УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Если гора не идет к Путину, ее конвоируют в Сочи

Если гора не идет к Путину, ее конвоируют в Сочи

Российский лидер был причислен к лику всемогущих и бессрочных

Международный дискуссионный клуб "Валдай" появился на свет в 2004 году, а главной его задачей стало улучшение имиджа России за рубежом. Выбор названия кто-то ассоциировал с Валдайской возвышенностью, кто-то – непосредственно с городом Валдаем в Новгородской области, кто-то – с резиденцией российского президента, расположенной в 20 километрах от этого города. Как бы то ни было, первое заседание прошло в Великом Новгороде, на нем Путин отметился, и все остались довольны.

Впоследствии клуб стал плавающим – и буквально, когда заседание проводилось на борту теплохода "Александр Радищев", который смотался из Москвы в Тверь и вернулся обратно, и в переносном значении – он проводился то в Ханты-Мансийске, то в Казани, то в Ростове-на-Дону, то в Калуге. Нынче местом проведения тусовки для мировых политиков, мыслителей и кошельков был избран Сочи. Зачем далеко ходить? Путину сподручнее – рядом с его любимым местом обитания. Невольно напрашивается аналогия с Магометом, только навыворот. Если гора не идет к Путину, ее перетаскивают в Сочи.

Сам ВВП пожаловал своим вниманием гостей на третий день. Он, как и положено, все растолковал и расставил по своим местам. Указал, что во всех кризисах виновны Штаты. Пояснил, что украинский кризис – "производная от разбалансировки международных отношений", а Россия – страна с традиционной ориентацией и не претендует на роль мирового лидера.

А дальше все понятно. В Киеве, ясное дело, произошел антигосударственный переворот. К власти пришли националисты неонацистских убеждений. Крым же использовал свое право на самоопределение по примеру Косово. Там провернули референдум, решение о котором принял легитимный парламент. И теперь Россия с полным правом будет защищать русскоязычное население в Крыму.

Теперь же Киев не хочет мирно решать проблему, подавляет силой. Из донецкого аэропорта, суки, не уходят, чем мешают воплощению в жизнь мирных договоренностей. И так далее в том же духе.

Не скажу, что Владимир Владимирович источал оптимизм и завораживал обаянием, но чувствовал себя он вполне в своей тарелке и даже позволял себе одаривать аудиторию образами. Припомнив, что пессимист выпивает коньяк, морщится и говорит: клопами пахнет, - а оптимисту клопы пахнут коньяком, он признался, что предпочитает быть пессимистом... Процитировав, хоть и не в оригинале, фразу римского комедиографа Публия Теренция Афра насчет того, что позволено Юпитеру, а что – быку, Путин напомнил, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он – хозяин тайги и ее никому не отдаст.

СССР Путин изящно сравнил с Верхней Вольтой, только с ракетами, за что страну и уважали. А потом считаться перестали. С Россией такого не будет!.. Но сверхдержавой она быть не собирается – ей тайги хватает. А лидерство – лишь в отстаивании норм международного права... Мимоходом российский президент напомнил, что Путин – фамилия, указывающая на движение, подтверждающая, "что мы двигаемся"... Ну да, "мы себе давали слово – не сходить с пути прямого..." Тьфу, куда это меня понесло? Это же слова Андрея Макаревича, а он для Москвы – пятая колонна...

Что еще? Еще Путин признался, что приложил руку к бегству Януковича – подсобил родному человечку, припомнил, как россияне помогали Штатам в обретении независимости, назвал Украину сложносочиненным государственным образованием, заверил, что санкции никак не повлияют на решения и действия России.

Но самое забавное, что главным хитом "Валдая" стали не откровения лидера державы, а одна фраза, провозглашенная еще в первый день заседаний клуба первым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным: "Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России". Эта фраза прозвучала, как колокольный набат, и, отразившись от Кавказских гор – благо поблизости, – пошла гулять по всей России-матушке, даже через кордон перемахнула. И что тут началось!

Поганые оппозиционеры и вообще мыслящие люди, а особенно журналисты, чуть не лопнули со смеху. Перебивая друг друга, они принялись грузить на уши всем остальным свои трактовки прозвучавшего. Илья Мильштейн назвал прозвучавшую конструкцию фразой десятилетия и предположил, что этот самый Володин выболтал самую главную государственную тайну и подал сигнал русофобам всех мастей: хотите, дескать, господа и мистеры, покончить с ненавистной Россией – валите Владимира Владимировича, а ядерный щит рассыпется сам.

Матвей Ганапольский уличил Володина примерно в том же, назвав того либеральным казачком, который практически прямым текстом доложил: пока есть Путин, живет и путинская Россия с ее порядками, нефтяной иглой, преследованием инакомыслящих, всеобщей стагнацией и полным отсутствием перспективы.

Историк Григорий Мирский подошел к вопросу исторически – припечатал россиян юбилеем, а именно 80 годами с того дня, как на съезде нацистской партии Рудольф Гесс произнес: партия – это Гитлер, Германия – это Гитлер, Гитлер – это Германия. Конструкция слегка посложней, оттого и голова кружится заметнее.

Станислав Белковский добавил головокружения, пояснив, что национальная идея России – это лично ВВП как физическое лицо. Он – как бы всепроникающее божество и заключает в себе Россию целиком. Что хорошо для Путина – то хорошо и для России. Коли Путину хорошо, чтобы рубль падал или чтобы вводились новые санкции, значит, это и для всех недурственно. А ежели у Путина насморк, то вся страна должна с ним бороться. С насморком, разумеется, а не с Путиным.

При такой постановке вопроса, возникла тревога: а что же станется, когда Путин все же отойдет в мир иной? Альфред Кох предрек массовые самосожжения. Борис Немцов обратил внимание, что коммунисты были скромнее – удовлетворялись формулой Маяковского: "Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия, мы говорим партия, подразумеваем – Ленин". Одно дело - партия, а другое - вся страна. Все-таки разный калибр.

И Немцов чуть ли не первым отреагировал на прозвучавшее на том же "Валдае" признание Путина, что Россия без него проживет. Более того, всем станет лучше, замечает Немцов и предлагает свою конструкцию: нет Путина – есть Россия, есть Путин – нет России, - обращая внимание на то, что с первой частью Путин согласен...

Деваться некуда - приходится признать, что мифологизация кремлевского хозяина идет полным ходом. Не удивлюсь, что на очередной тусовке в новом оформлении всплывет столь знакомый старшему поколению коммунистический лозунг про вечного Ленина и непринужденно прозвучит: Путин жил, Путин жив, Путин будет жить! Ведь "жил" - это не обязательно, что помер. Жил себе и будет жить.

Вообще все старые надежные лозунги подлежат легкой "путинизации". Ленин безболезненно меняется на Путина – и ритм, и даже рифма остается. Да и Сталин в эту компанию прекрасно вписывается! А уж Александр Проханов без труда построит историческую последовательность: Ленин – Сталин – Путин, три кита, на которых держится российская держава.

И не надо даже убеждать россиян, что Путин вечен – достаточно, чтобы они осознали, что без ВВП все пойдет прахом (87% уже разделяют это мнение). А способ впаять ему пожизненный кремлевский срок отыщется сам собой.