Участники прошедшего в Минске "Чернобыльского шляха" требуют остановить строительство АЭС в Беларуси и "прекратить политический Чернобыль".
Традиционная акция в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля прошла в Минске. "Чернобыльский шлях-2015" объединил белорусов, осмеливающихся выходить на уличные акции, считающих угрозой строительство АЭС в Беларуси, требующих вывода российского вооружения с территории страны.
Акция прошла под прицелом видеокамер КГБ
Минский горисполком разрешил проведение "Чернобыльского шляха", скорректировав планы заявителей акции таким образом, чтобы манифестанты как можно меньше привлекали внимание минчан. На сбор у столичного кинотеатра "Октябрь" отвели всего полчаса, на саму акцию - два с половиной.
От традиционного для таких акций митинга отказались сами организаторы, в первую очередь, чтобы не подвергать участников унизительному досмотру перед входом в специально огороженное пространство.
Собравшимся на месте сбора организаторы раздали текст резолюции, за которую проголосовали по окончании акции - после прошедшего далеко не по центру Минска шествия, возложения цветов и зажигания свеч у памятного знака жертвам катастрофы на ЧАЭС перед церковью в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость".
По всему пути следования манифестации колонну сопровождала цепь ОМОНа, спецмашины и значительное количество людей в штатском с рациями. Камер спецслужб на акции было не меньше, чем снимающих видео журналистов. Во многих дворах в районе проведения "Чернобыльского шляха" стояли спецмашины, которые белорусские силовики используют при задержании активистов и разгоне уличных акций.
Основные лозунги
Настроения и требования участников "Чернобыльского шляха" читались по плакатам, которые несли манифестанты: "Нет АЭС в Беларуси!", "Остановить политический Чернобыль! Свободу политзаключенным! Освободить Николая Статкевича!", "Где Российская империя - там Чернобыль и Донбасс", "Беларусь и Украина вместе и навсегда!", "Союз с имперской Россией - духовный Чернобыль", "Купила АЭС для внуков? На свою пенсию?", "Чернобыльский шлях - незаживающая рана", "Россия - это война", "Островец - второй Чернобыль".
Люди не верят в то, что будущая АЭС в Беларуси будет безопасна: реактор -российский, кредит - тоже, говорит студент одного из минских вузов. Для него самый содержательный лозунг на нынешней акции "Может, хватит вранья? Где реальная экономика? Где честные выборы? Где стабильный рубль? Где социально-ориентированная экономика? Где поддержка предпринимателей? Такая же безопасная будет и АЭС"
"Меня больше всего поразил плакат: "А, может, так и нужно?", который нес парень с петлей на шее. В какой-то мере это отражает настроение белорусов, не желающих бороться", - говорит художник Алексей Марочкин, участник всех подобных акций в прошлые годы.
Акция немноголюдна
Среди участников "Чернобыльского шляха" были люди разных возрастов и профессий, менее заметны в этом году были флаги и символика политических партий и движений. По оценке заместителя председателя движения "За свободу" Юрася Губаревича, в акции участвовало порядка 700 человек, что, по его мнению, в нынешней ситуации не так уж плохо.
На государственном уровне последствия чернобыльской катастрофы замалчиваются, в зонах радиоактивного заражения пытаются возродить земледелие. "Вот пусть белорусское начальство строит себе там дачи, а не отправляет выпускников по распределению", - сказала DWжительница гомельской области, приехавшая в Минск по делам и решившая первый раз поучаствовать в "Чернобыльском шляхе".
Впрочем, неминчан на акции оказалось немало. "Я всегда приезжаю на "Чернобыльский шлях" в Минск", - сказала в интервью DW учительница из Гомеля. Назвать свое имя и школу, где работает, она отказалась: "Я уже дважды теряла место работы из-за своей гражданской позиции, идущей вразрез с линией властей. Если в моей школе узнают, что я здесь, меня уволят завтра же".
Людей, не участвующих в акции из-за страха потерять работу, в Беларуси очень много, уверен поэт политик Владимир Некляев. "Мы с вами сейчас разговариваем, а нас снимают. Уверен, что все это тщательно изучат в КГБ, и многие из участников Чернобыльского шляха будут иметь как минимум неприятности на работе, а кого-то наверняка уволят или исключат из учебных заведений".
Политические лозунги, по мнению Некляева, на акции памяти в годовщину Чернобыльской трагедии более чем уместны. Он разделяет мнение тех, кто считает реальной российскую угрозу для суверенитета и благополучия Беларуси.
Психологическая усталость
Руководитель белорусского аналитического центра Belarus Security Андрей Поротников объясняет нежелание белорусов участвовать в "Чернобыльском шляхе" психологическими причинами: "Акция имеет негативно-траурный оттенок, и людям сложно долго отмечать такие даты".
Вторая причина, по его мнению, организационная: ранее накануне акций оппозиции Минск забрасывали листовками, а сейчас люди часто не знают об этом вообще. Мобилизация через интернет не срабатывает, потому что в отличие от стран, где это срабатывает, в Беларуси это делают "абы как".