Накануне приговора: если Тимошенко посадят, то…
Накануне вынесения приговора Юлии Тимошенко «Обозреватель» опросил киевских политологов на предмет последствий для власти реализации двух возможных сценариев исхода этого дела: а) Тимошенко отпускают; б) Тимошенко сажают.
Владимир Фесенко, директор политологического центра «Пента»
«Сначала я попытаюсь спрогнозировать: отпустят ли Тимошенко. Скорее нет, чем да. Если же отпустят, то не 11 октября и не 12, а чуть позднее. Смею предположить, что где-то до 20 октября. Почему именно это число? В это время Виктор Федорович должен быть в Брюсселе. Почему не 11, и не 12 число, потому что надо показать, что нынешняя украинская власть не берет под козырёк перед Евросоюзом. Если Брюссель хочет, чтобы Тимошенко отпустили - отпустят, но не сразу. В общем, чтобы это не выглядело как низкопоклонство перед Брюсселем.
Что касается последствий, то они связаны с тем, отпустят ли Тимошенко или нет. Вот если не отпустят вообще, если она останется в тюрьме и после окончания текущего года, то тогда главные негативные последствия – это то, что не будет подписания или ратификации договора об ассоциации с Евросоюзом.
Я не ожидаю в ближайшей перспективе (если не произойдет обвала экономической ситуации) внутриполитических катаклизмов. Наверняка БЮТ и оппозиция попытаются провести достаточно громкую, резонансную, конфликтную акцию протеста в связи с обвинительным приговором Тимошенко. Это, наверняка, будет, но я не ожидаю нового Майдана и каких-то революций в связи с тем, что Тимошенко останется в тюрьме, потому что она уже и так в тюрьме. И самое главное – очень высок уровень недоверия к Тимошенко. Последний опрос общественного мнения показывает, что, несмотря на определенный рост сочувствия к Юлии Владимировне в связи с ее пребыванием в тюрьме, нет изменения рейтинга. Народ не готов подняться на ее защиту в едином порыве.
Последний опрос социологической службы «Рейтинг»: на вопрос «Готовы ли вы выйти на улицы ради Юли Владимировны, если она останется в тюрьме?» однозначно «да» сказали только 5%, еще 8% колеблются, может быть, выйдут. Остальные – либо однозначно «нет», либо просто равнодушны. Но 5% - это около миллиона, это тоже немало. Оппозиция разъединена. Рост критического напряжения возможен, но каких-то кардинальных внутриполитических последствий не будет.
Если же Тимошенко выпустят, то это снимет большую часть напряжения в отношениях с Европейским союзом, и ситуация будет колебаться в зависимости от тех или иных проблемных моментов в отношении с Евросоюзом. Что касается России, то здесь Тимошенко не является главным разделяющим фактором. Тут на первый план будут выходить темы выгодности или невыгодности нового газового соглашения».
Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ
«Есть несколько вариантов развития событий, но любой из этих сценариев при правильной раскрутке Тимошенко и оппозиция могут обернуть в свою пользу. Вот та точка невозвращения, которую власть перешла, был арест Тимошенко. До этого момента страшный для Тимошенко сценарий, выигрышный для власти, которым власть не воспользовалась - череда скучных и нудных, никому не нужных судебных процессов, которые вымывали бы Тимошенко из информпространства. Теперь же, как не поверни, надо либо оправдывать Тимошенко, что преподнесут, как слабость, либо приговаривать, что преподнесут в мире, как излишнее применение силы. При этом есть масса сценариев, при которых приговор будет вроде как вынесен, статьи чуть ли не декриминализуют, Тимошенко будет оправдана, ее выпустят. Но все равно надо понимать, что волна уже пущена, и на Западе не успокоятся, пока Тимошенко не будет выпущена к выборам, которые могут быть поставлены под сомнение, если так не произойдет».
Ростислав Ищенко, Президент Центра системного анализа и прогнозирования
«После того, как ее отправили в Лукьяновское СИЗО, фактически у власти выбора не осталось – они должны ее закрывать всерьез и надолго. Либо она признает свою вину и ее амнистируют. В противном случае Тимошенко, которая покидает СИЗО и выходит на свободу, потому что суд ее оправдал, или потому, что ей дали условный срок, или потому что декриминализировали статью, во всех этих случаях она выходит и говорит народу: «Дважды преступные суды - один раз при Кучме, а другой при Януковиче - не доказали ни одно из выдвинутых против меня обвинений, потому что я честная девушка». И учитывая, что сегодня у нас не март 2010 года и даже не май 2010 года. Слава богу, уже октябрь 2011 и уровень доверия к президенту и Партии регионов снизился и быстро продолжает снижаться еще более быстрыми темпами, чем он снижался у Виктора Андреевича, Тимошенко имеет возможность собрать вокруг себя большое количество недовольного протестного электората. Не секрет, что протестный электорат есть, а вот лидера у него нет. Учитывая, что она харизматичная девушка, то сможет собрать вокруг себя недовольных. Они и не скрывают, что как только она выйдет, то они готовы на выступления. Этот вариант вполне просчитывается. Тимошенко нужно было не закрывать, а раз закрыли, то ее не следует выпускать из политических соображений.
Если же она получит срок и отправится его отбывать, то ничего особо радикального не произойдет: бютовцы немного побузят, но все это пойдет по снижающейся. Какое-то время Яценюк и прочие попытаются попиариться на нелегкой судьбе Тимошенко. Но потом оппозиционеры начнут искать себе новых лидеров, которых они проведут в парламент. Потом народ начнет забывать лидера, которого не показывают по телевизору. Ну, будет пара-тройка международных заявлений. И все».
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
«Любой из этих вариантов создает проблемы для власти. Как власть будет эти проблемы решать, я не знаю, насколько к этому она готова, не знаю. Единственное, что понятно, что данные опросов показывают, что, несмотря на то, что Тимошенко была заключена под стражу (идет третий месяц), ее рейтинг значимо не вырос. Я это интерпретирую так, что люди не связывают ее пребывание на свободе или в тюрьме с какой-то своей надеждой то ли потому, что они уже жили при премьере Тимошенко, то ли по какой-то другой причине, но для меня это было неожиданно - я предполагал, что будет рост рейтинга, но этого роста нет. Поэтому это позволяет власти ожидать спокойно любого исхода. Если Тимошенко получит срок, то это будет временное решение. Я предполагаю, что потом будет либо амнистия, либо какое-то другое решение, потому что Тимошенко на свободе – это меньшая головная боль для власти, чем Тимошенко в тюрьме.
Если же Тимошенко в тюрьме, то любой визит президента за границу будет сопровождаться и публичными вопросами, и какими-то акциями, это дискомфортная ситуация для президента за рубежом. Так что эта овчинка выделки не стоит».
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
«Сценарий оправдания будет означать не только юридическую и политическую победу Юлии Тимошенко, главное и для нее, и для Януковича, и для всех не столько юридическое, сколько морально-политическое унижение всей власти со всеми ее прокуратурами, судами, Родионами Киреевыми и теми, кто менеджерировал и месседжерировал судебный процесс над Тимошенко. Этот сценарий неблагоприятен, а может, и опасен для власти, а поэтому нереален и не возможен.
Теперь, если Тимошенко будет осуждена в соответствии со статьей, по которой ее судят, этот вариант осуждения для власти безопасен. Она получает очищенную и зачищенную от Тимошенко политическую поляну, от альтернативного политического игрока, от оппозиционера-альтернативы, который умеет работать в качестве альтернативы среди элит, которые не всегда довольны властью и готовы искать альтернативного сильного покровителя, и что самое главное – во время ухудшения социально-экономических условий – она может работать с улицей. Ибо в отличие от всех остальных оппозиционеров Юлия Тимошенко - потенциальный лидер потенциальных популистских восстаний, бунтов и социальных майданов социально зависимых от бюджета масс. Можно быть в оппозиции, политической, телевизионной, даже куртуазной, но это еще не дает тем, кто претендует на статус оппозиционера, тех качеств, которые позволяют стать «Анжеликой - маркизой ангелов». Поэтому, посадив Тимошенко, власть снимает угрозу потенциально альтернативного центра нынешней власти, нынешнему политическому режиму, хотя может получить черную метку осуждений, поучений со стороны европейских стратегических партнеров. Однако у власти есть маневр, заключающийся в предложении в создании Евразийского союза, который при определенных условиях может стать частью большого экономического пространства, по крайней мере, в редакции Путина «от Лиссабона до Владивостока». По крайней мере, подобные предложения Путина могут стать оправданием поворота или разворота власти в сторону традиционного пророссийского партнерства. Хотя этот сценарий минимален. Правда, тут могут возникнуть проблемы с финансово-олигархической интеграцией Украины в Европу, потому что счета, недвижимость, капитал, а главное - пропуск в европейский клуб элиты, во многом зависит от подписания договора о зоне свободной торговли с ЕС. И соглашения об ассоциации, который в свою очередь попадает в зависимость от исхода дела Тимошенко. Поэтому власть пойдет на третий компромиссный вариант – реально осудить Тимошенко, но реально не посадить.
Это делается с целью недопущения ее разыгрыша стратегии, как в известном эпизоде, где "честная девушка" кричит: «Невиноватая я!». Главное, чтобы в политическом сознании широких электоральных масс, а также в Европе и России, отчеканилось то, что Тимошенко подписала невыгодный контракт, и только проявленная со стороны власти милость к падшим обеспечила Тимошенко относительную свободу от изоляции, от реального тюремного срока, но не свободу от своих бизнесово-политических грехов».