Немецкий эксперт: Приговор Навальному - это политический компромисс
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер заявил в интервью DW, что Кремль боится Навального потому, что он способен превратить тревоги и недовольство россиян в политический протест.
Профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер (Hans-Henning Schroder) - один из самых известных немецких экспертов по внутренней политике России. В интервью DW он изложил свой взгляд на вынесенные в Москве во вторник, 30 декабря, приговоры братьям Навальным. Шрёдер, в частности, считает процесс политическим, а страх Кремля перед Алексеем Навальным объясняет тем, что он один из немногих оппозиционных деятелей, способных превратить распространенные в России тревоги и недовольство в политическое движение.
DW: Приговор братьям Навальным собирались вынести только 15 января, но неожиданно перенесли его оглашение на 30 декабря. Вас это удивило?
Ханс-Хеннинг Шрёдер: Да, удивило. Такой поворот дела, как мне кажется, можно объяснить новогодними каникулами, которые начинаются 31 декабря и продлятся до 11 или 12 января. В Москве, похоже, надеются, что к тому времени вся эта история забудется.
- А сам приговор? Алексей Навальный получил три с половиной года условно, его брат Олег - три с половиной года лишения свободы. Вам не кажется такое решение суда странным?
- Такой приговор стал для меня неожиданным. Я думал, что обоих накажут намного строже. Мне кажется, что во внутренней политике России дело идет к наращиванию давления на оппозицию. В этом случае, судя по всему, был найден некий политический компромисс: брата Алексея Навального берут как бы в заложники, а его самого оставляют на свободе, чтобы избежать радикализации оппозиции. Такой компромисс свидетельствует о том, что, с одной стороны, власть хочет иметь политический контроль и подавлять оппозицию, но с другой, - не хочет прибегать к самым жестким методам.
- Из ваших слов напрашивается вывод, что вы, также как сам Навальный, его сторонники и многие правозащитники, считаете этот процесс политическим, а приговор - сфабрикованным…
- Если судить по доступной информации, то я, по меньшей мере, не могу оценивать такой приговор как решение по делу об экономических правонарушениях. Если проходящая по этому делу фирма "Ив Роше" сама говорит, что ей не нанесен никакой ущерб, а прокуратура, тем не менее, заводит уголовное дело, то это выглядит очень странно. Мне кажется странным это и еще по одной причине.
Вы, конечно, помните недавнюю большую пресс-конференцию Путина, на которой он активно ратовал за поддержку среднего и малого бизнеса, критиковал органы правопорядка за то, что они "кошмарят" малые и средние предприятия. Приговор же по этому делу направлен как раз против действий одной из таких фирм, что показывает по-прежнему существующую их правовую незащищенность.
- Если все это так, если процесс был политическим, то почему, с вашей точки зрения, Кремль так боится Алексея Навального?
- Думаю, он боится того, что распространенное недовольство, дополнительно возросшее вследствие инфляции и кризиса рубля, станет политическим. В России же сравнительно мало известных личностей, имеющих политический потенциал, то есть тех, кто мог бы превратить недовольство в политическое движение. Навальный - один из них.
Причем, он не только оппозиционер, но и человек с определенными национальными тенденциями, что делает его приемлемым для значительной части населения в качестве оппозиционного лидера, ведущего борьбу с коррупцией, что отвечает широко распространенным настроениям. То есть, Навальный и в самом деле мог бы стать политической угрозой для Кремля, и поэтому ему пытаются заткнуть рот.
- Но ведь российский президент имеет поддержку подавляющего большинства российского населения. И, тем не менее, вы говорите о недовольстве. Может быть, в России что-то витает в воздухе, грядут перемены, хотя еще непонятно, где и как они могут начаться?
- Вы правы. В настоящий момент Путин и в самом деле пользуется высоким уровнем доверия, широкой популярностью. Надо признать, что в российском политическом классе нет никого, кто бы мог его сейчас заменить. Любой, кого поставили бы на его место, даже Шойгу не имел бы такого магического воздействия на население. Так что Путин пока незаменим, и я не считаю, что он может быть свергнут усилиями оппозиционного движения.
Но, с другой стороны, в стране много нерешенных проблем, тревог и опасений. До сих пор считается, что уж Путин, который "порядочен" и "не коррумпирован", позаботится о нуждах населения. Но насколько долго удержатся такие настроения, будет ли у россиян такое же отношение к Путину и, скажем, в середине следующего года? Это интересный вопрос.