УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Газпром": бросок на запад

'Газпром': бросок на запад

Если Украина просто находится в невыгодных экономических условиях по отношению к России, то Беларусь - на пороге экономического краха. Над двумя странами кружит стервятник - "Газпром", выбирая удобный момент, чтобы выклевать у ослабевших жертв наиболее лакомые куски.

Видео дня

Стервятник полон сил - в России сегодня серьезный профицит бюджета, и это позволяет ему вести агрессивную политику по захвату газотранспортных рынков Украины и Беларуси. Тем более что европейские газораспределительные активы "Газпрому" придется отдать: нельзя там газодобытчику быть одновременно и газопоставщиком. Поэтому магистральные газопроводы двух "братских славянских республик" могут стать какой-никакой компенсацией за европейские потери.

В случае с Украиной речь о том, чтобы выкрутить правительству Януковича-Азарова руки и не только увести страну в Таможенный союз в обмен на обещания приемлемой цены на газ, но и получить контроль над украинской газотранспортной и газораспределительной системой. И Украина ничего не может противопоставить подобным претензиям северо-восточного соседа.

Так, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что украинское руководство готово идти на уступки ради получения скидки на газ:

“Премьер Николай Азаров уже полгода надеется на снижение цены российского газа и может продолжать и дальше надеяться. Без уступок со стороны Украины достичь этого будет трудно. Поскольку Украина отказалась от участия в Таможенном Союзе и не удалось реализовать объединение “Нафтогаза” и “Газпрома”, то пока есть только один вариант, при котором Россия согласится пересмотреть цену - создание некоего модифицированного “РосУкрЭнерго”. Вариант непрозрачный, он приведет к временному снижению цены газа, однако под влияние новообразованной компании попадет значительная часть промышленного сектора Украины. В такой ситуации НАК "Нафтогаз" остается без финансового обеспечения и станет для "Газпрома" легкой добычей".

Тем более ничего не может противопоставить Беларусь, где дефицит валюты сегодня составляет около 8 млрд. долларов США, а белорусский рубль вот-вот рухнет. В этих условиях Лукашенко готов пойти на беспрецедентные уступки России, лишь бы получить финансовую поддержку. Он уже поспешил заявить, что Медведев пообещал ему кредит в 3,1 млрд. долларов. Еще 3 млрд. долларов он намеревается получить в качестве платы за будущие продажи в России белорусских товаров. Но в российских верхах поправляют белорусского президента: речь идет, во-первых, о кредите в 1 млрд долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС, а во-вторых, о приобретении контрольного пакета акций белорусской газотранспортной системы “Белтрансгаз”.

Сложно сказать, что в этих условиях может не позволить Лукашенко согласиться на условия России. Ведь и сам “Белтрансгаз” уже не так ценен, как десять или пятнадцать лет назад. Вот что говорит по этому поводу белорусский экономист Леонид Злотников:

“Россия и Беларусь владеют “Белтрансгазом” по принципу 50 на 50, плюс 1 акция у белорусской стороны. Если Беларусь будет продавать свою ГТС, то она будет заинтересована продавать не просто 1 эту контрольную акцию, а и остальные 50%. Как мне рассказывал Станислав Шушкевич, побывавший на аварии газопровода, не так просто его содержать.Уже лет 15 назад он был достаточно изношенный, требовал больших вложений и контроля. Сегодня появились обходные газопроводы - “Северный поток”, например. Поэтому наш газопровод - это уже не инструмент давления на Россию. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что Россия будет сильно настаивать на покупке “Белтрансгаза”, а Беларусь будет сильно упираться - эта проблема потеряла свою остроту с появлением обходных веток газопровода с юга и с севера. И если белорусскому государству будут очень нужны деньги, то оно может “Белтрансгаз” и продать".

Коллега Злотникова, белорусский специалист по макроэкономике Леонид Заико считает, что продажа “Белтрансгаза” России - это повод для беспокойства Украины, а не Беларуси:

“С точки зрения перспективы “Белтрансгаз” уже не является серьезным стратегическим объектом. С учетом “Северного потока”, который занимает 30% перекачки российских углеводородов - это как раз доля Беларуси. Поэтому только в расчете на некое монопольное перспективное положение “Газпрома” роль Украины может уменьшиться наполовину. И на месте “Газпрома” я бы “Белтрансгаз” прибирал к рукам, чтобы исключить ситуацию, при которой Украина является главным поставщиком газа в Европу. Если бы отношения у Украины с Россией были радостными, братскими. славянскими, так сказать, тогда этого не стоило бы опасаться. Но поскольку “Газпром” таки проявляет к “Белтрансгазу” интерес, то, думаю, Украина должна смотреть на это дело очень внимательно”.

Смотри - не смотри, а против лома приема нет. Если, конечно, нет другого лома. Таким ломом могло бы стать объединение магистральных газопроводов стран Восточной Европы и скоординированная политика Украины, Беларуси, Польши на переговорах с Россией. Однако до сего дня Украина не пыталась привлечь своих соседей - да и Европу, которая тоже заинтересована в стабилизации газотранспортной ситуации, к выработке переговорной стратегии с РО и “Газпромом”.

Плоды этой неготовности сообща бороться за свои интересы мы сегодня и пожинаем.