Апелляционный суд Киева 6 февраля рассматривал жалобу на приговор бывшему генералу МВД Алексею Пукачу, который осужден к пожизненному заключению за убийство журналиста Георгия Гонгадзе.
Впервые за долгое время на суд над Пукачем пустили журналистов. Однако открытость процесса рассмотрения апелляционных жалоб (а их подали одновременно и обвиняемый, и потерпевшие – вдова убитого Мирослава Гонгадзе и журналист Алексей Подольский, в свое время переживший похищения и пытки, организованные все тем же Пукачем) – как оказалось, абсолютно не означает, что общественность наконец получит доступ к материалам дела Пукача.
Разные части этих материалов в разные времена были засекречены сразу тремя ведомствами: СБУ, МВД и ГПУ. Ведомство Валентина Наливайченко, громко заявившего не так давно в эфире одного из телеканалов о необходимости предоставить общественности доступ как к самим судебным заседаниям, так и к материалам дела, слово сдержало и сняло гриф "секретно" с той части материалов, которую засекречивала Служба безопасности. Следом за Наливайченко хороший пример подхватил и министр внутренних дел Арсен Аваков. Дольше всех уговаривать пришлось ГПУ.
Ряд нардепов от "Блока Петра Порошенко в обращении к генпрокурору Виталию Яреме заявили, что бывший генеральный прокурор Виктор Пшонка в интересах экс-президента Украины Леонида Кучмы незаконно засекретил все листы обвинительного заключения и материалов следствия. "Это было сделано в последний момент - за несколько дней-часов до передачи дела в суд - с целью спрятать от глаз Украины и международного сообщества правду о преступном использовании правоохранительной системы политическим руководством государства", - говорится в обращении.
Но во время заседания Апелляционного суда города Киева оказалось, что просьбам нардепов Ярема не внял. Более того, народные избранники заявляют о том, что в ГПУ им попросту солгали.
"Генпрокуратура фактически ввела в заблуждение, обманула нас, когда мы встречались с первым заместителем генпрокурора Алексеем Баганцом. Он тогда нам сообщил, что все необходимые меры для того, чтобы открыть процесс, прокуратура предприняла. Но, как все слышали от суда, ни одного мероприятия, кроме простого письма, не подтвержденного соответствующими документами, совершено не было", - рассказал "Обозревателю" народный депутат от БПП Виталий Куприй, присутствовавший на заседании в качестве представителя Подольского.
"Все это – продолжение игры, в которую Генпрокуратура сейчас играет, но мы все-таки будем продолжать пытаться изменить эту ситуацию", - добавил Куприй.
И пока ГПУ "не наиграется" - ни о каком открытом процессе, на самом деле, речь идти не может.
Пострадавшие – Мирослава Гонгадзе и Алексей Подольский – горячо поддерживают идею рассекретить наконец все материалы по делу Пукача. И оба настаивают на том, что важно привлечь к ответственности не только экс-генерала, но и тех, кто отдавал ему приказ устранить Георгия Гонгадзе. При этом называют фамилии второго президента Украины Леонида Кучмы и экс-спикера ВР Владимира Литвина. Но, несмотря на общую, казалось бы, цель, во время заседания 6 февраля на поверхность всплыл конфликт между Гонгадзе и Подольским.
Началось все с того, что Подольский потребовал от суда отвода для двух представителей ГПУ участвующих в суде и для представительницы Мирославы Гонгадзе Валентины Теличенко (впрочем, последнее требование Подольский вскоре снял). Свое требование Подольский обосновал тем, что эти люди причастны к давлению на Пукача. Та же Теличенко, по словам Подольского, от имени скандального судьи Мельника (который вел дело Пукача в первой инстанции) предлагала подсудимому оплатить услуги адвоката, поддерживать его финансово в случае выполнения ряда специфических требований.
Прошение Подольского поддержал и сам Пукач. Он подтвердил, что на него действительно давили, угрожали причинить вред его родным.
По его словам, в разные времена Генеральная прокуратура и судья Печерского суда Андрей Мельник не просто хотели, чтобы он не называл в своих показаниях Леонида Кучму и Владимира Литвина, но и обвинил других лиц.
"Они не просто хотели, чтобы я не называл Кучму и Литвина. Они хотели, чтобы я обвинил других. Поэтому я оговорил себя. Я не мог называть людей. Генеральная прокуратура и Мельник хотели обвинить бывшего председателя Верховной Рады Александра Мороза, бывшего председателя Верховной Рады Александра Ткаченко. Связать это преступление с отравлением водителей Марчука и Плюща и втянуть сюда премьер-министра Марчука и Плюща. Другая группа следователей хотела обвинить в этом преступлении Тимошенко Юлию, Турчинова ... " - заявил Пукач.
Однако судебная коллегия отказалась делать отвод представителям прокуратуры, посчитав, что столь серьезные обвинения не могут помешать этим людям продолжать участвовать в процессе. Подольский потребовал самоотвода судей, но и это требование судом удовлетворено не было.
Интересно, что Теличенко и Мирослава Гонгадзе заявили, что и прокуроры, и судьи их целиком устраивают. А Мирослава даже обратилась к суду с неожиданной просьбой: "воздействовать" на Подольского, который, по ее мнению, после пережитых потрясений "неадекватен" - настолько, что ей "страшно сидеть рядом" с ним.
Причина раскола между пострадавшими немного приоткрылась после заседания. Так, Мирослава Гонгадзе заявила, что для нее главным является наказание убийцы ее мужа. И то, что в ожидании окончательного вердикта Пукач содержится в изоляторе СБУ, она считает несправедливым.
"Я заинтересована в полном расследовании этого преступления. Вместе с тем, Пукач сидит на скамье подсудимых и в следственном изоляторе СБУ уже 5 лет. Как по мне, это такая себе зона отдыха для преступников, на самом деле. Он должен отбывать свое наказание и я заинтересована шаг за шагом завершать это дело. Завершение этого дела - это часть процесса. Дело по Кучме открыто, оно остается в прокуратуре и его также необходимо расследовать – по крайней мере, показать результаты, если таковые есть.", - сказала Мирослава Гонгадзе.
"Однозначно Пукач не убивал Георгия из-за собственных убеждений или негатива. Он делал это по заказу высоких должностных лиц. И надо четко определить, кто давал приказ убить Георгия", - добавила вдова убитого журналиста.
Читайте:
Пукач настаивает на причастности Кучмы и Литвина к убийству Гонгадзе
Ее представительница Валентина Теличенко, называя обвинения в свой адрес "бредом", заявила, что главная задача Пукача – расшатать приговор, вызвать сомнения в его законности. И тогда, по мнению адвоката, у него появится шанс после 5 лет заключения выйти на свободу. Ведь если будет назначено судебное следствие (как того требует Пукач) – исчезнут законные основания содержать его под стражей.
"Главная их задача – подорвать приговор. Как только они найдут возможность и основания показать, ч то приговор был принят незаконно – сразу же встанет вопрос: а законно ли и дальше удерживать Пукача за решеткой? И человек, которого осудили на пожизненное заключение, сделает все, что угодно, скажет все, что угодно, чтобы избежать такой участи", - считает Теличенко.
В то же время, Теличенко убеждена: именно под охраной СБУ у Пукача есть шанс выжить. Выйди он на волю – опасность для его жизни возрастет во много раз.
А вот Подольский и пришедший его поддержать нардеп Степан Хмара убеждены: то, что Пукач "хорошо питается" - не повод побыстрее закончить суд над ним. Ведь, по их мнению, если пока не будет завершено дело Пукача не начать процесс и над теми, кто отдавал ему распоряжения – потом этого сделать уже не удастся.
"Если запечатать дело Пукача – попробуйте потом возбудить дело против Кучмы!.. Именно в этом процессе, ссылаясь на заявление того же Пукача. Исследовать, в суде допросить ряд высокопоставленных чиновников. В том числе, и того же Кучму, Литвина – ну не без них это делалось! Да и пленки Мельниченко есть – а их подлинность ведь уже установлена", - заявил "Обозревателю" Хмара.
Читайте:
Один из потерпевших по делу об убийстве Гонгадзе потребовал отвода состава суда
Пока же всех участников процесса ожидает несколько дней передышки. Апелляционный суд Киева перенес рассмотрение дела на приговор Пукачу на 12:00 9 февраля.
Ранее Апелляционный суд дал месяц на получение доступа к государственной тайне участникам процесса.
Экс-генерал полностью признал свою вину, однако подчеркнул, что к преступлению причастны бывший президент Леонид Кучма и глава его администрации Владимир Литвин. Руководство МВД, СБУ и Генпрокуратуры уже выступило за проведение в дальнейшем открытого судебного заседания.
"Обозреватель" призывает генпрокурора Виталия Ярему и руководство ГПУ открыть материалы по делу Пукача, чтобы общественность могла получить полную картину совершенного им преступления и оценить информацию о причастности к делу бывшего высшего руководства Украины.