Борьба с терроризмом в Европе: взаимодействие на всех уровнях
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Для успешной борьбы с терроризмом и устранения угрозы, исходящей от радикальных исламистов, европейские страны должны улучшать взаимодействие и демонстрировать единство.
Нападение на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже изменило не только Францию, но и всю Европу, заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). Теперь Евросоюз думает, как скорректировать внешнюю политику. Ее цель - новая антитеррористическая стратегия, соответствующая актуальному положению дел в Сирии и Ираке, где ЕС видит главный источник угрозы. Уровень опасности должен быть снижен. Необходимо предотвратить расползание проблемы за пределы обеих стран. Следует остановить приток боевиков. Кроме того, европейцы размышляют, как воздействовать на Сирию, чтобы улучшить ее политическую ситуацию. Дипломаты прилагают больше усилий, в том числе при помощи Москвы, чтобы объединить разобщенную сирийскую оппозицию и провести переговоры о политическом будущем страны. Но пока это лишь проекты без конкретных дат и четких перспектив.
"Ограниченное сотрудничество"
Улучшение обмена информацией с некоторыми исламскими странами также относится к неотложным вопросам. Франк-Вальтер Штайнмайер считает, что в последнее время есть признаки положительных перемен: "Что бы там ни было в прошлом, но рост "Исламского государства" вызвал ужас даже у тех, кто ранее симпатизировал террористическим движениям". Он полагает, что можно рассчитывать на повышенную готовность к совместной работе с Евросоюзом в области предотвращения терактов. Об этом шла речь и на встрече главы МИД Германии с генеральным секретарем Лиги арабских государств Набилем аль-Араби. Европейцы стремятся вывести на более качественный уровень отношения со странами, соседствующими с кризисным регионом.
"Однако неясно, в каком масштабе и насколько хорошо может развиваться такая совместная работа", - отметил Штайнмайер. Звучит так, словно придется преодолевать еще немало дипломатических преград, прежде чем дойдет до доверительного обмена. На это же указывает и одна из фраз, сказанных аль-Араби: "Межгосударственное сотрудничество имеет свои границы". Арабский политик подчеркнул, что в особенности это касается "внутриполитической ситуации в тех или иных странах, например, в вопросе свобод". Генсек Лиги арабских государств имеет в виду разногласия по поводу постоянной критики в отношении гражданских свобод и соблюдения прав человека, которую ЕС высказывает в адрес некоторых арабских государств.
Взаимодействие внутри Европы
Евросоюз в свою очередь заинтересован в использовании данных информационного обмена для того, чтобы перекрыть источники финансирования террористов, например, от нефтеторговли. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини к тому же выступает за некоторые весьма практические навыки: "Учите арабский! Мы обязаны развивать наши способности, чтобы общаться с населением арабских стран и лучше разъяснять наши намерения, нашу политику".
Помимо этого, министры иностранных дел государств-членов ЕС настаивают на том, чтобы форсировать обсуждение в Европарламенте завязнувшего законопроекта об обмене данных об авиапассажирах. Хотя,по мнению Могерини, это входит не столько в обязанности руководителей внешнеполитических ведомств, сколько является сферой интересов правительств стран Евросоюза. Тема обмена данных вновь будет затронута на встрече министров внутренних дел стран ЕС, а так же на предстоящем в феврале саммите глав государств и правительств. Федерика Могерини уверена: европейцы должны улучшать сотрудничество внутри ЕС.
Что мешает сотрудничеству?
Призывы к укреплению взаимоотношений звучали в прошлом после каждого теракта в Европе. В чем, собственно, загвоздка? Клод Монике возглавляет Европейский центр стратегической разведки и безопасности (ESISC) в Брюсселе, где эксперты анализируют работу всех соответствующих служб, а также оценивают степень террористической угрозы. "Совместная работа служб безопасности функционирует лучше, чем это известно общественности. Проблемой является конкретный взаимообмен секретной информацией. В разных странах соответствующие органы работают по разным критериям, в разном правовом поле, не имея равных возможностей", - подчеркивает Монике.
К примеру, обмениваться данными легко Франции и Бельгии, поскольку обе страны имеют общие традиции и проводили схожие юридические реформы. Но стоит отправиться, допустим, в Данию, как сталкиваешься с принципиально иной культурой безопасности и другими правовыми рамками. Если Франция и Бельгия расценивают участие в боевых формированиях "ИГ" как уголовное преступление, то в Дании возвратившихся боевиков воспринимали бы, скорее, как проблемные случаи, требующие особых усилий по ресоциализации. Так что Монике считает особенно важным не только введение общеевропейского обмена данных об авиапассажирах, но и приведение к общему стандарту разнообразных законов стран ЕС. Всюду должны действовать единые правила.
Дискуссии продолжаются
Эксперты по вопросам безопасности подтверждают общее мнение - наибольшая опасность исходит от возвращающихся назад боевиков "ИГ". Некоторые политики, к примеру, министр иностранных дел Австрии Себастиан Курц, по этой причине призывают ускорить введение общеевропейского регулирования. Речь идет, среди прочего, об ограничении свободы передвижения. "Такие меры, как изъятие иностранного паспорта, могут помочь предотвратить выезд в Сирию или Ирак этим персонажам", - уверен австрийский политик. Его шведская коллега Маргот Вальстрём, напротив, не стала бы возлагать слишком большие надежды на эту меру. По ее мнению, куда эффективнее сосредоточиться на борьбе с причинами терроризма и радикализма. "Я отнюдь не уверена, что мы сможем отыскать так уж много быстрых решений проблемы", - считает Вальстрём.