УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как правильно выпустить пар народного гнева

Как правильно выпустить пар народного гнева

Инструкция от политологов

Видео дня

Главная функция министра – проводить реформы. Не справляешься – отставка. Первым за неспособность к реформированию отрасли поплатился министр здравоохранения Илья Емец – 17 мая президент принял решение о его отставке.

Кто будет следующим? За какие грехи могут полететь головы оставшихся членов Кабмина? Заслужил ли наказания глава правительства – Николай Азаров? С этими вопросами «Обозреватель» обратился к эксперту Центра политических исследований и конфликтологии Денису Кирюхину и заместителю директора Агентства моделирования ситуаций Алексею Голобуцкому.

«Обозреватель»: За что поплатился Илья Емец?

Алексей Голобуцкий: Президент понимает: время, когда он мог распределять ответственность между собой и правительством, заканчивается и нужно объяснять населению, почему не все так хорошо, как планировалось. Понятно, что на данный момент Емец не является знаковой фигурой в правительстве, но вместе с тем Минздрав является знаковым, поскольку он наиболее социален. Все попытки реформирования сейчас наталкиваются на серьезное противостояние именно в этом министерстве. Главная причина отставки – нужно менять сам принцип формирования системы здравоохранения в стране.

А все остальное – политический шаг с целью продемонстрировать, что президент Янукович является хозяином ситуации в стране. Поэтому не нужно искать каких-то серьезных подводных камней. По мере принятия непопулярных реформ нужно будет «выпускать пар» народного гнева. Для этого будет служить целый ряд министров. А в конце, возможно, это будет и само правительство.

Денис Кирюхин: Мне кажется, это будет не единичный факт отставки министра. Скорее всего, мы увидим целый ряд кадровых решений. Не обязательно они будут касаться министров – это могут быть решения на уровне руководителей ведомств, заместителей министров. Но велика вероятность того, что будет целый ряд таких кадровых решений. Здесь играют роль два фактора. Политический фактор – в обществе растет недовольство социальной политикой правительства, отсутствуют достижения в ряде отраслей, мы видим пробуксовку заявленных президентом реформ. Поэтому, с одной стороны, нужна реакция на ухудшение ситуации в стране, а с другой стороны, необходимо принятие административных решений.

В этом отношении я бы охарактеризовал отставку Емца как персонификацию ответственности. Ведь до недавнего времени не возлагалась четкая ответственность за проведение реформ на те или иные фигуры в правительстве. Отставка Емца должна послужить стимулом для остальных министров, поскольку они поняли, что президент контролирует ситуацию.

«Обозреватель»: Кто следующий на очереди на отставку?

Денис Кирюхин: Я не думаю, что кадровые решения будут касаться таких резонансных министров, как Табачник. Я не думаю, что сегодня можно говорить об отставке Табачника. В нынешней ситуации это было бы идеологическим шагом в сторону от позиции избирателей Януковича. Это был бы шаг навстречу критикам Табачника со стороны оппозиции, со стороны национал-демократического лагеря.

Я думаю, не стоит также ожидать отставки главы МВД Могилева. Во время событий 9 мая и последовавших за ними мы увидели жесткого министра, который не побоялся взять на себя ответственность и объяснить, что милиция сделала и что она не сделала. Не каждый день мы видим такую четкую, прозрачную, ясную позицию министра.

Наибольшая претензия главы государства, как мы видим, касается тех лиц, которые ответственны за социально-экономический блок. «Топор», зависший над головой министра финансов Ярошенко, - это определенный сигнал недовольства главы государства социально-экономическими результатами деятельности правительства. Возможно, в этой сфере можно ожидать кадровых перестановок, как минимум, на уровне заместителей министров. Но пока говорить об отставке премьер-министра не приходится.

Сегодня у власти еще есть ресурс для того, чтобы интенсифицировать программы реформирования. Правительство учится на своих ошибках. Мы видели законопроект внесения изменений в Налоговый кодекс, где учитываются пожелания представителей малого и среднего бизнеса. Мы видим, что Министерство образования подготовило новую редакцию Закона о высшем образовании, где учтены замечания критиков предыдущего законопроекта.

Алексей Голобуцкий: Я, скорее, не соглашусь по многим вопросам, в частности, в отношении Табачника. Он все еще остается под вопросом, и тут множество факторов. Во-первых, президент и его команда исходят из тактических и стратегических планов, чтобы рейтинг не упал окончательно. Во-вторых, есть идеологическая игра с Россией и Табачник – разменная монета в этой игре. Это министр, который всегда занимает пророссийскую позицию, клеймит позором украинских националистов, но за два с половиной года ситуация может поменяться еще множество раз.

Я читал несколько опросов по поводу отставок за последнее время. Максимальные шансы у Табачника, потом идет Тигипко, потом – Азаров. А самые «непотопляемые» - Клюев, Колесников и еще несколько фигур. То есть мы видим, вокруг кого, скорее всего, будет формироваться новое лицо правительства. Когда это произойдет – сейчас или осенью – это не настолько важно.

И по Тигипко. Мы видим, что он исчез из информационного поля. В принципе он должен уйти из правительства в начале-конце июля, чтобы сберечь шансы своей политической силы на следующих парламентских выборах. Если он этого не сделает и уйдет со всем правительством, это окончательно похоронит его рейтинг как политика. у него будет возможность сказать: я пробовал, я пытался, меня не поняли и я ушел. Другого политтехнологического хода спасти свое политическое реноме и свой рейтинг я не вижу.

«Обозреватель»: То есть для того чтобы спасти себя как политика Тигипко похоронит пенсионную реформу?

Алексей Голобуцкий: Нет, он ее примет. Понятно, что сейчас это самый главный вопрос. Тигипко замолк, потому что ситуация для него очень сложная. Он, с одной стороны, понимает, что пенсионная реформа может его полностью похоронить, а с другой стороны, если она будет более-менее реализована, это станет его единственной возможностью показать что-то населению. И тут он должен принимать личное решение. Желание Партии регионов, администрации президента – сохранить его для того, чтобы «повесить» на него все неудачи.

Денис Кирюхин: По поводу Тигипко я полностью согласен с коллегой. Он не накопил столько негатива, чтобы его отправлять в отставку. С другой стороны, он сейчас находится в такой ситуации, когда затягиванием своего сидения в правительстве он подрезает свое политическое будущее. Его вряд ли будут отправлять в отставку, но, может быть, он уйдет сам. По крайней мере, у него может возникнуть такая потребность.

Что же касается противоречивой фигуры Табачника – многие опросы зачастую свидетельствуют о желании экспертов, об их собственных предпочтениях, нежели об объективной оценке ситуации. Я бы не преувеличивал внимание той же России на расклад в правительстве. Например, волна негативной информации касательно Азарова, которая время от времени появляется в российских СМИ, наоборот, свидетельствует о том, что он довольно жесткий переговорщик с Москвой.

«Обозреватель»: Больше, чем за год до очередных парламентских выборов, имеется достаточное количество чиновников высшего звена, чтобы увольнять их каждый месяц. Будет ли реализован такой сценарий?

Алексей Голобуцкий: Можно сажать по одному бывшему члену правительства Тимошенко – еще на 3-4 месяца хватит. С одной стороны, это смешно, но пока такая логика срабатывает.

Правительство должно понять, что, не ведя диалога с обществом, трудно рассчитывать на какой-то результат. Надо все-таки показать конечную цель, определиться с векторами. Люди должны понять, что есть свет в конце тоннеля и что подорожание и повышение тарифов когда-то закончится. Я думаю, 50% того, что сейчас теряет правительство – из-за неправильной информационной политики.

Без реформ наша страна не имеет ни малейшего шанса на что-либо. Мы и так находимся на грани попадания в третий мир – без реформирования экономики через 5 лет мы там окажется не на первых позициях. Сейчас мы там находимся по уровню коррупции, закрытости бизнеса и так далее, а через 5 лет будем по уровню жизни. поэтому надо четко выстраивать эти векторы и по ним работать.

Денис Кирюхин: Задача правительства сегодня – проведение всего необходимого комплекса реформ. Это объективная необходимость, вытекающая из социально-экономической ситуации в стране. Но одна из ключевых задач, которая стоит перед властью в деле реформ – это проведение главной реформы – антикоррупционной. Проводить реформы в ситуации высокого уровня коррупции – это значит еще более усугублять ситуацию.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Экс-главу МВФ подставил Саркози?

Через месяц Тигипко уйдет в отставку

Эксперт: отставить Табачника невозможно, Азарова - рано

Смотрите видеосюжеты:

За что поплатился Емец

Отставка Табачника невозможна

Луценко рискует жизнью и топит власть

Кто подставил Доминика Стросс-Кана