УкраїнськаУКР
русскийРУС

УДАР не станет делать харакири

УДАР не станет делать харакири

Когда солдаты под кинжальным пулеметным огнем бегут в атаку, большинство из них не добежит, наткнувшись на пулю. Однако шанс добежать есть у каждого. Но тут вдруг командирам приходит что-то в голову, и они выставляют снайперов за спинами уже бегущих в атаку солдат и указывают, кого из бойцов "снять" - чтобы остальным бежалось свободнее.

Видео дня

Бред, скажете? Нонсенс?

Нет, это реальная ситуация на выборах в Киеве. Речь, естественно, о решении руководства Объединенной оппозиции и УДАРа согласовать единых кандидатов по мажоритарным округам.

То есть, все было бы предельно логично, если бы Киев был такой себе шахматной доской, а на нем - разноцветные фигуры. Согласитесь, это нормальная практика, когда шахматист жертвует пешкой, слоном, а то и ферзем для того, чтобы в конечном итоге произнести заветные слова: "Шах и мат!". Именно таков был подход у полководцев XX века, которые разыгрывали свои партии на шахматках в тысячи километров, а в роли пешек выступали полки и дивизии. Никого не волновала судьба сотен и тысяч безымянных бойцов, чьи жизни были перечеркнуты одним движенеим красного карандаша по штабной карте.

У пешки нет своих интересов. Личные интересы рядового в атаке на укрепленные позиции противника, конечно, существуют, но не имеют значения: он даже не пешка, он составная часть подразделения-пешки, которое в пять минут будет уничтожено шрапнелью или облаком иприта.

Но нынешние выборы в парламент - не шахматная партия. И уж тем более не Верденская битва и не Сталинград.

Мажоритарные выборы в Киеве - это соревнование более или менее самостоятельных политических фигур. Со своим рейтингом, со своим политическим и социальным багажом, со своими шансами на победу и планами на свое индивидуальное депутатское будущее. И то, что многие из них связывают свое ближайшее будущее с той или иной партией, не должно никого вводить в заблуждение: они остаются в значительной степени самостоятельными политическими фигурами.

Поэтому то, что выглядит логичным с точки зрения примитивно понимаемой "шахматной" стратегии, не выдерживает никакой критики с точки зрения каждого отдельно взятого мажоритарщика.

Особенно это очевидно на примере мажоритарщиков-"ударников" - точнее, тех из них, которым БЮТовская социология присуждает рейтинговое отставание от кандидатов "Батькивщины". Формально все правильно: у кого рейтинг ниже - тот подает заявление о снятии кандидатуры, и дело с концом.

Но с концом ли?

Предвыборная социология - штука предельно динамичная, и мало какой кандидат может похвастать стабильным рейтингом - разве что тот, у которого он стабильно нулевой. Если посмотреть в динамике на рейтинги "ударников" Диденко, Бабенко, Назаровой, которые чуть отстают от их БЮТовских конкурентов Емца, Терехина, Андриевского - картина оказывается совсем не так уж проста.

Рейтинги "ударников" растут. На протяжении всей предвыборной кампании. Растут неуклонно, постоянно сокращая разрыв с кандидатами от Объединенной оппозиции. Рейтинги же Емца, Андриевского и Терехина если и растут, то крайне медленно. И буде такая тенденция продолжится, то и Диденко, и Бабенко, и уж тем более Назарова, весьма вероятно, к 28 октября обходят своих конкурентов из ОО.

И "ударники" это хорошо понимают - не слепые же они, в конце концов! Поэтому снимать свои кандидатуры при таких перспективах у них никакого резона нет. В самом деле, почему, например, Рена Назарова должна уступать поле боя Дмитрию Андриевскому, которого, кстати, не так давно выгнали из фракции Блока Кличко в Киевраде за голосование вместе с фракциями Регионов и Черновецкого? Рейтинг его фактически застрял на одной отметке. Тогда как Назарова растет постоянно, и за счет популярности бренда "УДАРА", и за счет собственной харизмы и узнаваемости - телеведущая, в конце концов!

Почему Диденко должен уступать Терехину? Тот не в состоянии предложить округу ничего конкретного и ведет агитацию в привычной для себя манере, напирая на общеполитические абстракции, и это вместе с эхом педофильского скандала не позволяет расти его рейтингу. Диденко же демонстрирует рост, который обусловлен как его собственной работой с избирателем, так и популярностью бренда УДАРа.

Не стоит сбрасывать со счетов и очевидное желание основной массы киевлян видеть в политике новые лица. И здесь представители УДАРа тоже на стороне избирателей, в отличие от тех же Терехина, Яворивского или Андриевского, которые, каждый на своем уровне, успели примелькаться и надоесть за прошедшие годы.

Наконец, затраты, которые понесли "ударники", работая на округах, настолько велики, что компенсировать их невозможно ничем, кроме победы. Люди вложили в эти выборы слишком серьезные средства, чтобы просто так взять и бросить все.

Кроме того, где гарантия прямого перетока голосов от УДАРа к Батькивщине, и тем более - к конкретному кандидату от Объединенной оппозиции - от снявшегося кандидата-"ударника"? Нет никакой гарантии. Потому что Диденко и Емец, Куликов и Ярема, Назарова и Андриевский - кандидаты слишком разные, и целевая аудитория у них слишком разная. Сторонники Куликова никогда не пойдут голосовать за Ярему, и разве что очень небольшая часть симпатиков Назаровой отдаст голоса Андриевскому.

В конце концов, не нужно забывать и о том, что результатами выборов жизнь не заканчивается. Более того, именно после оглашения результатов все только начнется. Начнется формирование фракций, в частности. И это будут отдельные фракции - УДАР и... да, "Батькивщина" и "Фронт перемен", скорее всего, тоже разделятся. И если значительная часть "ударников" снимет свои кандидатуры, то фракция УДАР окажется очень кургузой. И Кличко со товарищи это прекрасно понимает. Поэтому стоит ожидать, что и высшее руководство партии УДАР не будет устраивать сильных репрессий против тех своих кандидатов, которые вопреки официальному решению не снимутся с предвыборной гонки.

Есть и еще один фактор, который дает "ударникам" весомые основания не снимать свои кандидатуры. И УДАР как партия, и его кандидаты-мажоритарщики достаточно громко о себе заявили и достаточно агрессивно ворвались на политический ринг. И тот, кто сейчас без боя сдаст позиции и снимется - тому можно засчитывать технический нокаут. А это значит, что второго захода в политику для них может и не быть. Фактически, сняться сейчас - значит, совершить политическое самоубийство - точнее, даже политический самоаборт, то есть убийство еще не родившегося политика. И это тоже понимают все.

Поэтому Объединенной оппозиции не стоит сильно рассчитывать на то, что "ударники" покорно снимут свои кандидатуры. Ибо привычка рассчитывать на идиотизм окружающих рано или поздно может сыграть с оппозиционерами злую шутку.