сказал, что законопроект дает много путей для фальсификации волеизъявления в день голосования, но он дает много преимуществ определенным кандидатам на этапе кампании.

Законопроект четко не обязывает ЦИК печатать бюллетени со степенями защиты. Он говорить только о том, что бюллетени должны быть защищены. В действующем законе очень четко прописаны формы защиты бюллетеней и только два полиграфических предприятия могут эти бюллетени печатать. Если же законопроект станет законом в таком виде, теоретически ЦИК сможет заказывать бюллетени в других типографиях.

Следующее – внесение в списки в день голосования через суд. С одной стороны, это гарантирует право тех, кого нет в списках, проголосовать, но, с другой стороны, у нас есть Реестр избирателей, в который вложен уже миллион, который работает три года. Надеемся, что на этом этапе злоупотреблений не будет, хотя теоретически закон дает возможность это делать.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: Какова вероятность того, что в Украине будут назначены внеочередные парламентские выборы?

Александр ЧЕРНЕНКО: Я считаю, небольшая, практически равна нулю. В этом не заинтересован никто, даже оппозиция, которая не готова к выборам. Вероятность всегда остается. Возможно, определенные экономические и политические кризисы могут ускорить эти процессы, потому что ситуация в Украине развивается не очень положительно, но я бы не допускал очень большой вероятности.

Мне довелось общаться с многими политиками – все они настроены на 2012 год, уже начинают работать с округами, договариваться о местах в списках. Должны произойти форс-мажорные обстоятельства, чтобы выборы состоялись раньше.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: То есть предвыборная кампания фактически уже началась?

Александр ЧЕРНЕНКО: По большому счету, да. Вернее, не кампания как таковая, а аудит, прицеливание к округам, оценка шансов. Я думаю, уже с осени многие будут работать в формате избирательной кампании – акции, подарки, начнут функционировать благотворительные фонды и т.д.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Венецианская комиссия рассмотрит «сырой» закон о выборах

В Раде назревает «война» за проходной барьер - Черненко

Фальсификации на выборах не остановит ни один закон - КИУ

Смотрите видеозапись пресс-конференции:

Часть 1

Часть 2