Прижмут ли Россию Штаты ради Украины: об интересных идеях
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
На прошлой неделе украинская дипломатия отпраздновала маленькую победу: министр иностранных дел Павел Климкин встретился с главой Белого дома Дональдом Трампом и вице-президентом США Майком Пенсом. Это был важный знак внимания, тем более на фоне встречи американского лидера с главой МИД России Сергеем Лавровым. Особенно заинтриговало заявление Климкина, сделанное им впоследствии. По словам министра, у Трампа есть "очень интересные идеи" по усилению давления на РФ. Полностью раскрыть их суть глава украинской дипломатии отказался, однако сделал некоторые намеки.
Впрочем, есть как минимум одна проблема: идеи, пусть даже "интересные", – это еще не стратегия. Какой характер давления на Москву может избрать Белый дом – разбирался "Обозреватель".
Миротворец Трамп
Несмотря на непредсказуемость Трампа и ряд его предвыборных обещаний, сейчас уже можно утверждать, что на планах американо-российской перезагрузки поставлен крест. Об этом прямо говорят высшие чины США, к примеру, государственный секретарь Рекс Тиллерсон. "Перезагрузка невозможна, потому что невозможно стереть прошлое и начать все с чистого листа. Мы стартуем с того места, на котором находимся сейчас", – отметил Тиллерсон.
Читайте: Трамп назвал украинцев "классными" - Климкин
Однако не стоит путать перезагрузку и нормализацию отношений. Последнее все еще соответствует намерениям Вашингтона, о чем также неоднократно говорили в Белом доме. И все же есть одно "но". Штаты ставят жесткие условия для оттепели с Россией. Речь идет и об Украине, и о Сирии, и об Афганистане. Расширить границы диалога с Москвой для Трампа означает поставить под удар свои политические позиции. Его "российское досье" не закрыто. Демократы, ястребы-республиканцы, оппозиционно настроенные СМИ и спецслужбы на чеку. Особенно после скандального увольнения главы ФБР Джеймса Коми.
Показательная деталь – Трамп провел встречу с Климкиным спустя несколько часов после беседы с Лавровым, соблюдя таким образом "баланс". Во многом это PR-ход, ведь американские СМИ разразились критикой в адрес президента из-за приема главы МИД России. Но также это демонстрирует, как Трамп хочет позиционировать себя в российско-украинском конфликте – как миротворец. Об этом свидетельствует хотя бы запись американского лидера в Twitter: "Давайте установим мир". В качестве иллюстрации Трамп даже скомбинировал два фото: с Климкиным и Лавровым. А это двухвекторный сигнал, ведь президент обратился к обеим сторонам.
Идеи без стратегии
Если говорить о фундаментальном подходе к урегулированию конфликта на Донбассе, нет оснований считать, что он претерпит глобальные перемены. Администрация Трампа и президент лично дали понять, что Минские соглашения – оптимальный путь. Во время встречи с Лавровым глава Белого дома напомнил об обязательствах Москвы в плане "Минска". "Минские соглашения остаются наиболее реальным способом продвижения к миру в Украине", – подтвердил на днях Пенс. О продуктивности такого подхода можно спорить бесконечно, однако, учитывая приверженность Германии и новоизбранного президента Франции Эммануэля Макрона договоренностям, Украине придется и в дальнейшем играть "минскими картами". Главная интрига: сможет ли Киев получить от Вашингтона козыри?
Читайте: "Ирония и провоцирование": как американские СМИ отреагировали на встречу Лаврова с Трампом
Тузом стало бы расширение "нормандского" формата за счет США. В Верховной Раде и АП еще в декабре прошлого года говорили, что шансы есть. "Есть очень интересные идеи, я о них смогу сказать позже, когда согласуем среди всех друзей. И, конечно, любые моменты надо будет согласовать с Германией и с новоизбранным президентом Франции", – отметил Климкин, говоря о планах Трампа. А на прошлой неделе Пенс сказал, что Белый дом намерен участвовать в урегулировании конфликта на Донбассе. Подобные заявления можно было бы рассматривать в контексте модернизации формата, но, судя по всему, пока об этом речи не идет, что подтвердил первый замглавы МИД Вадим Пристайко. То есть роль США все еще сводится к неформальному членству в "нормандском" формате и давлению на РФ.
Комментируя "интересные идеи" Трампа, Климкин упоминал "об усилении международного компонента, об усилении ОБСЕ, об усилении СММ, о создании другой миссии, которая реально будет контролировать территорию оккупированного Донбасса (вероятно, миротворческая миссия ООН – Ред.)". Но это заявление создает больше вопросов, чем ответов. В эффективность ООН Трамп не верит, собираясь сократить финансирование организации. Для введения полицейской миссии ОБСЕ нужен консенсус всех стран-участников (в том числе и РФ), а его нет. Просто усиление СММ без соответствующего доступа, особенно к российско-украинской границе, кардинально ситуацию не изменит.
Читайте: Переговоры по Украине: российский политик объяснил, чего Путин хочет от Трампа
Расширение же американских санкций в краткосрочной перспективе маловероятно. В начале мая руководители комитета Сената по международным отношениям решили не вводить новые санкции против России в ближайшее время и поискать другие способы противостоять Москве в Восточной Европе.
Как бы там ни было, за почти 4 месяца каденции Трамп показал, что готов на решительные действия и риск. Но идеи так и могут остаться идеями, если не лягут в основу стратегии. Она должна более-менее четко вырисоваться после переговоров Трамп-Путин (скорее всего, в июле) и Трамп-Порошенко, а не коротких встреч главы Белого дома с министрами иностранных дел.
Как сообщал "Обозреватель", в АП рассказали новые подробности первого разговора Порошенко и Трампа.