"Голос": "Единая Россия" использует серые схемы финансирования
Активист движения "Голос" и автор доклада о финансировании избирательных кампаний рассказал в интервью DW о том, почему "Единая Россия" - самый крупный "иностранный агент" в стране.
В четверг, 20 августа, движение в защиту прав избирателей "Голос" опубликовало аналитический доклад, согласно которому многие кандидаты в губернаторы используют в своих избирательных кампаниях бюджетные и иностранные источники финансирования, что запрещено российским законодательством. Из текста доклада также следует, что наиболее крупные суммы из-за рубежа получают кандидаты, выдвинутые "Единой Россией", и сама партия власти. В беседе с DW автор доклада Станислав Андрейчук подробно рассказал о результатах своего исследования.
DW: В своем докладе вы говорите о том, что система финансирования избирательных фондов кандидатов в губернаторы является крайне непрозрачной. К чему это приводит на практике?
Станислав Андрейчук: Избиратель не может понять, кто является конечным спонсором тех или иных кандидатов. Значит, появляется возможность нарушения принципа политического нейтралитета государства. А также возникает опасность иностранного финансирования кандидатов в губернаторы и политических партий. Что и происходит.
- Не могли бы вы пояснить, каким именно образом нарушается принцип политического нейтралитета государства?
- Миллионы рублей приходят в избирательные фонды (ИФ) кандидатов от компаний, которые находятся под контролем государства. Либо посредством другой схемы: общественная организация получает региональный или федеральный грант, субсидию. И в тот же год жертвует сопоставимую сумму в избирательный фонд одного из кандидатов. Получается, что государство фактически финансирует избирательные кампании конкретных людей или политических партий.
- Правильно ли я понимаю, что кандидатам фактически удается легально получать бюджетное и иностранное финансирование, хотя это запрещено российским законодательством? И как такое может быть?
- С юридической точки зрения та схема, которую мы обнаружили, по нынешнему закону абсолютно легальна. Другой вопрос, соответствует ли она духу того самого закона, той нормы, которая принималась.
- Опишите, пожалуйста, схему, о которой вы говорите.
- По российскому закону более 30% компании, которая жертвует средства в избирательный фонд кандидата, не может принадлежать иностранцам, либо государству. Что делается: есть компания с условным названием ООО "Одуванчик", которая жертвует миллион рублей кандидату. Учредителем этой компании формально является ООО "Ромашка" - российское юрлицо. А вот уже у ООО "Ромашка" собственник - зарубежная фирма в Швейцарии, на Кипре или еще где-то, либо госкомпаниия.
Есть и вторая схема, которой пока пользуется только "Единая Россия" (ЕР). Они сделали региональные фонды поддержки партии, на которые приходится около 70% всех пожертвований от юрлиц, полученных ЕР в 2013-14 годах. Эти фонды аккумулируют сотни миллионов рублей, но узнать о том, кто дает туда деньги, избиратель не может.
- Вы упоминаете о том, что значительная часть средств, которые тратятся кандидатами, не находят отражения в официальных отчетах. Почему вы делаете такой вывод?
- Мы смотрим официально публикуемые кандидатами цифры. Например, господин Кожемяко (кандидат на пост губернатора в Сахалинской области от "Единой России" - Ред.) на начало августа показал, что потратил всего 5000 рублей. При этом, каким образом он тогда прошел хотя бы муниципальный фильтр, в котором должен был из средств ИФ оплачивать услуги нотариуса, заверяющего подписи поддержавших его муниципальных депутатов, непонятно. Я уже не говорю о том, что наличие профессионального избирательного штаба подразумевает, как правило, довольно большую оплату их деятельности.
- В докладе вы указываете, что пожертвования физических лиц зачастую выполняют функцию сокрытия реальных спонсоров. Почему вы приходите к такому выводу?
- С помощью сети региональных экспертов мы постарались установить некоторые из физических лиц, жертвовавших деньги в ИФ кандидатов. Обнаружили, например, случай, когда 3 млн рублей партии жертвует сотрудник профсоюза одного из региональных вузов. Есть также большое количество историй, когда сотни тысяч рублей жертвуют партиям сотрудники аппаратов этих партий или их предвыборных штабов. То есть просто происходит легализация неизвестно откуда взявшихся денег через "пожертвования" от физических лиц.
- В докладе отмечается, что наблюдается явное финансовое доминирование "Единой России". В чем причина этого явления и к чему это приводит?
- В текущей кампании 2015 года совокупный избирательный фонд кандидатов в губернаторы от "Единой России" сегодня в 2,5 раза превышает аналогичный показатель кандидатов от всех остальных политических партий. Это означает наличие принципиально иных возможностей для ведения избирательной кампании. Я вижу две причины, почему так происходит. Первая заключается в том, что другие политические партии не хотят вкладываться в выборы, поскольку не видят для себя перспективы победы в них. Вторая причина в том, что партии действительно скрывают часть своих расходов. Они делают это по причине громоздкой процедуры отчетности, которая требует больших затрат. И если кандидаты от власти могут себе позволить превратить всю региональную администрацию в избирательный штаб, который содержится за бюджетный счет и занимается заполнением отчетности, то другие партии этого сделать не могут.
- Как можно бороться с обозначенными проблемами?
- Во-первых, важно, чтобы в публикуемых финансовых отчетах были обозначены конечные собственники компаний. Во-вторых, необходима определенная либерализации отчетности, надо сделать ее мене трудоемкой. Наконец, надо продолжать повышать прозрачность. Это начали делать в 2014 году, вывешивая отчеты. Это очень важно. До прошлого года мы бы просто не могли эту информацию получить, а сейчас можем с ней работать. Если эта информация будет публиковаться в нормальном виде и на регулярной основе, то думаю, что постепенно гражданское общество заставит партии отказаться от сомнительных практик.