УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Киев надо брать

Киев надо брать

… хотя бы на полтора года. Политологи о том, как снегопад может изменить ход истории

Наперекор непростым погодным условиям, снежным заносам и пробкам на дорогах, на пресс-конференцию в "Обозреватель" приехали заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий и директор GMT Group, политолог Анатолий Луценко.

Планировалось обсудить тему выборов в столице – их сроки, кандидатов и тактику. Но погода внесла свои коррективы: половина эфирного времени была посвящена снегопадам, парализовавшим столицу, работе коммунальных служб и поискам "крайних".

Предлагаем вашему вниманию выдержки из пресс-конференции политологов – о политике и о погоде.

"Обозреватель": Учитывая, что проект постановления о назначении выборов в Киеве был принят парламентом в первом чтении, а второе откладывается до решения Конституционного Суда, возникает вопрос: состоятся ли выборы в текущем году?

Анатолий Луценко: Существует юридическая коллизия. Суть ее состоит в том, что в 2015 году, согласно с новым законодательством, должно произойти выравнивание всех выборов в местные советы. К этому моменту утратило силу решение КСУ в отношении Черновецкого.

Новая система говорит: все выборы, проходящие в Украине, проходят одновременно, а те, которые происходят в силу разных обстоятельств, также четко определенных законодательством, все равно считаются досрочными, при этом срок полномочий вновь избранной власти заканчивается тогда, когда и общий срок полномочий по всей Украине.

Киевская ситуация отличается от всеукраинской, поэтому возможны несколько вариантов. Могут быть досрочные выборы Киеврады и мэра со сроком полномочий в полтора года, или вообще перенесение выборов с целью выравнивания ситуации на 2015 год.

Алексей Голобуцкий: В пятницу днем у меня была несколько иная точка зрения в отношении темы пресс-конференции, но, к сожалению, причина того, что сейчас происходит в Киеве, частично заложена и в проблеме выборов мэра и Киеврады.

Мы понимаем, что, скорее всего, любая власть столкнулась бы с такими же проблемами с непогодой, но из-за того, что киевляне давно не верят в Киевраду и не могут ответить на вопрос, кто у нас мэр города, ответственность размыта и в принципе некого винить в сложившейся ситуации.

Это достаточно рядовая ситуация. Это не метеорит, который взорвался над Киевом, это не землетрясение в 7-8 баллов, это всего-навсего снег, который просто нужно вовремя убирать, используя заявленную технику, которая существует на бумаге. А то, что наша система коммунального хозяйства неэффективна до невозможности, к сожалению, будет подтверждаться каждый год и с каждым годом с новыми проблемами.

Надо понимать, что после этих событий изменится отношение киевлян к политике в столице. Очень многие киевляне поняли справедливость слов: "Если ты не хочешь заниматься политикой, политика займется тобой". Это именно политическая проблема, а не сугубо экономическая или социальная. Власть не чувствует сопричастности к киевской громаде и не понимает, что когда-то срок их полномочий истечет.

Проблема выборов мэра решается не в среде киевлян, а на Банковой – это наихудший вариант для Киева.

Анатолий Луценко: Я в свое время имел возможность изучать латвийский и датский опыт в отношении функционирования власти в плане инфраструктуры. Это только у нас считается, что уборка – это большая повинность, которую выполняют коммунальщики. На самом деле, на Западе уборка – это элемент сохранения инфраструктуры.

Могу рассказать самый простой рецепт преодоления ситуации, которая сложилась в Киеве. Когда понятно, что идет снегопад, сразу же создается штаб по чрезвычайной ситуации, который возглавляет мэр или глава администрации. Затем начинается работа с правоохранительными органами и МЧС. На ключевые точки расставляются экипажи, которые занимаются отсеиванием габаритного транспорта, который не имеет стратегического значения. Если это габаритный транспорт, который везет продукты питания, предметы первой необходимости, он запускается и проводится по специальной схеме. Если это транзитный транспорт, он либо останавливается, либо разворачивается и не допускается в город.

До того, как начался снегопад, на узловые точки расставляется техника, чтобы потом не рассказывать, что из-за пробок техника не смогла добраться до места. Как только снегопад начинается, каждый работник приступает к очистке своего участка. Причем техника не ездит один-два раза – она ездит постоянно.

Все СМИ предоставляют информацию о местонахождении пунктов обогрева, а также о пробках и объездных путях. Мобильные полицейские группы выводят автобусы с детьми из любых возможно опасных участков. Одновременно мобилизуются волонтеры, которые согласуют свои действия с координационным центром.

Кроме того, в западных странах мэр сам ездит и смотрит, как проходят работы. Это не пиар – это нормальная практика.

"Обозреватель": Возвращаясь к правовой теме. Каким может быть решение КСУ по дате выборов в Киеве?

Алексей Голобуцкий: В нашей стране оно может быть любым. Но, скорее всего, решение будет заключаться в том, что выборы будут внеочередными, мэр города будет выбираться на полтора года. Сейчас несколько поменялась ситуация, власти необходимо спустить пар недовольства киевлян, поэтому я не верю, что в этом году совсем не будет никаких выборов.

"Обозреватель": Кому сегодня интересно избираться на пост мэра Киева всего на полтора года?

Алексей Голобуцкий: Понятно, что в нашей ситуации полтора года – это небольшой срок. Нужно много времени на то, чтобы вникнуть в суть, потому что очень много вещей происходит в ручном режиме. Но это было бы действительно неплохой практикой. Если ты умеешь руководить городом, то Украиной ты тоже можешь руководить. Но если человека сначала назначают министром финансов, потом – главой Нацбанка, потом – спикером и т.д., трудно понять, как этот человек поведет себя на посту президента.

Поэтому любому оппозиционеру, который выйдет с Януковичем во второй тур, очень неплохо было бы иметь какой-то опыт практической работы.

Анатолий Луценко: Киевский "плацдарм" с электоральной точки зрения – это чрезвычайно важно для любого кандидата. Цифры показывают, что на сегодняшний момент идеальный кандидат от оппозиции, которого хотят видеть киевляне, - это Кличко. На втором месте с почти 20% - Попов. Правда, замеры проводились до этих аномальных снегопадов.

Мне кажется, даже на полтора года, но Киев надо брать. Как правило, у нас президентами становились бывшие премьеры. Я не знаю, когда у Кличко будет ближайшая возможность стать премьер-министром, поэтому ему было бы неплохо разыграть нестандартный сценарий, стартовав на президентских выборах с позиции мэра.

Но Киев может стать и "электоральной могилой". Мы помним опыт Омельченко, который был популярен в Киеве, но его рейтинг никоим образом не экстраполировался на всеукраинский уровень.

Алексей Голобуцкий: Без Киева ни один кандидат от оппозиции не выиграет президентские выборы. Не решив более локальную проблему, которую в принципе можно решить, идти на решение более глобальной проблемы – победу на президентских выборах – очень наивно. Нежелание брать на себя ответственность – огромный минус для любого оппозиционного кандидата.

Есть 30% у Кличко, значит, ему и надо идти в мэры, потому что киевляне этого хотят. Любые аргументы про полтора года, отсутствие полномочий и т.д. – ни при чем. Становись лидером киевской громады – без полномочий, без бюджета, без денег, без поддержки. Попробуй. Потому что это неплохой праймериз перед президентскими выборами.

"Обозреватель": Почему в таком случае Кличко молчит? Почему не объявляет о своем участии или неучастии в киевских выборах? Он боится этой "электоральной могилы"?

Анатолий Луценко: Мне кажется, что он еще думает над вариантами. Систему координат никто не может гарантировать. Поскольку есть несколько констант, которые не определены, говорить на сто процентов "да" - не совсем мудро.

Алексей Голобуцкий: В команде Кличко есть такая установка: чем меньше Виталий говорит, тем выше у него популярность. Заявления должны подкрепляться реальными делами – в этом состоит проблема нашего политикума. Видимо, команда Кличко боится, что он будет делать заявления, которые не сможет выполнить, и станет похожим на остальных политиков.

С одной стороны, пресса навязывает точку зрения о том, что за полтора года на посту мэра Кличко "сдуется". С другой стороны, Яценюк предлагает Кличко пойти на мэра. Но когда конкурент предлагает тебе идти на какую-то должность, любой нормальный человек заподозрит, что что-то здесь не так.

Анатолий Луценко: Это иллюстрация того, что происходит в оппозиционной среде. Там не обозначены общие правила игры. Первое, что должно было быть сделано – соглашение о распределении должностей и полномочий в будущей власти. Но этого нет, как нет и доверия друг к другу. Поэтому они играют каждый в свою игру.

"Обозреватель": Кто, кроме Кличко, сможет выступить в роли достойного оппонента нынешнему главе КГГА?

Алексей Голобуцкий: Если Кличко не будет кандидатом в мэры, у Попова даже после такой зимы есть шанс выиграть, поскольку отсутствие Кличко подталкивает очень многих оппозиционных деятелей идти на выборы. Мы видим того же Катеринчука, который ради этого готов разругаться с "Батьківщиной". Будет и много других кандидатов.

"Обозреватель": А Порошенко?

Алексей Голобуцкий: Порошенко – само собой. Для "Батьківщини" это единственная возможность хоть как-то не опозориться на этих выборах. Порошенко имеет деньги, имеет информационные ресурсы и т.д. Такого союзника в принципе иметь неплохо. Так рассуждает и оппозиция, и, наверное, так же рассуждает и Администрация президента – что лучше Порошенко, чем Кличко.

Потому что при всех разговорах о том, что Порошенко может использовать пост мэра как стартовую площадку для президентских выборов – мне кажется, для выигрыша его рейтинга недостаточно.

То есть для Яценюка он не очень серьезный конкурент на президентских выборах, а власть может с ним договориться – перед выборами он может занять нейтральную позицию.

"Обозреватель": Если выборы в Киеве пройдут в этом году, увидят ли киевляне предвыборные кампании? Или кандидаты будут отталкиваться от базовых рейтингов и фактически ничего не предпринимать?

Анатолий Луценко: Очевидно, кампания будет. В любом случае нужно будет расставить акценты. Даже Попов, которому фактически переданы все полномочия мэра, все равно должен как-то позиционироваться, поскольку пока его образ не раскрыт.

Кстати, для Киева образ Порошенко также не расписан. Ему нужно показать имидж городского головы. Поэтому кампания будет вестись в любом случае.

Алексей Голобуцкий: В зависимости о решения КСУ это будут выборы либо имиджевые, либо функциональные, потому что одно дело – выбираться на 5 лет, понимая, что через полтора года ты можешь сотрудничать с другим президентом или сам станешь кандидатом в президенты, другое дело – на полтора года, когда ты понимаешь, что срок твоих полномочий заканчивается после президентских выборов. Тогда не будет запаса приспособиться к новому президенту, чтобы принимать участие в очередных выборах киевского мэра.

Имиджевая кампания обойдется намного дешевле, ее надо будет делать более яркой, более скандальной.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Политолог: без поддержки Киева идти в Президенты - глупо и наивно

Политолог рассказал, кого киевлянам в снегопадах обвинять

Киев может стать "электоральной могилой" - политолог

Политолог рассказал, как должны были убирать снег в Киеве

Политолог рассказал, когда киевляне будут выбирать мэра

Смотрите видеосюжеты:

Киев может стать "электоральной могилой"

Политологи о конкурентах Попова на мэрских выборах

Как нужно было убирать снег в Киеве

Снегопады в Киеве: кто в ответе?

Политолог о решении КСУ по выборам мэра

Смотрите полную версию видеозаписи пресс-конференции