Барна: кто мешает получению Томоса — априори агент ФСБ

Барна: кто мешает получению Томоса — априори агент ФСБ

Уже четвертый год экс-народный депутат от Блока Петра Порошенко Степан Барна работает на должности председателя Тернопольской областной государственной администрации. Несмотря на отсутствие крупных промышленных предприятий, экономика региона стремительно развивается.

В беседе с OBOZREVATEL Степан Барна рассказал о достижениях и проблемах децентрализации, привлечении инвесторов, отказе от русскоязычного продукта и угрозе религиозных войн из-за Томоса.

- В последнее время Тернопольщина стала стремительно развиваться, хотя регион совершенно не промышленный. Это многих удивляет. За счет чего происходит рост?

- Новая региональная политика государства этому способствует. Скажем, вследствие децентрализации бюджетной сферы доходы местных бюджетов области с начала реформы выросли на 35%, а в большинстве самодостаточных ОТГ - в два раза! Это дает возможность не только обеспечивать жизнедеятельность территорий, а и активно участвовать в реализации важных социальных программ.

Уже на протяжении трех последних лет наша область напоминает большую строительную площадку, где на условиях софинансирования государственного и местных бюджетов реализуются более тысячи инвестиционных проектов - в сферах образования, культуры, ЖКХ и прочего.

Хочу подчеркнуть, по сравнению с 2014 годом государственные капитальные инвестиции в нашу область выросли в 30 раз!

Читайте: Децентрализация в Украине: как будет выглядеть страна в 2020 году

К тому же, благодаря благоприятной экономической политике государства в регионе происходят позитивные процессы в реальных секторах экономики. В частности, в 2017 году рост капитальных инвестиций в экономическую сферу области составил 42,3%, что способствовало увеличению:

- промышленной продукции на 8,4%;

- продукции сельскохозяйственного производства на 7%;

- пищевых изделий на 20% и тому подобное.

Показатели текущего года будут не ниже.

- По децентрализации, процесс объединения в ОТГ активный?

- Да, у нас уже есть 42 ОТГ. Сейчас в Тернопольской области идут на выборы еще 5 территориальных громад, начался процесс объединения вокруг двух городов областного значения без выборов - Тернополя и Бережан. Наш регион покрыт где-то на 47% ОТГ, и 53% населения знает, что такое объединенные территориальные громады.

Читайте: Порошенко озвучил плюсы децентрализации

-Какие проблемы есть? Сопротивление?

- Ну, сопротивления как такого нет, потому что я сам стимулирую этот процесс. И вообще Тернопольская область была одним из инициаторов этого процесса. По сути, первые 15 объединенных территориальных громад были образованы в 2015 году вопреки позиции облсовета, который не поддерживал перспективного плана ОТГ. Пришлось отдельно провести постановление Верховной Рады, чтобы дать путь первым 25 объединенным общинам. Сегодня это успешные громады в абсолютном большинстве...

- Кто не поддерживал и почему?

- Было 50 депутатов от "Свободы". Они не поддерживали децентрализацию, потом передумали...

- Когда это стало трендом?

- Да.

- Недавно господин Гройсман рассказал о следующих этапах децентрализации. По его мнению, теперь на первый план выходят вопросы ответственности местной власти за эффективное использование предоставленных ресурсов. Вы за ужесточение контроля? Как наказывать неэффективных управленцев?

- Речь идет о функции общего надзора. Сейчас в Украине функции общего надзора уже не выполняет никто, то есть мы до того доборолись, что сейчас даже предохранителя в виде уголовной ответственности нет. Органы местного самоуправления на собственных ошибках учатся, но по факту некоторые уже наработали на уголовное производство. По моему мнению, отдав свои полномочия, государство должно за собой зафиксировать функции контроля.

- Как это законодательно может выглядеть?

- Очень просто: в Польше - это воевода, во Франции - это префект, в Германии - это правительственный уполномоченный по землях. Просто надо внести изменения в закон об областных государственных администрациях и урегулировать этот процесс, но для этого надо определить перечень и механизмы, которые будут давать возможность останавливать те или иные незаконные решения со стороны органов местного самоуправления.

Читайте: Децентрализация в Украине: итоги и возможности для объединенных общин

Например, в Тернопольскую область осуществлено почти 500 млн капитальных вложений только органами местного самоуправления, но у нас возникает проблема задолженности по заработной плате. То есть территориальные общины мотивированы осуществлять капитальные вложения в ремонт улиц, фасадов, освещение, но не выплачивать заработную плату. А потом показывают - вот государство нам должно зарплату для учителя, для медика и тому подобное. Нет. Государство ничего не должно. Органы местного самоуправления пытаются скрыться за коллективной безответственностью. Надо научить их брать на себя ответственность.

- На ваш взгляд, должна быть административная ответственность или уголовная?

- Для начала - административная, пока мы учимся. Я пытаюсь доказать органам местного самоуправления, когда появятся люди с функциями контроля, то это в первую очередь будет позитив для них. Почему? Потому что если администрация остановит то или иное решение, значит, оно не будет реализовано, а инициатор не должен жить за решеткой.

- Что происходит с децентрализацией в медицинской сфере, на уровне больниц? Медицинская реформа в разгаре, и много проблем возникает.

- Реформа реализуется. Две ключевые позиции: "деньги следуют за пациентом" и экстерриториальность. Это дает врачам мотивацию, чтобы к ним шел пациент, а не наоборот.

- Люди активно подписывают договоры?

- Конечно, сейчас реформа реализуется на первичном уровне в контексте подписания декларации. В Тернопольской области более 50% населения подписали декларацию, то есть динамика достаточно позитивная. Мы не спешим, чтобы не создавать ажиотажа.

Вообще Тернопольская область сейчас очень сильно выигрывает за счет реформы в сельской местности, это инициатива президента Петра Порошенко. Почти 220 млн из тех, что были возвращены в спецфонд из украденных Януковичем денег, направлены на улучшение медицины в регионе. Мы планируем построить 19 новых амбулаторий, закупить на первом этапе 19 новых машин для сельских врачей, потом - еще около 100. Также планируем оборудовать на сумму почти 90 млн грн сельские амбулатории - это достаточно дорогой ресурс, который будет вложен в развитие сельской медицины.

- Кстати, с точки зрения децентрализации Тернопольская область лидирует во многих рейтингах, но одновременно вы попали в топ-5 регионов, которые освоили менее половины средств на строительство дорог в этом году... Почему так? В чем проблема?

- На самом деле у нас ситуация намного лучше. Вы говорите об объеме освоенных средств?

- Да.

- Дело в том, что у нас большинство подрядчиков еще не подали документы в казначейство. То есть они работают. И по объемам произведенных работ мы вышли на более 90% освоения средств. Но министерство следит за документацией. А подрядчики обычно уже зимой этим занимаются, то есть сдают документы для проплат. Преимущественно те подрядчики, которые имеют возможности выполнять работы либо за счет аванса, либо за счет собственных средств. Вот и все, проблем нет.

Читайте: Рекордная сумма: озвучены затраты на строительство и ремонт дорог в Украине

- Как вообще изменилась ситуация с дорогами в области с момента запуска Дорожного фонда?

- В этом году сделано уже 65 дорог, но это в разных метражах. Мы в Тернопольской области начали делать, наверное, впервые за много лет текущий средний ремонт дорог.

- На это практически средств не выделяли?

- Да, они были только в "Укравтодоре" или в местных бюджетах. Учитывая, что текущий ремонт большинства путей был сделан в 70-е годы, учитывая постоянные перегрузки, то вы сами понимаете, что дороги сплошь подвергались разрушению, особенно крупнотонажными транспортными средствами. Но тем не менее, сейчас органы местного самоуправления не только ждут, пока мы дадим деньги из Дорожного фонда. В этом году по меньшей мере 300 млн грн было направлено из местных бюджетов на ремонт местных дорог.

- Недавно на Тернопольщине ввели мораторий на русскоязычный продукт. Чем было мотивировано это решение, сможет оно минимизировать влияние роспропаганды на украинцев?

- Во-первых, мы не против популяризации русской культуры. Мы против роспропаганды. Русскую культуру без шовинизма, того же Пушкина, Достоевского мы знаем и уважаем. Например, в Тернополе в центре города стоит памятник Пушкину, и его никто не трогает.

Но если мы говорим о русскоязычном продукте с пропагандой против Украины, то его надо запрещать. Потому что надо давить на оккупанта ограничением его влияния в информационном пространстве - другого пути нет. К сожалению, есть не только прямое военное столкновение на Донбассе, но и война за сознание граждан. Как мы можем воевать там, одновременно популяризируя здесь инструменты агрессии?

- Отказ от русскоязычного продукта может приобрести массовый характер в Украине? Другие области подражают вашему примеру, примеру Львова?

- Конечно, но еще раз подчеркиваю, речь идет не о борьбе с русской культурой, а о борьбе с российским продуктом, который популяризирует агрессию.

- Сейчас очень обострилась проблема оттока кадров, украинцы массово едут в Польшу, Чехию, Венгрию. Германия планирует упростить правила трудоустройства, поэтому прогнозируют еще одну волну. На этом фоне, какова ситуация в Тернопольской области, насколько остро стоит проблема, многие уехали?

- Это серьезная проблема, и не только для Тернопольской области. Это проблема для всех западных областей, приближенных к границам ЕС. Да, мы столкнулись с оттоком кадров, причем люди едут не только по материальным причинам - мы должны это понять. С другой стороны, это стимулирует местный бизнес поднимать среднюю зарплату. Если мы посмотрим на среднюю зарплату, скажем, в апреле 2015 года (когда меня назначили на должность), она была в пределах 2300 грн. Сегодня - 7061 грн, то есть динамика достаточно серьезная.

Читайте: Украинских заробитчан хотят заставить декларировать доходы: чем грозит

Понятно, что сейчас все внедряют и другие мотивационные способы, которые убедят людей остаться. Это займы на жилье, на приобретение определенных товаров, социальное страхование и тому подобное.

- То есть бизнес реагирует?

- Конечно.

- Какая у вас коммуникация с президентом?

- Говорят, если не можешь помочь, то не мешай. А президент и помогает, и не мешает. Ни разу из Администрации президента не звонили и не говорили, что делать. Я вам больше скажу, что за 4 года на этой должности дистрибьютор "Рошен" не заходил в мой кабинет. В это никто не верит, а это правда.

- Одно из топ-детищ президента - Томос, который мы, наверное, скоро получим. Какова ситуация в Тернопольской области, как там относятся верующие к этой ситуации?

- Тернопольская область не является монолитной с конфессиональной точки зрения. 40% населения - это греко-католики. И на эту категорию Томос, как вы понимаете, не распространяется.

Среди 600 приходов, которые имеют все православные церкви (УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ) на территории области, есть абсолютное понимание и поддержка Томоса. Но на Тернопольщине еще есть и Почаевская лавра.

- Кстати, интересно, кому она перейдет?

- Ну, я не говорил бы, что она кому-то должно перейти. Она не должна кому-то идти, потому что принадлежит государству в первую очередь.

Читайте: Томос для Украины: Константинополь определился с датой объединительного Собора в Киеве

- Но государство дает лавры в пользование церквям. Почаевской лаврой должна пользоваться украинская независимая церковь?

- Думаю, этот вопрос должна решить сама община монастыря. Но я абсолютно поддерживаю позицию, что Украина должна иметь свою церковь.

- Но понятно, что будет реакция России на Томос... Не боитесь религиозных войн?

- Конечно, реакция РФ будет. Слава Богу, по крайней мере в области за последний год не было никаких прямых конфликтов, и это в меня вселяет надежду, что что-то изменилось. Ну, конечно, я общаюсь с архиереями УПЦ, где стараюсь построить диалог между церквями, чтобы не допустить конфликтных моментов.

Моя позиция: тот, кто будет провоцировать ситуацию вокруг Томоса, - агент ФСБ. Это очевидно, потому что любая провокация в тот момент, когда решается вопрос тысячелетнего веса, это предательство. Я считаю, что Томос надо сравнить с крещением Руси и получением независимости.