Украина вновь попала в фокус мировых СМИ в связи с печальными событиями. Сильный пожар на нефтебазе под Киевом выявил системные проблемы в работе украинских спасательных служб.
Четыре дня подряд спасатели не могли потушить масштабный пожар на нефтебазе "БРСМ-Нафта" в селе Крячки Васильковского района, что под Киевом. В пятницу, 12 июня, глава Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Николай Чечеткин сообщил на заседании правительства, что пожар на территории нефтебазы удалось ликвидировать и на данный момент открытых очагов возгорания нет, передает агентство "Интерфакс".
В результате ЧП погибли уже по меньшей мере пять человек, еще 14 пострадали. Среди погибших есть и пожарные.Таких жертв можно было бы избежать, если бы украинские власти вовремя сделали выводы из прошлогодней трагедии в Харькове, где в результате пожара, вспыхнувшего на заводе ювелирных изделий, погибли восемь человек.
Тогда, как и сейчас, ГСЧС сработала неэффективно, категоричен эксперт по промышленной безопасности Андриан Галач. Он указывает на то, что во время масштабного возгорания нефтепродуктов ГСЧС не взаимодействовала с другими службами и принимала крайне непрофессиональные решения. "Рядовые пожарные не виноваты. Они работают героически, но руководители снова дают необдуманные указания", - посетовал Галач.
Нет реформ, но есть коррупция?
Главной ошибкой, которая привела к гибели людей в этот раз, отмечают эксперты, стало то, что спасатели начали тушить нефтепродукты водой, а не специальной пеной. Такие просчеты не позволили локализовать пожар в самом начале, считает бывший украинский министр по чрезвычайным ситуациям Виктор Балога. Он также указывает на то, что ГСЧС не обеспечила спасателей теплоотражающими костюмами и не привлекла авиацию для обработки территории вокруг очага возгорания, чтобы не допустить распространения огня.
Трагедия у Василькова, равно как и случившийся в апреле нынешнего года пожар в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, произошли лишь по той причине, что "ГСЧС финансируется по остаточному принципу, написал Балога на своей странице в Facebook. По его словам, "последние два года все руководители ГСЧС добивали эту службу как хотели". Последствия такого небрежного отношения к спасателям оказались налицо во время пожара на нефтебазе под Киевом, когда чиновникам пришлось обращаться к волонтерам с просьбой помочь лекарствами и перевязочными материалами для пострадавших пожарных, добавил Балога.
Государственная служба по чрезвычайным ситуациям - структура крайне закрытая и коррумпированная, утверждает Андриан Галач. По его данным, во время возгорания на нефтебазе под Киевом должна была сработать система сигнализации, предупреждающая об опасности. При этом план ликвидации такой крупной аварии должен быть хорошо известен как пожарным, так и сотрудникам предприятия. Однако всего этого на нефтебазе "БРСМ-Нафта" не было, добавляет эксперт. "План ликвидации аварии разрабатывается еще до ввода объекта в эксплуатацию, но очевидно, что там он разрабатывался формально или его просто купили, и ГСЧС это не проконтролировала", - рассуждает Галач.
По мнению эксперта, ГСЧС надо немедленно реформировать и увеличить ее финансирование, а также контроль над ней со стороны общественности. "В ГСЧС просто меняются руководители, и каждый переключает коррупционные схемы на себя или создает свою и заботится о своих заработках", - констатирует Галач. По его подсчетам, от пожаров на Украине сейчас погибает в пять раз больше людей, чем в соседней Польше, где работает гораздо меньше пожарных.
Беспомощные жители
У местных жителей не менее серьезные претензии к спасателям и власти: они наперебой рассказывают журналистам о хаосе, царящем в зоне вокруг очага возгорания, и об отсутствии исчерпывающей информации об эвакуации. Экологи в свою очередь возмущены тем, что ГСЧС не смогла оперативно и профессионально организовать тушение загоревшихся нефтепродуктов на базе "БРСМ-Нафта", несмотря на то, что для ликвидации пожара было задействовано большое количество людей.
По данным главы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Николая Чечеткина, к ликвидации пожара привлечены почти 700 человек, включая подразделения МВД и нацгвардии. От ГСЧС на месте происшествия работают 300 человек личного состава и 45 единиц техники из Киева, Киевской, Житомирской, Черниговской, Черкасской и Кировоградской областей.
"Зачем нужны там все эти люди? Двух-трех бригад, которые специализируются на тушении нефтепродуктов, и спецтехники для ликвидации было бы достаточно, - уверен председатель Национального экологического центра Ярослав Мовчан. - Непродуманный план ликвидации такой аварии и гибель людей - это преступление. Чиновники должны быть наказаны".
По словам Мовчана, такой крупный пожар свидетельствует о безответственном отношении властей к контролю и устаревшей системе формирования ГСЧС. "Это зеркало состояния государственной безопасности Украины ", - признает Мовчан.
Премьер-министр Арсений Яценюк уже поручил руководителю МВД Арсену Авакову привлечь к уголовной ответственности директора и главного инженера сгоревшей нефтебазы, сообщило 11 июня агентство УНИАН. Кроме того, по данным украинских СМИ, поручено выяснить, кто из чиновников Министерства обороны подписал разрешение на строительство нефтебазы возле военной части.