УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Жители Донбасса ищут убежища в Молдавии

1,8 т.
Жители Донбасса ищут убежища в Молдавии

Беженцев с Востока Украины в Молдавии больше, чем отражено в официальной статистике. Государство оказывает им посильную помощь, но предприниматели нередко отказываются принимать их на работу.

Видео дня

По данным Национального бюро по миграции, за время вооруженного конфликта на Востоке Украины в Молдавию бежали свыше тысячи жителей Донбасса. Однако эта цифра связана лишь с теми гражданами Украины, кто легализовался, получив разрешение работать, учиться, вести бизнес или воссоединиться с семьей. С просьбой об убежище официально обратились к властям страны менее 200 человек.

Здесь не учтены те, кто приехал в Молдавию переждать тяжелые времена, пользуясь безвизовым режимом и правом находиться в стране без регистрации в течение 90 дней. Не учтены обладатели двойного гражданства, украинского и молдавского, когда-то выбравшие местом постоянного проживания Донецк или Луганск. Не учтен Приднестровский регион, где своя статистика и свои связи с Украиной. Начальник Управления по делам беженцев Национального бюро по миграции Екатерина Сильвестру уверена, что тех, кто бежал из Донбасса в Молдавию, гораздо больше.

Переселенцы предпочитают жить у родственников

Елена Буданова - уроженка Молдавии. Она вышла замуж за украинца и уехала в Донецк. На родине никого у нее не осталось. Когда летом прошлого года начались обстрелы Донецка, супруги Будановы решили уехать, желая спасти от войны двухлетних детей-близнецов. Семью разместили в кишиневском центре беженцев, где, кроме Будановых, нашли кров еще двадцать человек из Украины. Несмотря на то, что жилье это благоустроено и предоставляется бесплатно, здесь остаются только те, кому некуда больше пойти. Большинство вынужденных переселенцев предпочитают жить у родственников или на съемных квартирах.

Ярославу Буданову с помощью сотрудников Национального бюро по миграции удалось найти работу на кожгалантерейной фабрике. Однако скоро он уволился из-за низкой зарплаты. "Мы за эти деньги только смогли купить детям зимние костюмы, из старых они давно выросли, - рассказывает Елена. - Сейчас муж снова ищет работу. Хорошо, хоть жилье бесплатное и пособие мы получаем. Живем как-то, хотя непросто".

Строить планы рано

Пока оформляются нужные документы, первые полгода беженцы получают пособие от Управления Верховного комиссариата по делам беженцев при ООН - по 900 леев на человека. Летом это было 62 доллара, сейчас, с учетом обвала молдавского лея, около 45. Через шесть месяцев став участником интеграционных программ, беженцы посещают бесплатные курсы молдавского языка и, если необходимо, профессиональной переподготовки. Молдавское государство платит им все эти месяцы по 675 леев (сегодня это чуть больше 34 долларов). Денег, как правило, не хватает, и люди пытаются устроиться на работу.

У Будановых остался дом на окраине Донецка. За ним присматривают знакомые. "Пока там, вроде, все цело, хотя соседний дом пострадал во время обстрелов", - говорит Елена. Вернется ли семья назад в Украину, она пока не знает. "Информацию мы получаем только из СМИ, пока не поняли, что это за перемирие, насколько оно устойчиво. Мы не знаем, какие будут условия жизни, будет ли вода, свет. Появятся ли продукты в магазинах. Нет, строить какие-то планы по возвращению домой пока рано", - признается беженка.

Работодатели беженцам отказывают

С лета 2014 года с просьбой предоставить убежище в молдавское Национальное бюро по миграции обратились 166 граждан Украины, свыше половины - за последние четыре месяца. "Обращений было больше, но не все здесь остались, некоторые вернулись на Украину, поселились в других ее регионах", - говорит в интервью DW Екатерина Сильвестру. Беженцы получают бесплатные медицинские полисы, их дети могут посещать школы и колледжи на тех же основаниях, что и дети граждан Молдавии. Одинокие пенсионеры могут получить места в домах престарелых. Исключение составляют вузы: здесь украинские студенты обучаются как иностранцы.

Несмотря на то, что между Молдавией и Украиной действует межгосударственное соглашение, позволяющее пенсионерам-беженцам получать здесь пенсию, соответствующую той должности, которую они занимали на родине, мало кто оформляет для этого соответствующие документы. "На Украине пенсии выше, - поясняет Сильвестру. - Уйдя на заслуженный отдых в Донецке, директор школы, например, получает больше, чем его молдавский коллега с таким же стажем".

Есть у вынужденных переселенцев и проблемы с трудоустройством. "С документом соискателя убежища, который продлевается из месяца в месяц, очень тяжело найти работу. Многие предприниматели, даже если они очень нуждаются в кадрах, отказываются принимать беженцев. Они хотят гарантий, что новый сотрудник обязательно получит гуманитарный статус и не уволится через месяц-другой", - рассказывает чиновница. Правда, пока у беженцев с Украины проблем с легализацией не возникало и, надеется Сильвестру, не возникнет.

Община не помогает

Большинство местных жителей сочувственно относятся к беженцам с Донбасса, уверена чиновница. "Нам звонят обычные граждане, говорят, что в селах пустуют дома их родителей, предлагают разместить там вынужденных переселенцев. Но к нам приезжают, в основном, городские жители. Они не знают деревенской жизни, не смогут ни землю обрабатывать, ни скотину содержать, не говоря уж о том, что не смогут вначале инвестировать в необходимый инвентарь или покупку птицы", - говорит Екатерина Сильвестру.

Беженцам могут помочь пользователи социальных сетей, считает председатель Ассоциации украинцев в Молдавии Impreuna("Вместе") Михаил Багас. "Для тех, кто обращался в группу помощи в соцсетях, мы собирали вещи и продукты", - рассказывает он. Но за помощью в украинскую общину Молдавии переселенцы пока не обращались.

"Это связано, во-первых, с тем, что украинская диаспора в Молдавии разделена на десятки организаций, которые между собой не сотрудничают. Их лидеры по-разному относятся к тому, что происходит на Украине. Организации на полном самофинансировании и, соответственно, не могут помочь беженцам финансово", - рассказывает Багас в интервью DW. "Но надеюсь, ситуация в скором времени все же изменится", - уверен он.