УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Давай в другом месте!" Что стоит за громким предложением Трампа по "Минску"

'Давай в другом месте!' Что стоит за громким предложением Трампа по 'Минску'

Заявление президента США Дональда Трампа о том, что переговоры по Донбассу из Минска следует переместить в какое-то другое место дало прекрасную пищу для конспирологов. Прежде всего – из-за странных обстоятельств, при которых это сообщение появилось. Подробнее – в материале "Обозревателя".

Пример устного американского фолькора

О планах главы Белого дома стало известно от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который вышел после встречи с Трампом. По его словам, американский лидер сказал что-то вроде: "Давай в другом месте!" Почему президент США именно казахстанском лидеру поручил "обеспечить" место для переговоров, касающихся Украины, и почти никак не касающихся Казахстана – отдельная интересная тема.

Читайте: Это сговор: в "ЛНР" заистерили на предложение Трампа по Минску

По мнению бывшего депутата Верховной Рады Тараса Чорновила, на самом деле реплику Трампа (еще неизвестно насколько достоверно переданную прямовато-косноязычным Назарбаевым) следует считать скорее примером "устного американского фольклора", чем серьезным политическим заявлением. Мол, поскольку хозяину Белого дома Казахстан очень интересен в геополитических соревнованиях с Россией и Китаем, он просто не мог выпустить патриарха азиатско-постсоветского самодержавия без всякого информационного повода. Вот и сказал ему, что можно было бы "Минск перенести"...

Варианты нового "Минска"

Впрочем, сама идея изменения переговорного формата, который принято назвать "минским", для Украины интересна. Прежде всего – в свете принятия закона о деоккупации Донбасса, который президент Украины Петр Порошенко твердо пообещал подписать. По мнению политолога Александра Палия, нам, украинцам, в любом случае комфортнее было бы вести переговоры в нейтральной европейской стране, например, Швейцарии, Австрии или Финляндии. Тарас Чорновил в этот список добавляет Варшаву – столицу Польши.

Читайте: "Хоть в Антарктиду": у Лукашенко жестко ответили Трампу по переносу "Минска"

Правда, здесь есть проблема – ни в Польшу, ни в другие упомянутые страны представителей самопровозглашенных террористических республик (или правильнее сказать теперь –российских наместников в "ДНР" и "ЛНР") по понятным причинам никто не пустит. Так же, как и Бен Ладена не пустили бы.

"Есть еще варианты: сербский Белград, турецкие Стамбул или Анкара или казахские Астана или Алма-Аты. Но лучше ли нам будет там встречаться? В Сербии, например, есть политики, которые занимают крайне пророссийскую, выражено антиукраинскую позицию. Кроме того, у всех других вариантов есть один недостаток – туда будет летать намного дальше, чем в Минск – особенно, что касается Казахстана. В то же время площадка в Минске – просто хорошо оборудована техническая площадка, которая подходит для всех из-за своего удобного расположения", – говорит Тарас Чорновил.

По его мнению, говорить, что у американцев слишком серьезные замечания к географической локации переговоров, не стоит. Александр Палий уточняет: "проблема не в месте для переговоров, а в позиции России. Перенос места переговоров можно обсуждать, но ключевую проблему это не решит".

Новый формат

Другой вопрос – основательное переформатирования переговоров на основе привлечения новых полноценных участников, прежде всего – США. Такую возможность эксперты считают вероятной и желанной для Украины, особенно благодаря недавно принятому закону. В то же время, отвергая возможность обострения ситуации на фронте в связи с принятием этого закона.

Читайте: При участии США: в Украине анонсировали "Минск-3"

Тарас Чорновил убежден, что закон о деоккупации выписан так, "что он ни в одной точке не пересекается с Минскими договоренностями, идя параллельно с ними". А значит – повышает шансы на дипломатическое урегулирование конфликта. По мнению международника Игоря Семиволоса, "в среднесрочной перспективе принятие закона приведет к отказу де-факто от "Минска" и, вероятно, создаст возможности по поиску новых форматов с учетом нового статуса РФ".

"Если бы русские имели возможность продвигаться дальше, вглубь нашей страны, они бы уже продвигались. А то, что они не продвигаются – это не потому, что они не хотят получить полноценный контроль над Украиной. А потому, что мы им не даем двигаться дальше, а именно – ВСУ не дают", – уверен народный депутат от фракции Блока Петра Порошенко Иван Винник. Он тоже не видит принципиальных проблем с территориальным местом переговоров: "Речь, скорее всего, шла не о географии. Таким образом был сделан дипломатический намек на то, что Минские договоренности должны реформироваться".

Читайте: По Донбассу появляется новый игрок: назван возможный преемник Минска

В то же время перспективы окончательного затухания конфликта пока не видятся близкими. "На уровне российских чиновников появилось определенное понимание, что лучше самих себя не подставлять, а то отвечать придется. Например, в Гааге. Что дает надежду, что определенное сопротивление неуступчивости Путина "снизу" будет – пошли вот согласования списков на новый обмен. Впрочем, очень непохоже на Путина, чтобы когда есть возможность стрелять, он не стрелял. Это возможно только в том случае, когда его дожмут, чтобы на всю территорию оккупированного Донбасса вошли миротворцы ООН. К чему еще невероятно далеко – может, год, может – полтора", – отмечает Чорновил.

Одним словом, заверение президента о том, что украинские Вооруженные Силы готовы дать достойный отпор врагу, как ни крути, очень актуально.