Законодательный выхлоп: Тягнибок
Олег Тягнибок оказался ровно втрое менее плодовитым законотворцем, чем его союзник Арсений Яценюк. Лидер ВО "Свобода" породил 35 проектов нормативных актов, из которых 19 - это проекты постановлений, и 16 - проекты законов. Оно и неудивительно: постановления - акты короткие, простые и незамысловатые, их плодить проще, а над законами думать надо.
Самым урожайным днем для Тягнибока оказалось 7 февраля текущего года - в этот день лидер "Свободы" зарегистрировал целых 7 проектов.
Однако по эффективности работы Тягнибок оказался впереди Яценюка: на его счету целых семь принятых проектов - пять постановлений и два закона.
Постановления, как и в случае с Яценюком, "дежурные": об избрании Кошулиснкого заместителем Головы Верховной Рады, о комитетах Верховной Рады седьмого созыва, о праздновании годовщины подвига героев боя под Крутами, о создании Временной следственной комиссии по делу Сницарчук и Соделя, которых, как все помнят, садистски отлупил некто Вадик Румын, и о создании Временной следственной комиссии по делу о неконституционном пересмотре волеизъявления украинского народа на выборах 2012 года, а проще - об аннулировании мандатов Балоги и Домбровского.
С законами дело обстоит еще проще. Один из них недалеко ушел от постановления, так как всего навсего корректирует принципы формирования состава парламентских комитетов - приняли его, когда делили роли в структуре комитетов Верховной Рады, и подписывали этот проект представители всех фракций. А второй - уже знакомый нам закон о персональном голосовании - тот самый единственный принятый закон, под которым стоит подпись Яценюка. Как мы уже отмечали, эффективность этого закона невысока: депутаты продолжают тыкать своими пальцами в чужие кнопки.
Как может убедиться каждый, ни одного проекта постановления и ни одного проекта закона Тягнибок не подал самостоятельно - все в соавторстве. Значительная доля проектов подписана троицей: Яценюк, Кличко, Тягнибок.
Причем те проекты, которые Тягнибок подавал в совавторстве с Яценюком, Кличко и другими депутатами, не входящими во фракцию ВО "Свобода", в общем и целом вписываются в оппозиционную парадигму: в меру популистские, они являются своеобразной летописью той безнадежной борьбы, которую ведут "Батькивщина", УДАР и "Свобода" с бандитской властью.
Среди последних можно выделить проект закона "О запрете выборочного правосудия и снятии препятствий к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами". Уже само название проекта словно кричит: "Меня писали исключительно как прокламацию, а не как законодательный акт!"
В самом деле, законодательный запрет выборочного правосудия был бы адекватен в ситуации, когда выборочное правосудие либо прямо разрешено законом, либо как минимум не встречает в законодательстве никаких препятствий. Между тем, украинское законодательство набито под завязку нормами о равенстве всех перед законом и перед судом в частности. В этой ситуации законопроект о запрете выборочного правосудия выглядит как "еще одно заседание по отмене всех заседаний". Невозможно еще одним законом устранить наплевательское отношение к исполнению законов - зато можно покрасоваться перед избирателем в роли борца с выборочным правосудием.
Совсем другое дело - проекты, поданные исключительно членами фракции ВО "Свобода". Их Тягнибок подает без всякой надежды на положительное голосование (и, зачастую, даже без надежды на положительное решение профильного комитета). Поскольку подаются они, как правило. во исполнение радикальной политической программы партии "Свобода" - а какая там программа, все помнят.
К таким инициативам, например, относится проект "О ликвидации частных монополий", который предусматривает принудительное изъятие у монополистов их предприятий в пользу государства, если те в трехмесячный срок не будут проданы другим собственникам. На голубом глазу в законе объясняется, что делается это с целью "создания здоровой конкурентной среды". Можете смеяться.
Забавен также проект закона об упрощенной процедуре государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, который обязывает предпринимателей открывать счет для занятия предпринимательской деятельностью исключительно в государственном банковском учреждении.
Не менее интересен и проект закона с длинным названием "О возвращении капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, оффшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения, или имеющих льготный режим налогообложения". Владельцам счетов на Кипре предложено попросту сделать выбор: отдать половину своих средств государству, а вторую половину влохить в украинские предприятия, либо потерять все свои экономические права и отдать государству все свои деньги целиком.
Проект закона о ликвидации дефицита Пенсионного фонда тоже прост как веник: он предлагает попросту урезать все пенсии, превышающие пять минимальных пенсий, до этого уровня. Каким образом это поможет ликвидировать дефицит ПФ, неясно - но зато популистский аспект налицо.
Роскошен проект закона "О запрете коммунистической идеологии". Его преамбула (да и весь текст) написаны в стиле, который куда больше подходит для выступлений Ирины Фарион или Михальчишина перед какой-нибудь экзальтированной аудиторией. Там излагаются некоторые версии исторических событий в трактовке, принятой исключительно в националистической среде, коверкается украинский язык (например, пишется "Совєцьким Союзом" вместо общепринятого "Радянським". На законодательном уровне в преступления коммунизма предлагается записать "уничтожение 20,5 млн украинцев". Кроме того, "Российская Федерация как правопреемница СССР несет моральную, правовую, политическую и финансовую ответственность" за геноцид украинцев. Ну, а далее - запрещаются все коммунистические и марксистские партии, проводится люстрация (правда, Ирине Фарион ничего не грозит - "лишенцами" станут только партфункционеры уровня райкома КПСС и выше), ну, и как бонус - промывка мозгов и тотальный идеологический контроль над населением ради недопущения возрождения коммунизма.
Как уже было сказано, все это не более чем популизм - и Тягнибок, и его соратники прекрасно понимают, что ничего подобного им в нынешнем составе парламента принять не удастся, да и в следующем - тоже, ведь все это попросту нереализуемо без осуществления жесточайшей политической и экономической диктатуры, а сама диктатура вызвала бы в Украине неизбежный раскол и вооруженное сопротивление, перерастающее в гражданскю войну.
Впрочем, есть у Тягнибока и его товарищей и относительно внятные проекты законов. Например, проект "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно имплементации требований Директивы ЕС о недобросовестной коммерческой практике).
Позволим себе зацитировать один из его пунктов:
"Предпринимательская практика считается вводящей в заблуждение, если она побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в противном случае он не согласился бы, путем предоставления ему ложной или неполной информации или непредоставления информации относительно:
1 ) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
7 ) грозящей опасности потребителю в связи с покупкой продукции".
Очень правильные пункты, вы не находите? Интересно, когда Тягнибок подписывал этот законопроект, он вспоминал о фальшивом антираковом препарате под названием "Украин", который при содействии его семьи продавался в Украине без всякого предоставления информации о "грозящей опасности потребителю"?
Или же Олег Ярославович уже привык к тому, что законы в Украине не обязательны для исполнения теми, кто их пишет?