Битва титанов: как выборы в Германии повлияют на Украину
До парламентских выборов в Германии, ключевом европейском союзнике Украины, осталось меньше трех недель. За кресло канцлера борются два политических тяжеловеса – Ангела Меркель и Мартин Шульц. Оба кандидата однозначны в своих оценках аннексии Крыма, войны на Донбассе и будущего санкций против России. Правда, этого не скажешь об однопартийцах Шульца.
Как бы там ни было, лидер гонки уже очевиден, и для Киева прогнозируемый исход не станет потрясением. Но для Украины важна не только личность следующего канцлера. Подробнее – читайте в материале "Обозревателя".
Привычная Меркель VS харизматичный Шульц
Если бы выборы в Германии состоялись несколько месяцев назад, следующим канцлером с высокой долей вероятности стал бы социал-демократ, экс-глава Европарламента Мартин Шульц. Этот харизматичный политик без высшего образования, "выходец из народа", алкоголик в завязке быстро завоевал симпатии немцев. Но так же быстро они пошли на убыль. Эффект Шульца развеялся, а Меркель мобилизовала усилия и укрепила позиции. Согласно всем соцопросам, уверенную победу на выборах одержит Христианско-демократический Союз Германии. Следовательно – кресло канцлера останется за Меркель.
Читайте: У Меркель заявили о массивной кибератаке из России
Украину такой исход более чем устроит. Меркель, в отличие от многих европейских политиков, занимает однозначную и последовательную позицию относительно агрессии России и санкций. Но бизнес-лобби и евроскептические настроения накладывают заметный отпечаток на ее курс, и как следствие – он не всегда совпадает с интересами Киева. Например, действующий канцлер осудила санкции США, направленные против "Северного потока II", который несет прямую энергетическую угрозу Украине. И все же, несмотря на ряд нюансов, Меркель – сильнейший союзник Киева в Европе.
Строго говоря, Шульц на посту канцлера тоже не стал бы для Украины катастрофой – он известен довольно жесткой риторикой по отношению к РФ. И все же в случае назначения социал-демократа ситуация бы несколько осложнилась. Однопартийцы Шульца являются верными приверженцами так называемой realpolitic. Их оценки действий России всегда были куда мягче, чем у христианских демократов.
Читайте: Теледебаты Меркель – Шульц: назван победитель
Весьма показательны последние заявления министра иностранных дел Зигмара Габриэля, который является представителем Социал-демократической партии. В августе он предложил временно забыть о Крыме, чуть позже – в очередной раз раскритиковал санкции против России. А на днях глава МИД и вовсе благословил сценарий Москвы по введению миротворцев ООН только на линию соприкосновения на Донбассе, что приведет к дальнейшей заморозке конфликта.
Будущая коалиция
Для Украины важна не только личность немецкого канцлера, но и комбинации будущей коалиции. В Бундестаг могут пройти две радикальные партии, симпатизирующие России: правопопулистская "Альтернатива для Германии" и Левые.
В целом обе политсилы призывают снять санкции, забыть об аннексии Крыма и усилить экономическое сотрудничество с РФ. Хорошая новость для Украины заключается в том, что эти партии, скорее всего, не войдут в правительство. По крайней мере Меркель заявила, что не собирается строить с ними коалицию.
Читайте: "Кто противился Украине в НАТО?" Журналист объяснил, почему Меркель стала символом застоя
То есть наиболее вероятные форматы: договоренность на двоих (христианские демократы и социал-демократы/христианские демократы и свободные демократы) или на троих (все выше перечисленные партии).
В этом контексте некоторые опасения связаны с лидером Свободной демократической партии Кристианом Линднером. В прошлом месяце он призвал "заморозить" крымский вопрос и улучшить отношения с Россией, вернувшись к политике разрядки. Несмотря на шквал критики, Линднер не пошел на попятную, и во время предвыборных дебатов в сентябре подтвердил свою позицию: "Мы не оставляем Путину шанс выйти из тупика, потому что делаем все зависимым от вопроса Крыма".
Читайте: "Герметизация" Крыма: почему в Германии хотят забыть об аннексии
В то же время подобными заявлениями политик входит в противоречие с программой своей же партии, которая согласуется с официальными оценками Берлина. В любом случае, если свободные демократы и войдут в коалицию, то на правах "младшего" партнера. Значит, позицию Германии относительно российско-украинского конфликта по-прежнему будут определять христианские демократы в лице Меркель.