УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Россия в руке или Европа в небе?

Россия в руке или Европа в небе?

На "Шустер live" делили шкуры неубитых русского медведя и европейского оленя

Начали с треугольного стола и с события, которого не было 600 лет, - ухода на заслуженный отдых Папы. Но в Риме не задержались, тут же перешли к действующим, и место за столом в компании экспертов занял премьер Николай Азаров. Обратились к аудитории, среди которой нашлось 20%, у кого обозначилась надежда на свет в конце туннеля.

За одним столом с тяжеловесами

Критической массы нет, признал премьер, а без надежды на будущее жить хреново. Но для нас наступает момент истины – все будет решаться в экономике. Тут же Николай Янович привлек слайды и на них, как на трех пальцах, все попытался объяснить. Это оказалось непросто, потому как нужный слайд никак не показывался. Пришлось разжевывать на словах.

Мы падали, поднимались и снова падали и доперлись до знака вопроса. За 20 лет мы не смогли вывести страну на уровень 90-го года, с болью в голосе поведал Азаров. Вот отсюда и заминка с верой в будущее. Пора серьезно заниматься модернизацией, или получится, как с украинскими дорогами… В программе же реформ три блока, доложил премьер, поддержка экспорта, замещение импорта и стимулирование наукоемких технологий и аграрного комплекса… Эксперты кривыми ртами и сомкнутыми бровями изображали сочувствие и понимание.

Аргументы безальтернативны, отметил Азаров и взялся объяснять, откуда брать деньги. В 10-м году выдержали? В 11-м и 12-м тоже. Теперь разработана программа на два года. Будем выплывать, главным образом полагаясь на собственные возможности…

Вопросов нет, признался из Лондона Олег Шейко, который еще и учился с Азаровым рядом. Развитие экономики невозможно без политики, а значит, равенства перед законом, напомнил лондонский гость. Зачем вкладывать бабки, если в один момент твое предприятие могут отобрать?.. Хорошо вам в Англии рассуждать, ухмыльнулся Азаров, конечно, процентная ставка в 0% лучше, чем в 16%. Премьер напомнил о скачке курса в 2008 году и предложил помнить о реальной ситуации. А по факту надо завершить судебную реформу, которую начал президент, и избавиться от популизма. Правильные советы дает этот специалист из Лондона, но мы будем плясать от своих реалий. И нечего нас пужать, стагнация нам не грозит…

Андрей Ермолаев занялся структурной реформой экономики, поинтересовался локомотивами и предложил перейти к интеллектуальной революции… Приятно находиться за одним столом с тяжеловесами, признался Азаров. А мы за 20 лет доходчиво не рассказали народу, что такое структурная перестройка экономики… И он принялся объяснять. Шустер понял, во всяком случае про металл и про гвозди. Даже перевел, что такое IT – информационные технологии.

Специалистов не хватает, посетовал Азаров. Через восемь лет можно только рассчитывать на молодую смену.

Когда министры пересядут с "Майбахов" на велосипеды?

О дорогах пару слов хочу сказать – ты, Савик, не против? – перешел к конкретике премьер. Говорят, что дураки управляют и воруют. Я на дурака похож?.. Голосовать не будем, предупредил Шустер. Стали считать, за сколько надо строить и ремонтировать дороги. Советские дороги были рассчитаны на низкий грузопоток, а у нас европейских дорог – лишь 2 тыс. км, всего же – 70 тыс. Так что, воруем или бедные? Воруют всего на пять копеек, махнул рукой Азаров и принялся перечислять нормальные участки дорог. Особую боль у него вызывает Одесская трасса. Сейчас заделывают ямы, а надо заниматься капитальным ремонтом.

Азаров признался, что был бы безответственным человеком, если бы заверил, что завтра по мановению волшебной палочки все устаканится, и признал, что надо ругать правительство…

Петр Мага поведал, что люди упоминают не пять копеек, а миллионы, и интересуются, когда у нас министры пересядут с "Майбахов" на велосипеды… Азаров не сдавался: крадут немного, и прокуратура разбирается. Ни одно госведомство при Азарове не приобрело ни один "Майбах", ни даже "Ауди". Действует режим жесткой экономии.

Не было бы вертикали власти – реформы бы не двигались, заявил премьер и рассказал про дерегуляцию. Раньше для того, чтобы клеить обои, надо было получить кучу сертификатов. Теперь клей – не хочу. Бюрократы же не поддаются. Но дерегуляция не должна привести к падению качества продуктов. Везде реформы шли именно так…

Кость Бондаренко поинтересовался драматургией во втором правительстве Азарова – все ли единомышленники? А два года протянете? – подкинул Владимир Фесенко. Азаров пообещал откровенный ответ и стал рассказывать о работе над программой. А альтернативы нет. Что же до молодых министров "от сохи", то они еще должны министрами стать. Выход же программы – повышение социальных стандартов… В целом Азаров говорил складно, выглядел убедительно, особенно для тех, кто не выходит на улицу и не смотрит телевизионные новости.

Мы добились главного – рост цен не перекрыл роста зарплат, разъяснил Азаров, а Шустер подкинул ему запись Романо Проди, который посоветовал заручиться доверием МВФ. Азаров поведал, что история его отношений с МВФ началась с 1994 года. А программу власть получила в наследство, сами знаете от кого. Слушаться Проди и повышать тарифы для населения негоже, ведь рано или поздно мы договоримся о снижении Россией цены на газ – в этом году контракт должен был пересмотрен. Вот тогда сядем за стол переговоров с МВФ и все подсчитаем.

Время пролетело, как один миг, признался Шустер и попрощался с высоким гостем.

Дайте нам свободную торговлю, а в добавок и безвизовый режим!

Политологов вместе со столом убрали, и студия приняла привычный вид. Ее заполнили сияющие улыбками гости. Шустер чуть не забыл представить Юрия Мирошниченко – просто прямой эфир, объяснил он. Последовал репортаж о саммите в Брюсселе: целых два часа конструктивно переговаривались! У людей на улицах спросили об Украине: знают!

Были перечислены требования Европы к Украине, а также представлена российская точка зрения: 52% украинцев хотят в Таможенный союз. Виктор Медведчук в студию не пришел, хотя приглашали, сообщил Шустер. Вместо него процитировали все того же Проди, который доложил, что в Европе царит страх, и ей не до расширения.

Что лучше – Россия в руках или Европа в небе? 55% предпочли российскую синицу в руках. Петр Симоненко потребовал паритет времени, поскольку лишь он тянет страну на восток. Но к микрофону вышел Юрий Бойко и выделил два вопроса саммита: подписание ассоциации и меры, которые должны быть для этого приняты, и экономические проблемы. Нас же интересуют свободная торговля и безвизовый режим…

В мире нет идеальной модели, напомнил Бойко, а у нас риторика проходит в русле гражданской войны. У каждого варианта есть свои преимущества и свои недостатки. Россия может подарить нам понижение цен – бензина до 8 грн., а буханки хлеба на гривенник. Президент же требует исходить из интересов украинцев.

Ирина Геращенко предположила, что в Москве Янукович будет услаждать Путина, а надо было признаться честно: мы – европейцы. И Геращенко поинтересовалась избирательным правосудием, хотя бы в отношении Власенко – вон Лебедев, прекрасным образом совмещает… С Россией будем обсуждать много вопросов, пояснил Бойко, наш товарооборот - 60 млрд. долларов. А демократия у нас молодая… Ни на один вопрос не ответил, заметила Геращенко, и отвечать взялся Вадим Колесниченко: нечего тыкать Лебедевым, он уже давно подал заявление.

Никаких двойных стандартов со стороны президента, грозно заявил Юрий Мирошниченко. Валентину Наливайченко захотелось конкретики по поводу координации движения в Европу. Президент сам будет координировать, пояснил Бойко.

Если нос Бойко приставить к губам Кириленко

Петр Симоненко потребовал публичности: каковы последствия при приближении к Европе? У нас нет никаких тайников, заметил Бойко. И расчетов нет, завелся Симоненко. А вот и есть, жизнь идет вперед, не сдавался Бойко. Зона свободной торговли увеличивает товарооборот… Симоненко остался недоволен.

Политика – это не только бухгалтерия, встрял Вадим Карасев. Ведь в ТС равная доля Украине и не светит. А пока мы пытаемся приставить нос Ивана Никифоровича… (Карасев, похоже, перепутал "Миргород" с "Женитьбой".) Нет идеальных моделей, признался Бойко. Как известно, в Европе есть доноры и реципиенты, и не следует идеализировать ТС.

Синица-то в руке – мертвая, вступил Владимир Огрызко, а у нас путь один – в Европу. Бойко разъяснил, как мы туда движемся, в том числе и по газовой трубе. Вот и "Нафтогаз" реформируем с помощью Ernst & Young.

В Европе любят, чтобы слова не расходились с делами, напомнил Вячеслав Кириленко. Украинцы – европейская нация уже тыщу лет, и никуда мы не денемся. А тут Яценюка не пускают к Тимошенко, журналистам не дают поставить острый вопрос Януковичу, оппозицию не выслушивают в Кабмине. Да и у Шустера Азаров вещает без оппонентов. Парламент превращается в филькину грамоту – как с таким авторитарным подходом соваться в Евросоюз?

Зато Найем задавал президенту вопросы, напомнил Бойко. Один, уточнил Кириленко. Все темы прозвучали, заметил Мирошниченко. Демократическая и прозрачная пресс-конференция? – сыронизировал Кириленко и посоветовал спросить у журналистов. Какая демократия? – ухмыльнулся он на объяснения Мирошниченко. Шустер попытался объяснить про традиции, но Кириленко хотелось про избирательное правосудие.

Бойко напомнил о миссии Кокса и Квасьневского – позитивный факт, власть открыта… Шустеру удалось с третьей попытки втиснуть Проди с утверждением важности дела Тимошенко – "мульто импортанти". Да и Янукович о ней говорил, о ее страданиях от содеянного – последовала цитата про петлю на шее. Вполне искренний ответ, заметил Шустер, а Кириленко предложил подсчитать, сколько стране обходится президент.

Сколько не говори "халва" - во рту сладко не станет

Тут уж Вадим Колесниченко не выдержал и рванул к микрофону. Это оппозиция нападает на региональных депутатов, а в ответ получает Власенко, воскликнул он. А Власенко – лицемер, который бросает клиента ради мандата. И нечего вешать на Регионы сопли за Россию – власть руководствуется интересами страны. Что, рабочие места нам дадут в Европе? А благодаря России товарооборот увеличится, и появятся рабочие места. В ТС царят равные партнерские отношения. Если мы будем сегодня ожидать, то завтра не успеем… Колесниченко докладывал с таким рвением, будто ему в перспективе пообещали место в Кремлевской стене.

Разные регионалы говорят по-разному, сделал вывод ведущий. Противоречите президенту? – вставил Огрызко. Хотите делить славянскую колбасу и европейские пирожные? – перешел в контратаку Колесниченко.

Да не бывает ТС и ЕС вместе, спросите Баррозу! – воскликнул Симоненко. А Путин пригласил Европу дотянуться до Урала, не сдавался Колесниченко. Вот тогда Европа заразится российской коррупцией и подохнет, подытожил Шустер.

К микрофону вышел Константин Елисеев, простой дипломат, человек от сохи, как он себя назвал. Главное, что возобновился диалог с Европой, выдохнул он… Оказалось, что Елисеев, прямо с самолета, пожелал передать дыхание Европы: Украина, ты не одна! А в ноябре поставим жирную точку. Но для этого надо немало сделать, соглашение еще у нас не в кармане. Но результат выйдет сногсшибательным – наши дети станут европейцами и будут покупать итальянские галстуки по дешевке.

Симоненко потребовал ответить, сколько самолетов и турбин мы продадим в Европу? Валентин Наливайченко попросил не путать рынки, а Елисеев напомнил о культуре поведения европейцев – нет, Симоненко не из числа.

Европа поднимет наше производство, начал разить цифрами Елисеев, но Симоненко не унимался. Наливайченко со своей Польшей его тоже не убедил: от слова "халва" во рту сладко не станет. Посол хорошо живет в Европе, а украинцы мучаются… Елисеев заметил, что если он назовет зарплату посла, то все поймут, что лучше жить депутатом… Симоненко узурпировал все время, отреагировал Шустер на последовавшие выкрики коммуниста.

Главная преграда не лежачий полицейский, а стоячий царь

Елисеев снова признался, что привык к более цивилизованной дискуссии, на что уже Шустер вспыхнул, припомнив драчки между итальянскими политиками. Все на референдум! – призвал Симоненко. Народ Украины не давал санкцию на подписание договора с ЕЭС.

Какой референдум? Нас в Европу никто не принимает, речь идет лишь об ассоциации, напомнил Огрызко… Симоненко не подал руки усаживающемуся Елисееву…

Анатолий Гриценко вышел к микрофону с двумя вестями – хорошей и плохой. Первая – у нас весна, а вторая – ни в какую Европу нас не примут. И причина одна – Виктор Федорович. Потому и суд так работает, и прочий бардак творится. Тут даже миллиарды считать нечего. Но и Россия никаких самолетов у нас не купит. Не верите – спросите Зурабова.

Гриценко напомнил ответ Януковича про сына: может, пригласить стоматолога в студию? Главная преграда не лежачий полицейский, а стоячий царь.

У нас не гражданская война, нам не нужно становиться врагами и дискредитировать лидера страны, призвал Мирошниченко. Президент решает замысловатые задачи, и надо ему помочь. Нельзя переступать межу…

Борис Тарасюк не увидел последовательности в партии власти – они как флюгер, а воля народа – интегрироваться в Европу и сотрудничать с Россией. Но Европа требует от нас не только реформ, но и прекращения политических преследований. А где диалог с оппозицией? Гонят в шею Власенко? Власть не понимает европейских посланий – не Европа вступает в Украину, а наоборот…

Симоненко наконец-то вышел к микрофону и все рассказал про безработицу в Европе – чего ж туда соваться? Коммунисты предлагают не фантазировать – пусть народ решает на референдуме. Куда нам сбагривать наш металл и молочную продукцию? Откуда будем брать энергоносители? К тому же нам нечего продавать в Европу! А наши олигархи летают не на "Аннах"! Попадем в Европу – украинцы станут укладывать дороги и нянчить европейских детей.

Реформы надо проводить не для Брюсселя или Москвы, а для народа, заметил Елисеев, а Огрызко выдвинул свои две новости: наступила весна, и в Европу нас примут, потому что без Украины Европы не будет. И пусть в России Янукович получит второй чек на 7 млрд. долларов.

А в Италии в парламенте самую большую поддержку получило движение, созданное комиком и блоггером Белле Грилло, напомнил Шустер – были показаны эпизоды с переводом Маги. Может, и Маге создать блок?.. Тот напомнил, что у нас есть уже Ляшко.

Про переголосовании выяснилось, что уже 63% захотело журавля в небе, то есть в Евросоюз. С людьми надо разговаривать, пояснил Шустер.

Трагедия провоцирует эмоции

Последней темой программы стало убийство мэра Симеиза Кирилла Костенко. Милиция работает очень активно, доложила журналистка с места события. За что можно было убить отца пятерых детей, который вытащил поселок из бедности, починил улицы и фонари? Похоже, 90-е возвращаются, и люди боятся. Потому они и пришли ночью в эфир.

Журналистка предположила, что причиной убийства мог стать земельный раздел или состоялся показательный расстрел. Депутат Алла Ивановна поведала о свершениях Костенко и напомнила, что у каждого человека с молодости хранится скелет в шкафу. Жители продолжили блистать косноязычием и принялись обвинять журналистку Лену в том, что она сталкивает людей лбами.

Трагедия провоцирует эмоции, заявил Мирошниченко, а Шустер неожиданно, на скорую руку, без песни или пляски распустил программу… Невольно припомнилось, что Бойко столь же внезапно покинул студию ранее – может, конец света или государственный переворот?