"Ракета долетит за 2 минуты": эксперт объяснил, почему вернуть пассажирские авиаперевозки в Украину пока невозможно
Специалист считает, что ожидать возобновления полетов украинцам не следует
На "Шустер live" выясняли, как идти в Европу, не порывая с Россией, и что творится в украинской парафии Лакшми Миттала
Савик Шустер начал с "главной новости недели для постсоветского пространства" (такая формулировка прозвучала на российском телевидении): европейское будущее Украины под вопросом, и страна готова нырнуть в объятия Таможенного союза. Изменение вектора – это правда? – был задан вопрос гостям.
Никаких изменений не предусмотрено, заверили в один голос Владимир Огрызко и Андрей Гончарук. Ни шагу вперед, ни шагу назад, поддержал их Вадим Карасев, в СНГ нас интересуют лишь рынки сбыта.
Да у нас столько векторов, что не решишь, на какой ориентироваться, заметил коммунист Сергей Гордиенко. Это легкий шантаж Европы, выразил свою точку зрения "свободовец" Александр Мирный. Неуклюже как-то получилось, признала Ксенья Ляпина, но россияне купились.
Наша цель – Европа, заявил Александр Вилкул, но об экономической выгоде забывать не надо. Только Европа, уточнил Виктор Пинзеник... Ведущий отметил единство мнений в студии: на запад и лишь на запад...
В политике, как и в любви, проигрывает отсутствующий
Казалось, после выраженного единодушия (с небольшими поправками) можно было собрать манатки и разойтись, но было решено развернуть дискуссию – касательно именно этих поправок и нюансов. Как же со статусом наблюдателя? Вон, Сергей Глазьев утверждал, что нельзя и так, и этак, раз получили наблюдателя – айда в Евразийский союз. Да и Дмитрий Медведев разделяет этот подход.
Выйдя к микрофону, Юрий Бойко решил сперва разъяснить, что такое ТС и ЕАЭС. Три страны оживили торговлю благодаря беспошлинному хождению товаров. Банки одних стран могут спокойно работать в других.
Нам же надо удержать товарооборот с этими странами, напомнил Бойко, иначе предприятия придется закрывать. И для этого необходим статус наблюдателя... Пока же Бойко поведал о своем присутствии в роли наблюдателя на совещании: более открытой дискуссии он не встречал, никакого давления России. Лейтмотивом было уничтожение препон для сотрудничества. А нам надо еще конкурировать на мировом рынке.
Все то, что ты говоришь до слова "но", ничего не стоит, процитировал Огрызко американцев. А в подписанном документе "но" встречается уже в самом начале. Но до 2015 года нечего беспокоиться. Вот Белоруссия от членства в ТС ничего не имеет – сплошное подорожание... Огрызко привел ряд цифр, отражающих падение торговли между странами ТС.
Бойко предложил не толкать страну в пропасть противоречий – надо пробраться внутрь ЕАЭС, и тогда будем разбираться. Ни Европу, ни Азию не стоит идеализировать.
В политике, как и в любви, проигрывает отсутствующий, выдал Юрий Зарубинский. А в мире идет борьба за рынки, и это главное. Вон, Греция пасанула, и Германия принялась продавать товары России. А у ЕС куча ассоциированных стран – более 30... Да Европа заинтересована, чтобы у нас были развернутые контакты с ТС, успокоил Бойко.
Однополые браки обеспечат единство власти и оппозиции
В Европу мы готовились идти несколько лет, а тут президент летит в Астану и одним махом подписывает дружбу с ТС, заметил Мирный. Может, сперва надо было посоветоваться с украинцами?.. Никакой интриги, пожал плечами Бойко, отношения с ТС готовились в Кабмине. А вот в ЕС нас никто не приглашает.
Когда президент направляется в Брюссель, мы знаем все, напомнил Шустер, а когда в одну из стран СНГ – ничего. Процесс меморандума прошел все процедуры, стоял на своем Бойко... Меморандум – это не договор, уточнил Владимир Фесенко.
Можно следить за ТС и без меморандума, напомнила Ляпина. Бойко пояснил, что не все так просто и иногда полезно прикоснуться... Немецкая элита негативно относится к третьему сроку Путина, а Украину считают демократической страной, отметил Карасев. То есть политически мы в Европе, а вдруг экономически нам захочется в ТС?
По закону, принятому в правление Януковича, мы идем в Европу, повторил Бойко. В Европе экономика определяет политику, а в СНГ – наоборот, не унимался Карасев. Пока же мы никуда не двигаемся... Бойко предположил, что единство власти и оппозиции у нас стопроцентно появится, если Европа станет настаивать на признании однополых браков...
Чего хотел Карасев, я так и не понял, признался Гордиенко. У него есть собственная мысль, с которой он не согласен. Пока коня запрягаем позади воза... И Гордиенко напомнил российские рынки и наших безработных... Огрызко послал Гордиенко в Белоруссию и снова стал приводить тамошний рост цен.
Россию интересует наш рынок, а не наши заводы, взорвался Мирный. Она завозит к нам белорусский сахар и конфеты!.. А мы продаем в ТС продукты машиностроения, дополнил Бойко. В ЕС же идет наше сырье.
А может, меморандум подписан, чтобы не допустить подписания осенью договора с Европой? - предположил Мирный. Таких иезуитских планов не было, разочаровал его Бойко. Мы идем в Европу, но не отказываемся от сотрудничества с другими странами.
Почему же люди не знали о восточных тенденциях? – передал вопрос зрителей Петр Мага. Советник президента Гончарук объяснил всю сложность сотрудничества и неприемлемость лишнего афиширования. И послы никаких претензий к нам не имеют – сам Гончарук им все растолковал.
А Азаров назвал профаном того, кто не интересуется сотрудничеством с ЕАЭС, заметил Шустер. Да не вступаем мы в ТС! – воскликнул Зарубинский. Мы искусственно обостряем проблему.
Кот в газовой трубе
Зрителям больше всего пришлась по душе фраза Огрызко: если политика управляет экономикой, то экономика не развивается... Оповестив об этом, Шустер перешел на ГТС, которая стоит от 26 до 29 млрд. долларов. Ведущий разъяснил, как эту трубу намериваются эксплуатировать. Министр Ставицкий, например, предлагает полтрубы продать.
Так продавать или сдавать в аренду? – обратился ведущий к Виктору Пинзенику. Партнерами не должны быть те, кто сидят по обоим концам трубы, заметил гость. У нас уже есть опыт продажи предприятий 50 на 50 – ни хрена с ними поделать не можем. А есть еще и сланцевый газ, так что к решению вопроса нужно подходить деликатно, иначе получим кота в мешке.
Пока мы зачастую сотрудничаем по формуле "в колхоз запишусь, работать буду", а надо подходить к проблеме философски, продолжил Пинзеник. И для нормального сотрудничества с Россией нам нужен не ТС, а договор о взаимовыгодном сотрудничестве. Ведь ЕЭАС предполагает уничтожение таможенных границ, то есть мы передаем свои права. Это не экономический, а политический союз! Нам же нужен доступ к европейским рынкам, заявил Пинзеник. Нынче трудно не купить, а продать.
За ТС вступился координатор "Украинского выбора" Владимир Воюш: с ЕС не все так просто, договор засекречен, Европа примется закрывать наши предприятия... Не дискутирую с вашей организацией, отмахнулся Пинзеник, поскольку от нее не пахнет профессионализмом. Но это не означает, что нам нужно отказываться от российского рынка и поворачиваться к Москве спиной.
На предложение Бойко работать вместе Пинзеник напомнил, что его партия работает в интересах Украины.
Пугаем Европу Россией, а Россию - Европой
Так Украина изменила вектор? – задал вопрос ведущий Сергею Соболеву. Тот отметил секретные переговоры президентов в Сочи. Возможно, газовую систему с хранилищами теперь отдадут России. А остаток пойдет другу сына Януковича...
Союзника же выбирают не по товарообмену, продолжил Соболев. Страны ТС никаких политических претензий не предъявляют, поскольку в них та же коррупция и те же продажные суды. Если мы хотим жить в прежних условиях, то нам с ними по дороге... А Россией немало договоров подписывалось, и все без толку. Нынче же главное – подписание соглашения с ЕС осенью. Получается, как обычно - собираемся обдурить и тех, и этих, а сами оказываемся между двух стульев. Пугаем Европу Россией и наоборот.
В международной политике нет места благородству, заметил Зарубинский, разве Европа не столь же заинтересована в сотрудничестве с нами?.. Власть готовит общественное мнение о том, что мы сами не способны реконструировать ГТС, пояснил Соболев. А по закону, Россия вообще не может быть покупателем. К тому же, она все равно намерена строить Южный поток, хотя Северный поток ей приносит лишь убытки... Но нас может спасти туркменский газ! К нему полезно прибавить зоны свободной торговли и с Россией, и с Европой. Ведь именно в Украине производятся комплектующие к ай-фонам. А с продажами мы так и до земли доберемся, и тогда настанет каюк...
Активная эмоциональная дискуссия, оценил беседу вице-премьер Александр Вилкул. Мы уважаем другие страны, но любим Украину. Власть же и оппозицию объединяет стремление в Европу. Мы стремимся также к энергетической независимости, снижаем потребление газа. Оппозиция же может похвастаться лишь вздорожанием газа в 8 раз.
Соболев принялся отбиваться, напомнив, что Гончарук, Богословская и Янукович в свое время работали на Ющенко, и 10 лет у власти была Партия регионов. А о росте экономике нужно поинтересоваться у граждан. Что вы сделали за три года?
Это наша ГТС, и ее нельзя продавать! – воскликнул Мирный. Не встанем на колени! "Свобода" этого не допустит... А где были Янукович и Ющенко в ту ужасную зиму? – закрутил очередной поток обвинений Соболев, но его прервала реклама.
Справедливость – это истина в конкретных действиях
Теперь аудитория похвалила Пинзеника, а расколол ее Воюш, объявил ведущий... Следующей темой стало восстание, которое подняли женщины в Кривом Роге. Три дамы из "АрселорМиттал" пожаловали в студию, чтобы рассказать о губительных сокращениях. Шустер припомнил Королевскую, которая обещала наведаться и со всем разобраться. Приезжала, подтвердили женщины. А разобралась?..
На заводе работают семьями, и вот их планомерно сокращают, поделилась работница столовой Людмила Лущ. А после 37 искать работу не имеет смысла. Завод – это стена, и теперь эта стена рушится.
К микрофону проследовал председатель Киевского представительства "АрселорМиттал" Владимир Ткаченко, который принялся рассказывать, что все происходит, как следует. Подтверждением тому служил его свежий и прилизанный вид. Проводим тендеры, защищаем людей, находим им новые рабочие места, успокаивал гость.
Лущ заметила, что перед передачей с ней связывались и просили не выступать, но она не может – накипело. Мы голосовали за Регионы, призналась Лущ, а теперь в Кривом Роге будет царствовать безработица и бандитизм... Ткаченко нервно попытался заверить, что всех трудоустроим и все останутся довольны... А почему вы не хотели, чтобы они являлись на программу? – поинтересовался Шустер. Да я, да ни за что, ответствовал Ткаченко.
Свою историю поведала другая гостья Елена Шиманко: предлагают места беременных или отправляют на учебу. А перед программой позвонили и предложили хорошую должность. Оставьте нас на заводе!
Справедливость – это истина в конкретных действиях, заявила Валентина Семенюк-Самсоненко. В каждом городе есть своя "Криворожсталь". Семенюк обрушилась на Миттала, который сговорился с Саркози, и тот принялся давить на Украину. А мы должны создавать рабочие места.
Легко сказать, но трудно сделать, заметил Шустер и поведал, как Миттал закрывал предприятия во Франции, но правительство прижало его к стенке.
Человек должен знать, какое у него будет завтра
Вот вам проблема, обратился Шустер к Вилкулу, который оказался криворожцем. Тот припомнил, как начал трудовую деятельность на экскаваторе, и предложил разложить проблему по полкам. Средняя зарплата на заводе – 5 400, построено 6 домов, 750 квартир, крупные компании поддерживаются государством ради повышения социальных стандартов. Но вот с экологией проблемы остаются – пройдена лишь 10-ая часть пути! И власть всегда останется на стороне трудовых коллективов. Человек должен знать, какое у него будет завтра...
С переходом к аутсорсингу началась полная белиберда, к которой подключилась Ляпина: вы вообще понимаете, что вы говорите? да спаси нашу страну от ваших инициатив!.. Вилкул разозлился и припомнил, когда Ляпина была при власти. Кричать стали дуэтом, вскоре третьей присоединилась Семенюк. Вилкул пообещал защищать людей. Обицянка-цяцянка, метнула Ляпина.
Вы болтаете, а я боюсь идти на работу, прервала свару Шиманко. И таких женщин 500... Мы вас защитим, изрек Вилкул.
Мирный принялся объяснять ему отношения между хозяином предприятия и наемными рабочими. А Миттала надо припугнуть национализацией! И нечего нам совать под нос оптимизацию численности... Оппозиция должна нести ответственность за "Криворожсталь", воскликнул Вилкул и поинтересовался, почему "Свобода" ходит с "Батькивщиной" в одной колонне.
Как волки защищают овец
Страна с вами солидарна, Людмила, промолвил Шустер, подводя итог зрительским симпатиям. А вот Ткаченко опустили... Вызвали профсоюзного лидера Юрия Бобченко, который пообещал выступать не как начальник, а как простой труженик. Он тут же отметил Вилкула, который всегда болел за предприятие. Проблема в том, что у труженика нет доверия к собственнику!.. Бобченко продолжил обвинять Миттала в лице Ткаченко, разводя руками и грозя пальцем: люди работают без выходных!
Общепит, то бишь пришедших женщин, Бобченко пообещал защитить. Только не тех, кто написал заявление об увольнении... Узко берем, отметил Ткаченко и стал описывать ситуацию: зарплата – самая высокая по стране... Это как средняя температура по больнице, парировал Бобченко. Высокая зарплата – у менеджмента, половина тружеников получает 3 тыс.
Семенюк принялась пугать, а Бобченко вращать глазами. Во всем виновата прежняя власть, заметил Вилкул, но пообещал помочь...
Не боитесь? – от имени зрителей задал вопрос девчатам Мага. Шустер заверил, что бояться им нечего: если что произойдет, то уж защитим как следует... Бобченко с Ткаченко принялись копаться в условиях договоров, рентабельности, а Фесенко обвинил однопартийцев Семенюк в перепродаже металла.
Число работников уменьшилось с 50 тыс. до 30 тыс., а планируется довести его до 12 тыс., заметил Бобченко. Ткаченко принялся отбиваться... Да Ткаченко сидит себе в Киеве и оторван от реальности, заявила зампред профкома Наталья Маринюк. А сокращения и снижения зарплат грядут...
Удивительно слышать от правительства миллиардеров, как они будут защищать простых людей, вступил Соболев. Не верю, чтобы волки защищали овец. Хорошо хоть профсоюзы зачухались, но это лишь исключения. Но главное, что предприятиям не возвращают налог на прибавленную стоимость. А центры занятости расположены в мраморных дворцах.
Нас никто не запугает, заявил Бобченко и попросил помощи у общества и политиков. На вас вся надежда, обратилась Шиманко к Вилкулу. Я же остался на программе, а мог бы уйти, пояснил вице-премьер.
Слово получил председатель ЦК профсоюзов металлургов и горняков Владимир Казаченко, который прочитал краткую лекцию по управлению экономикой. Но главное – социальная политика работодателей. Миттал представлялся пушистым, но оказался циником. Предел сжатия у пружины есть – потом будет выстрел.
Шустер окончательно обложил Ткаченко (не тем воздухом дышит), а тот рассказал про убытки и про то, что не будет идти на поводу профсоюза, а станет закрывать клубы. За стол переговоров! – призвал Шустер и прорекламировал показ "Городка" на телеканале...
Заявленную в анонсе тему о киевских выборах под изящным заглавием "Власть без срока годности" даже не затронули.
Не надоедаем! Только самое важное - подписывайся на наш Telegram-канал
Специалист считает, что ожидать возобновления полетов украинцам не следует