Конгресс Соединенных Штатов Америки наконец-то одобрил выделение 300 млн долларов на военную помощь Украине, теперь шеф Пентагона Эштон Картер при координации действий с госсекретарем США Джоном Керри имеет право выделить эти деньги Киеву.
Часть суммы пойдет на закупку нелетального и оборонительного оружия, при этом эксперты говорят, что американская помощь спасет Украину от сирийского сценария.
О том, как изменится ситуация в украинской армии после получения американской военной помощи, "Обозревателю" рассказали эксперты.
Деньги превращаются в пули
В Конгрессе США одобрили военный бюджет государства на 2016 финансовый год, который начался уже 1 октября. Из суммы в $612 млрд, которая предусмотрены на военные нужды Соединенных Штатов, $300 млн могут быть предоставлены Украине в качестве военной помощи.
Строго говоря, принятый документ вовсе не обязывает Америку предоставлять Киеву оружие или иную помощь, а лишь дает министру обороны право направить упомянутую сумму на оказание Украине "надлежащего содействия в сфере безопасности и разведки".
"Надлежащее содействие" включает целый ряд пунктов, среди них - предоставление разведывательной информации в режиме реального времени. Может быть поставлено также летальное оружие, в том числе минометы, гранатометы, противотанковые комплексы и стрелковое оружие.
Из нелетального вооружения Украина может рассчитывать на контрбатарейные радары, средства радиоэлектронной борьбы, защищенные средства связи и разведывательные беспилотники.
Речь идет также о военных инструкторах, которые будут обучать украинскую армию и другие силовые структуры современным методам ведения войны.
Не стоит, однако, забывать, что закон, проголосованный в Конгрессе, подвергался критике в администрации президента Обамы. А это означает, что он может наложить вето на принятую редакцию военного бюджета США. Правда, недовольство Белого Дома вызывает не поддержка Украины, а методы финансирования бюджета.
Заграница нам поможет
Если мы все-таки получим военную помощь США, это поможет предотвратить реализацию "сирийского" сценария в Украине, считает директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский:
"С просьбой о военной помощи Украина обращалась к Соединенным Штатам уже не раз. Составлялись списки помощи, которые рассматривались представителями Пентагона. Они уже согласованы - только плати и получай.
Всю эту помощь можно разделить на три части. Во-первых, это помощь оперативного назначения. В частности, предоставление разведданных, данных космической съемки. Выделение средств и контингентов для подготовки Вооруженных сил, Национальной гвардии, Пограничной службы. Вторая часть - это вооружения.
Сюда относится как летальное, так и - в случае, если Пентагону будут даны соответствующие полномочия - нелетальное оружие, например, те же противотанковые средства. Ситуация может повернуться так, что после "легитимных" выборов в ДНР-ЛНР эти республики попросят военной помощи от России, и в результате в Украине будет реализован сирийский сценарий, с использованием авиации, тогда понадобятся и другие оборонительные средства, в том числе средства противовоздушной обороны.
И если такая помощь будет увязана с мероприятиями по трастовым фондам, которые предоставляет Украине НАТО, это заметно повысит обороноспособность нашей армии".
"Сирийский сценарий", по мнению эксперта, предполагает под собой применение боевой авиации на территории так называемой Луганской и Донецкой народных республик. Тогда Украине и пригодятся средства противовоздушной обороны.
Между тем, Украина уже приняла меры по недопущению реализации в стране сирийского сценария. Об этом "Обозревателю" рассказал начальник пресс-службы Генштаба Вооруженных сил Украины Владислав Селезнев:
"Генеральный Штаб Вооруженных сил Украины внес коррективы в программы боевой подготовки в связи с событиями в Сирии. Потому что мы видим, что Российская Федерация активно использует в Сирии авиацию и ракетные комплексы.
Поэтому мы вносим коррективы в программы боевой подготовки подразделений, чтобы быть готовыми к тем вызовам, которые могут возникнуть исходя из характера боевых действий РФ в Сирии. Мы готовим наши подразделения к действиям в условиях применения авиации противника. В частности, усилена подготовка подразделений зенитно-ракетной обороны.
Каким образом будет распределяться американская помощь, пока не известно, но в первую очередь Украине необходимы высокотехнологическое оружие и оборудование, в частности, противорадарные комплексы, средства связи и радиоэлектронной борьбы. Однозначно не будет стоять вопрос о поставках вооружений наступательного характера. Это принципиальная позиция наших западных партнеров, и мы исходим из этих реалий".
От поддержки - к сотрудничеству
Именно Россия подтолкнула США принять решение о военной помощи Украине, считает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак:
"Дипломатическая работа, которая была проведена за это время, отражает ситуацию, и следствием ее является решение о помощи. В то же время, на решение Конгресса не только украинский вопрос повлиял, но и сама Россия подтолкнула США оказать помощь Украине - своей непредсказуемостью и выступлениями в пику интересам США в ходе ближневосточного кризиса. Вашингтон заинтересован сегодня, несмотря на сдержанность президентской администрации, оказать максимально возможную военно-техническую помощь Украине, при этом абстрагируясь от вовлечения в противостояние между Россией и Украиной".
Эксперт считает, что Украина сама допустила просчеты, не позволившие получить военную помощь раньше:
"Да, помощь запоздала, но нужно помнить, что и украинская сторона допустила ряд ошибок, которые замедлили процесс продвижения к этому решению. Например, на начальном этапе были обращения не по адресу, нарушение протокольных моментов. Министерство обороны Украины под руководством Гелетея в свое время обращалось за военной помощью напрямую в офис Пентагона, что, разумеется, не соответствовало процедуре. Но в целом дипломатическая работа была организована верно, Киев работал на привлечение на свою сторону союзников в лице влиятельных американцев, и это сыграло не последнюю роль в решении вопроса".
Также Валентин Бадрак считает, что от получения разовой помощи Киеву следует перейти к долгосрочному военно-техническому сотрудничеству с Западом, чтобы провести стратегическое перевооружение украинских вооруженных сил:
"Всё будет зависеть от ситуации, от того, будет ли Россия и дальше демонстрировать свою агрессию, использовать военный рычаг давления на Украину. Повлияет и последовательность украинской стороны. Я думаю, что логичным было бы движение Украины в сторону военно-технического сотрудничества, создания серьезных проектов, как двусторонних, так и многосторонних с западными военными компаниями. Если Киев будет преуспевать, то сможет рассчитывать - ситуация позволяет - на то, чтобы получить не только бывшие в употреблении оборонительные системы, но и технологии, которые позволят построить в Украине производственные линии и использовать их для производства новых видов вооружений. Приступить к серьезному, на стратегическом уровне перевооружению отечественной армии. Такова главная задача на ближайшие 5-10 лет".
Подробнее, об оружии США читайте в спецпроекте "Обозревателя"