УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

День рождения Кабмина

День рождения Кабмина

Всего за год жизни сегодняшний именинник пережил и отмену политреформы с последовавшим затем упразднением коалиционного института и падением собственной значимости, и несколько громких отставок, и, наконец, административную реформу…

11 марта 2010-го спикер Литвин прочитал с листа: «Объявляю о создании и регистрации в аппарате Верховной Рады коалиции депутатских фракций «Стабильность и реформы». Глава ВР сообщил, что новое парламентское большинство в составе 235 человек сформировали фракции Партии регионов, блока Литвина и Компартии, а также отдельные народные депутаты. Те самые, которых впоследствии нарекли «тушками».

После этих слов половина сессионного зала зааплодировала, а спикер, выполняя требование новорожденного коалиционного большинства, объявил перерыв до 11.00 – для проведения первого собрания коалиции. Первым и единственным вопросом, который рассматривала коалиция с противоречивым по определению названием «Стабильность и реформы», было согласование (формальность, но все же…) кандидатуры премьера и министров.

«На пост премьер-министра нашего государства коалиция предложила кандидатуру Азарова Николая Яновича,– торжественно объявил с трибуны после часового перерыва руководитель фракции Партии регионов Александр Ефремов. – И мы бы попросили вас, уважаемые коллеги, объединиться вокруг этой кандидатуры. По возможности пусть проголосуют не только члены коалиции, но и остальные наши уважаемые депутаты, которые сегодня находятся в оппозиции».

Литвин ставит вопрос о назначении главой Кабмина Азарова, и спустя минуту на табло высвечивается 242 «за» при минимально необходимых для принятия решения 226-ти. Свое «да» премьеру Николаю Азарову сказали в полном составе фракции ПР, блока Литвина, КПУ, 4 внефракционных депутата, 11 голосов дал НУ-НС и 8 – БЮТ. Затем Владимир Литвин предложил рассмотреть проекты постановлений об увольнении премьера Юлии Тимошенко и председателя СБУ Валентина Наливайченко, о назначении на его место Валерия Хорошковского и об утверждении нового состава КМУ. Все эти инициативы были поддержаны депутатским корпусом.

Сегодня же в политических кулуарах, экспертных кругах все чаще говорят о вероятной отставке если не всего Кабмина (да и зачем, собственно?), то его главы точно. Имеют ли разговоры о вероятной смене фигуры премьер-министра смысл? Какие плюсы и минусы можно выделить, оценивая годичную деятельность Кабинета министров Николая Азарова? Ответы на эти вопросы «Обозреватель» искал вместе с известным политологом, директором Социологической службы «Украинский барометр» Виктором Небоженко.

- Виктор Сергеевич, какова ваша оценка годичной деятельности Кабинета министров?

- Прежде всего, надо отметить, что нынешнему правительству, как и предыдущему, крупно не повезло. Почему? Потому что Кабмину Азарова, как и правительству Тимошенко, тоже пришлось столкнуться с кризисом. А все ведь думали год назад, что кризис закончился. Это очень важный момент. Кроме того, мне кажется, что Азаров и ведущие вице-премьеры только сейчас поняли, что на самом деле ситуация гораздо тяжелее, чем представлялась изначально. Это - первое. Второе. Нельзя было требовать от правительства наведения порядка в экономике, одновременно реформируя Кабмин. Нельзя ведь ремонтировать движущийся автомобиль!

Третье. В принципе, правительство Азарова трансформировалось в маленький промышленный парламент. Там появилось несколько групп со своими министерствами. Это своего рода кластеры, гроздья, которые возглавляют величины, с которыми Азарову приходится считаться. Но обратная сторона этой медали состоит в том, что Азаров становится координатором работы всех этих мегаминистерств. И поэтому его ситуация – очень длительная. Проще говоря, занять место Азарова теперь очень трудно. Он не тот премьер-министр, который навязывал свою волю всем министрам, как это было при разных премьерах. После всех административных изменений он потерял часть власти. Однако в какой-то мере оказался в более надежном, стабильном положении, потому что именно он является координатором работы мегаминистерств или микрокабминов - Бойко, Колесникова, Клюева, плюс части министров, подчиняющихся непосредственно президенту. И как это ни пикантно, после потери части полномочий положение Азарова упрочилось. Зато увеличилась личная, руководящая, направляющая (как раньше говорили про КПСС) роль президента. Вот такая у нас конструкция власти.

- Эта конструкция соответствует времени и его вызовам?

- Сложно сказать. Я не знаю, насколько эта форма соответствует той задаче, которая стоит перед Украиной. А эта задача очевидна. Мы входим в новый этап кризиса, и ключевые задания для власти сконцентрированы вокруг решения этой проблемы.

Теперь касательно оценки деятельности КМУ. Из-за кризиса, я поставил бы тройку по пятибалльной системе. Потому что, еще раз подчеркну, нельзя было заниматься административной перестройкой Кабмина во время начинающегося второго этапа кризиса. Это политическая ошибка. Но я не думаю, что это политическая ошибка лично Азарова или собственно Януковича.

- Вы говорите, что положение премьер-министра укрепилось. Почему? Потому что он является равноудаленным от всех этих микроправительств, действующих в КМУ под руководством разных групп?

- Да.Он отказался от части власти. Его власть раза в три меньше, чем имела, скажем, премьер-министр Тимошенко. Но зато, соглашаясь на «обрезание» полномочий, он существенно увеличил срок своего пребывания на посту главы Кабмина. Никто из вице-премьеров не может занять его место, не покинув свой комплекс министерств. Понимаете, что произошло? Ну, не может Колесников поменяться местами с Бойко, Бойко с Клюевым, а Клюев с Колесниковым.

- И никто из них не может (не хочет) заменить Азарова?

- Нет, не хочет. Потому что в таком случае им придется уходить из своего мегаминистерства.

- То есть премьерская должность утратила былую «золотую акцию»?

- Именно так.

- Таким образом, все эти разговоры о вероятной отставке Азарова – не более чем разговоры? Кстати, с подачи российских медиа в наших экспертных кругах стали серьезно обсуждать, может ли экс-президент Ющенко занять место Николая Яновича.

- Что касается Ющенко. Я думаю, это провокация его старых врагов из противоположной политической силы, название которой всем известно. Но, кстати говоря, Ющенко был бы неплохим министром культуры. Он как лев сражался бы за этот участок. И это не должно унижать президента, который не скрывает своих национал-демократических и национал -консервативных ценностей. Я говорю это без иронии. А у нас, кстати, в этом направлении существует серьезная проблема. Я не против нынешнего министра культуры, но я прекрасно вижу, что творится с образованием, украинским языком, церквями и культурой. Но на премьер-министра Ющенко никто не поставит. Азаров – блестяще выполняет роль координатора. Еще раз повторюсь. Отказавшись от части полномочий, он выиграл. Во-первых, обеспечил себе длительное премьерство. Во-вторых, обезопасил себя от критики. Он теперь со спокойной душой может сказать: «Поднялись цены на сахар? Пропала гречка? Не из-за меня. Ступайте с претензиями в министерство сельского хозяйства и продовольствия». И, кстати, если вы заметили, впервые за долгие годы у нас появилось африканское название – Министерство сельского хозяйства и продовольствия. А ведь там, где появляется термин «продовольствие», бюрократы обязательно создают дефицит. И, как мы видим, у нас регулярно возникают проблемы с продовольствием. Возьмем другой пример. Если Колесников завалит Евро-2012, то никто не бросит футбольным мячом в голову Азарова, потому что все прекрасно понимают, что есть один человек с сумасшедшими полномочиями, который отвечает за успешное проведение чемпионата.

Если после его окончания откроются огромные злоупотребления, коррупция и вообще – неприличное поведение Украины на этом чемпионате, все претензии будут к Колесникову. То же самое по нефти и газу. Если вдруг завтра русские братья дадут нам газ по $400 или по 700, Азаров тут будет ни при чем, поскольку он взял на себя роль технического координатора деятельности Кабмина.

- Как вы считаете, а мог бы кто-то из команды Партии регионов (или их союзников) согласиться на ту роль, которую играет ныне Николай Азаров? Ведь, по большому счету, такое положение – это неизбежная политическая смерть.

- Более того, не стоит забывать, что год назад человека избрали на роль полноценного премьер-министра. В таком случае, думаю, да, к сожалению, можно говорить, что нынешняя роль Азарова – это роль любого сильного пенсионера. А следующий, кто придет после Азарова, зря думает, что украдет там миллиард долларов или подвинет кого-то из всесильных промышленных баронов, которые сейчас носят звание вице-премьеров.

- Как система координат, в которой работает Кабмин, вписывается в измененную конституционную модель, да и вписывается ли вообще?

- Она не вписывается, потому что система зависла в своих реформах. Сильные рычаги у Кабмина забрали, но вместе с тем их не передали Администрации Президента. Это очень плохо. Это все равно, что делать операцию по смене пола, забыв при этом, кое-что кое-где поменять.

- И сколько будем «виснуть», это ведь взрывоопасно.

- Нет, это не взрывоопасно. Это не тот случай, когда один раз шандарахнет и точка. Это ежедневно ухудшает работу центрального аппарата министерств. А они еще ведь научились согласовывать все тихо, скрывать конфликты. И при таких условиях от них никто не требует ответности за результат. Это очень опасно. Впервые ведь в Кабмине не боятся, что через год тому или иному министерству напомнят о грехах. Нет ведь жесткой иерархии. Нет премьер-министра, который утверждает программу в Верховной Раде и потом через год отчитывается. Теперь этой структуры нет. Кабмин будет отчитываться перед парламентом, а парламент будет знать, что он не влияет на КМУ. В свою очередь правительство будет знать, что все ключевые решения на самом деле принимались в Администрации Президента. В конечном счете, получается, что эти три учреждения не несут ответственности за общий результат. За общий результат, в конечном итоге, будет нести ответственность рейтинг президента Януковича.

- Вы поставили правительству тройку за работу. А какие позитивы из этой тройки вы выделили бы?

- Первый и ключевой позитив – координация удается. Я был уверен, что все эти мегаминистерства пойдут вразнос и каждый будет жить своей феодальной жизнью. И если бы в правительстве не использовали такое слово как «реформы», я бы поставил пятерку за профессионализм всем: Колесникову, Тигипко, Клюеву, а тем более Азарову. При стабильной политико-экономической ситуации в стране каждый из них отлично знает свое дело. Но они взялись за реформы, которые не являются сильным местом никого. И вообще, они реформы начали не с той стороны. Начинать нужно было с судебной реформы. Если не с судебной, то, по крайней мере, с Трудового кодекса и пенсионной реформы. Налоговая реформа - это вторично по отношению к труду каждого человека. И, кстати говоря, в паре с налоговой, должна была идти таможенная реформа. Почему? Потому что именно таможня и налоговая дают денежный источник. А они что? Перевернули все с ног на голову… Это значит, что никто в Кабмине не поинтересовался тем, какая логика в проведении кардинальных реформ на том же Западе. В итоге, они начали с конца, а не с начала, вот и все. Все говорят о Польше, Венгрии. Но они ведь не так начинали! Они не начинали реформы с создания спецназа налоговой и превращения налоговой службы в самую сильную боеспособную структуру страны.

- Как вы считает, украинцы ментально, психологически готовы к реформам. Готовы понять, принять, ждать?

- Нет, не готовы. И это большая беда, что кто-то внушил нашим властям, дескать, люди так благодарны, что свяжут причину со следствием. И кто бы там ни был (Янукович, Азаров, Иванов, Петров, Сидоров), если он пойдет по этой логике, мол, мы помучаемся, а люди потом оценят, ошибается. Не оценят люди. Люди всегда будут говорить о том, что можно было сделать больше и лучше. А вообще, очень трудно в общественном сознании связывать события нескольких лет. Люди, которые сейчас управляют Кабмином, как профессионалы находятся на своем месте. Но они взялись за тот тип задач, который не могли выполнить по определению. Поэтому как реформаторам я ставлю им двойку. И не потому, что реформы еще незакончены. А потому, что это не так делается, как должно было бы. Я уже не говорю и пиар-обеспечении реформ.

- Какой пиар, каких реформ? Вы говорите о том, что отсутствует как вид.

- Вот именно! Более того, это и продолжает отсутствовать как вид, вот что поразительно. Огромное количество драгоценного времени на телевидении, радио, печатных и Интернет СМИ тратится на самолюбование, на индивидуальные пиар-проекты различных министров и т.д, но только не на общую с населением, со страной, президентом идеей. Знаете, сказать что это просто поразительно – ничего не сказать.

Для сравнения. С остав правительства, утвержденного парламентариями 11 марта 2010-го.

Премьер-министр Николай Азаров.

Первый вице-премьер Андрей Клюев.

Вице-премьер по Евро-2012 Борис Колесников

Вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко

Вице-премьер по вопросам нацбезопасности и обороны Владимир Сивкович

Вице-премьер по вопросам агропромышленного комплекса Виктор Слаута

Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко

Вице-премьер по вопросам региональной политики Виктор Тихонов

Министр охраны окружающей природной среды Виктор Бойко

Министр топлива и энергетики Юрий Бойко

Министр иностранных дел Константин Грищенко

Министр обороны Михаил Ежель

Министр транспорта и связи Константин Ефименко

Министр промышленной политики Дмитрий Колесников

Министр культуры и туризма Михаил Кулиняк

Министр юстиции Александр Лавринович

Министр внутренних дел Анатолий Могилев

Министр здравоохраненияЗиновий Мытник

Министр труда и социальной политики Василий Надрага

Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александр Попов

Министр аграрной политики Николай Присяжнюк

Министр по делам семьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин

Министр образования и науки Дмитрий Табачник

Министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов

Министр экономики Василий Цушко

Министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам

защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы Нестор Шуфрич

Министр финансов Федор Ярошенко

Министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба

Министр угольной промышленности Юрий Ященко

Нынешний состав Кабинета министров.

Премьер-министр Николай Азаров.

Первый вице-премьер Андрей Клюев.

Вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Борис Колесников.

Вице-премьер-министр – министр социальной политики Сергей Тигипко.

Вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Виктор Тихонов.

Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.

Министр внутренних дел Анатолий Могилев.

Министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.

Министр иностранных дел Константин Грищенко.

Министр культуры Михаил Кулиняк.

Министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога.

Министр обороны Михаил Ежель.

Министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник.

Министр охраны здоровья Илья Емец.

Министр финансов Федор Ярошенко.

Министр юстиции Александр Лавринович.