Новая стратегия по Донбассу: что приняла Рада
Спустя несколько месяцев подготовительной работы, напряженных дискуссий и консультаций с международными партнерами президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду два важных законопроекта: о реинтеграции Донбасса и об особом статусе. Основные их тезисы были известны давно, но окончательный текст нардепы увидели лишь в среду, 4 октября. На следующий день Рада предприняла первую, неудачную попытку принять законопроекты. По старой традиции пленарный день закончился блокированием трибуны и потасовками. Но уже в пятницу фракции коалиции активизировались и оперативно проголосовали за инициативы президента, заручившись поддержкой Радикальной партии, "Воли народа" и ряда внефракционных нардепов. В сути принятых изменений разбирался "Обозреватель".
Провал по всем фронтам
5 октября в зале зарегистрировались 349 народных депутатов, и решения имели все шансы быть принятыми.
Однако народные избранники пошли другим, привычным путем: устроили драку и заблокировали трибуну. "Самопоміч", еврооптимисты и некоторые внефракционные нардепы сорвали голосование за президентский законопроект о реинтеграции. Основные претензии: в тексте не прописаны пункты по Крыму, там фигурируют Минские договоренности и "почему такой закон не приняли три года назад".
"Мне удалось сохранить выдержку. Хотя было противно. "Самопоміч" в 2015 году голосовала за особенности местного самоуправления в ОРДЛО. В том числе все, кто вырывал микрофоны. А 5 октября сорвали голосование, которое признавало РФ агрессором и законопроект, из-за которого вчера с ума сходили россияне и их приспешники в Минске. Они подыгрывают Кремлю (не первый раз) и делают все, чтобы с РФ сняли санкции нашими руками. Блокада ОРДЛО, устроенная этой фракцией, помогла Путину украсть предприятия Донбасса и обошлась украинскому бюджету в 1,7 млрд гривен потерь бюджета и $1 млрд экспортных поступлений. Танцы на войне – это их дикие танцы", – отметила вице-спикер Рады Ирина Геращенко.
Украинский сегмент интернета до утра бурно обговаривал не столько реинтеграционный закон и его альтернативы, как поведение народных избранников. "Цирк и предатели Украины" – основное гневное резюме реакции украинцев.
"Шабашем расконсервированных агентов ФСБ" назвала представитель БПП Ирина Луценко начало второго дня. "Они не дают возможности назвать Россию тем, кем она является – агрессором. Эти ФСБшники не дают сказать, что Украина находится в состоянии обороны. Закон даст возможность заиметь летальное оружие, ввести миротворцев и закрыть украинскую границу", – пояснила нардеп.
РФ – оккупант
Ключевой пункт документа о реинтеграции, все же принятого в первом чтении, – признание России агрессором. В тексте прописано, что территории Донецкой и Луганской областей временно оккупированы в результате вооруженной агрессии РФ.
Читайте: "Пустое место": у Порошенко жестко обратились к противникам закона по Донбассу
"Там используются понятия "российская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска". Для меня это самый важный момент, поскольку обозначение РФ как оккупанта позволит блокировать участие России в миротворческой миссии и свяжет ей руки в Совете безопасности ООН в части права вето", – пояснил в беседе с "Обозревателем" народный депутат от Блока Петра Порошенко Александр Бригинец.
"Самопоміч", кстати, неожиданно остро отреагировала на этот пункт, хотя фракция еще в прошлом году призывала признать факт оккупации.
Кроме того, Украина хочет сложить с себя ответственность за ситуацию на неконтролируемой территории. "Государство Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора, ее вооруженных сил, других воинских формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях", – говорится в документе. Таким образом Киев хочет на правовом уровне возложить вину за гуманитарные трудности и возможную экологическую катастрофу на Донбассе на страну-агрессора.
Читайте: "Развернет конфликт": Бессмертный указал на опасность закона о реинтеграции Донбасса
Главная цель законопроекта – мирная реинтеграция Донбасса. Способы возвращения оккупированных территорий в тексте не прописаны, однако в Блоке Петра Порошенко подчеркивают, что признание оккупации и агрессии России открывает путь для введения миротворцев ООН на Донбасс, переговоры о которых вошли в активную фазу. Но для окончательного согласования миссии понадобится отдельное решение парламента, не говоря уже о доброй воле ООН.
Ликвидация АТО
Весной активизировалась дискуссия о том, что АТО не отражает правовой статус ситуации на Донбассе. Вокруг нового формата шли чуть ли не самые ожесточенные дискуссии, в итоге в законопроекте президента появилось понятие "военная операция с целью противодействия российской агрессии".
Читайте: Реинтеграция Донбасса: журналист указал на опасность исключения "Минска" из закона
Также Порошенко предложил создать оперативный штаб Вооруженных сил. Он будет руководить ВСУ, другими военными формированиями, Министерством внутренних дел, Национальной полицией и Государственной службой по чрезвычайным ситуациям – то есть всеми службами, которые дают отпор российской агрессии. В теории создание штаба позволит более системно, организованно и оперативно реагировать на военные вызовы.
Приоритет – "Минск"?
В беседе с "Обозревателем" нардепы признавали, что международные партнеры беспокоились о том, как законопроект о реинтеграции согласуется с Минскими соглашениями. Поэтому еще на начальном этапе дискуссий Киев задекларировал, что противоречий с "Минском" не будет. Ради этого в законопроекте изначально прописали, что выполнение положений Минских договоренностей для Украины в приоритете. Однако в Раде тут же начали бить тревогу, называя данное положение "легитимизацией подписей Захарченко и Плотницкого". В итоге "Минск" из законопроекта исключили.
Не забыли переселенцев
Права переселенцев более конкретно прописали на законодательном уровне. В частности, за временно перемещенными лицами закрепили право на все имущество, в том числе недвижимость на оккупированной территории, если оно было приобретено по украинским законам.
Законопроект об особом статусе
В этом документе нет ничего нового. Он предполагает лишь продление на год действия закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", принятого в 2014 году, несмотря на потасовки под парламентом и шквал критики. Срок его действия истекает 18 октября, о чем ненавязчиво напомнили в посольстве США за день до регистрации законопроекта в Раде.
Закон, по сути, так и не заработал. Даже в профильном комитете законопроект о его продлении одобрили со скрипом – со второй попытки. Президенту пришлось гипероперативно вносить правку, которая касается отсроченного вступления закона в силу. То есть документ заработает лишь после возвращения контроля над ныне оккупированной
территорией Донецкой и Луганской областей,, вывода российских войск, наемников и техники.
Один из наиболее спорных пунктов закона – амнистия для "участников событий", которые не совершали тяжкие и особо тяжкие преступления. Также запрещается их дискриминация. Кроме того, предусматривается создание в отдельных районах Донецкой и Луганской областей народной милиции, в ряды которых будут набирать граждан, постоянно проживающих на этой территории. Также создаются возможности для использования русского языка в органах местной власти, судопроизводстве, в сфере образования и так далее.
Более того, Украина обязуется направить усилия на восстановление инфраструктуры и промышленности региона, на привлечение инвестиций и кредитов для развития Донбасса. Расходы будут ежегодно закладываться в Госбюджет.