Ситуация в УПЦ МП и преемники Владимира
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Глава самой крупной православной конфессии в Украине – Украинской православной церкви Московского патриархата, в которой насчитывается более 10 тысяч приходов, митрополит Киевский и всея Украины Владимир плох. В эту среду он встретил свое 76-летие в реанимации одной из киевских больниц.
Владимир, пожалуй, самый авторитетный и любимый церковный деятель в нашей стране, пользующийся огромным авторитетом как среди простых верующих, так и у власть предержащих. Наше издание желает ему выздоровления и дальнейших успехов на ниве служения Христу.
В силу понятных обстоятельств мы не можем отказать себе в праве поговорить с читателями о ситуации в УПЦ МП и о возможных преемниках киевского митрополита, так как церковь – одно из влиятельных учреждений в Украине и не может находится вне поля зрения общественности.
В настоящий момент среди архиереев в УПЦ МП существуют два течения, которые прямо противоположным образом отвечают на вопрос: должна ли УПЦ МП стать независимой от Московского патриархата или должна и дальше пребывать в лоне церкви-матери - Русской православной церкви. Те, кто считают, что она должна стать независимой, считаются «автокефалистами», а те, кто видят будущее церкви в ее неразрывной связи с Москвой - антиавтокефалисты.
Автокефалисты выступают не только за независимость от Москвы и создание национальной украинской церкви, но и за реабилитацию Мазепы, за признание голодомора геноцидом украинского народа, они поддерживали Виктора Ющенко и оранжевую революцию, выступают за объединение с Киевским патриархатом. Их называют еще «оранжевыми попами» и даже попами-националистами.
Антиавтокефалисты – это антизападники, антиоранжевые и антинационалисты, сторонники объединения Украины, России и Белоруссии в союзное государство, адепты Русского мира. Политически они поддерживают Партию регионов и коммунистов. Если бы они могли, то вообще упразднили бы УПЦ МП и напрямую подчинялись бы патриарху Кириллу.
Однако большинство украинских архиереев – это болото. Они могут быть с Москвой, а могут и не быть. Все зависит от конъюнктуры, от того, кто сильнее в настоящий момент. Сейчас - сильнее патриарх Кирилл, поэтому они с ним и антиавтокефалистами.
Что касается простых священников, мирян и монахов, то подавляющее большинство их антиавтокефалисты. Поэтому это и заставляет автокефалистов быть в церковном подполье и не демонстрировать открыто своих взглядов.
Раньше считалось, что главой автокефалистов является молодой и честолюбивый архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), который меньше чем за два года сделал головокружительную карьеру от келейника митрополита Владимира до епископа, после чего спустя несколько лет последний сделал его архиепископом (произошло это в Италии, при этом не присутствовал ни один украинский архиерей). Однако несколько позже поняли, что Драбинко (в церкви его называют просто - Саша) не мог вести себя так демонстративно вызывающе, если бы не чувствовал серьезную поддержку. Поэтому в какой-то момент стало понятно, что, на самом деле, главой автокефалистов является сам митрополит Киевский Владимир. Однако он так и не объявил себя открытым сторонником автокефалии в отличие от митрополита Черкасского и Каневского Софрония. Последний своих взглядов не таит.
Что касается антиавтокефалистов, то их неформальный и открытый лидер - митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.
Итак, кто может стать преемником Владимира? Если вам кто-то будет говорить, что он знает – не верьте. Этого никому кроме Бога неизвестно. Все, как говорят в церкви, в его руках.
Но мы можем говорить о главных претендентах на киевский митрополичий престол. Перед тем, как «огласить весь список», заметим, что в дискуссиях о наследниках Владимира проскользнула неожиданная кандидатура – Патриарх Кирилл. По замыслу многих антиавтокефалистов он должен был бы стать митрополитом Киевским. Сторонники этой идеи обосновывали ее тем, что в таком случае с автокефальной линией в УПЦ МП будет покончено навсегда, а из церкви будет вычищена вся оранжево-националистическая зараза. Мало того, любой другой московский Патриарх должен был получать этот «титул» в будущем. Предлагалось даже завести в Киеве какое-нибудь постоянное патриаршее подворье, а Кирилла сделать активной персоной украинской политики. Но пока эта идея нереализуема: во-первых, нет желания Кирилла; во-вторых, есть опасение, что в этом шаге украинские национал-патриоты опять увидят «звериный оскал российского империализма».
Некоторые фантазеры прочат на престол архиепископа Александра (Драбинко). Мол, за ним стоит Банковая, т.е. Администрация Президента. Однако эти слухи преувеличены. Вне всякого сомнения, можно говорить лишь о том, что Саша будет активным участником выборов. Взамен на свою неприкосновенность будет обещать претендентам голоса своей группы.
Итак, список: митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.
К нему также добавляют и митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Но у последнего мало шансов, так как его считают в церкви и околоцерковных кругах, имеющих влияние на УПЦ МП, уж радикально прорусским.
Поэтому рассмотрим только три вышеуказанные кандидатуры.
Все они устраивают и Москву (Кирилла), и Банковую (Януковича). Во-первых, все они настроены против автокефалии УПЦ МП и за ее единство с РПЦ; во-вторых, все трое против оранжевых и националистов.
В СМИ часто можно увидеть мнение, что раз Иларион, как и Виктор Янукович, - из Донецка, то президент его поддержит. Не факт. (Кстати, Иларион родом из Галичины).
Что касается Павла, то против его шансов на митрополичий престол работает его слава самодура, содомита и участника попоек. Возможно это не отвечает действительности, но так о нем говорят в церковных кругах.
По мнению многих экспертов по УПЦ МП, самые высокие шансы занять митрополичий престол - у черновицкого Онуфрия, который слывет честным, умным, богобоязненным и порядочным архиереем.
Еще раз – это пока только разговоры. Вопрос же о преемнике Владимира остается пока открытым.