Весенний призыв в Беларуси не дождался закона об АГС

1,4 т.
Весенний призыв в Беларуси не дождался закона об АГС

В Беларуси проходит призыв на службу в армии. Настоящей альтернативы ей в стране нет. DW разбиралась, почему в Беларуси тормозят закон об альтернативной гражданской службе.

В конце апреля в военных комиссариатах Беларуси проводится медицинское освидетельствование призывников. 65 тысяч парней, которые по данным Минобороны подлежат призыву в армию на срочную службу весной 2015 года, не дождались принятия закона об альтернативной гражданской службе (АГС).

Вот уже 20 лет возможность АГС гарантирована 57-й статьей конституции, но правила прохождения альтернативной гражданской службы не регламентированы. Соответствующие законопроекты дважды (в 1992 и 2014 гг.) проходили первое чтение в парламенте, но так и не были приняты.

Законопроект для галочки

"Я призывался в армию в 1999 году и очень ждал тогда принятия закона об АГС", - признался DW один из лидеров общественной организации "Альтернатива" Илья Добротвор. Правозащитники в Беларуси представили парламенту свои предложения, обобщив мировой опыт, оказавшийся, судя по варианту законопроекта, рассмотренному 10 ноября 2014 года, невостребованным, констатирует сотрудник правозащитной организации Lawtrend Михаил Мацкевич.

В нынешнем виде, говорит один из лидеров "Молодых демократов" (молодежного крыла оппозиционной Объединенной гражданской партии) Дмитрий Ковалгин, это "дискриминационный закон для галочки, со сроками АГС вдвое выше, чем у срочников", то есть три года вместо полутора для тех, например, кто не имеет высшего образования.

Кроме того, в то время как солдаты-срочники находятся на полном довольствии государства, молодой человек, проходящий АГС, прожить один на причитающееся ему денежное пособие вряд ли может.

А потому еще более резко высказывается сопредседатель оргкомитета по созданию партии "Белорусская христианская демократия" Павел Северинец: "Это издевательство в традициях советской системы, которая ни во что не ставила права человека, его убеждения и для которой превыше всего желание командовать, приказывать, подавлять".

Кто против?

У белорусских властей аллергия на само слово "альтернатива", так объясняет проволочки с принятием закона об АГС экс-кандидат в президенты страны Владимир Некляев. "Тех, кто сейчас заседает в так называемом парламенте, граждане не избирали, перед избирателями они не отчитываются, ждать от них нужных людям законов не приходится", - объяснила в интервью DW пресс-секретарь ОГП Анна Красулина причины невнимания депутатов к предложениям правозащитников и активистов гражданского общества.

Нынешние парламентарии, отмечает в свою очередь военный эксперт Александр Алесин, ориентируются на советские ценности, и образцом такого подхода является президент, неоднократно заявлявший: кто в армии не служил, тот не мужчина. Закон об АГС власти не интересен, констатирует эксперт. После того, как в обществе перестали активно обсуждать тему альтернативной гражданской службы парламент, по словам Алесина, с удовольствием задвинул законопроект в долгий ящик.

Тем более, замечает эксперт, что военные настроены категорически против. Они полагают, что АГС будет поводом "косить от армии не только по идейным соображениям, от службы, мол, уклоняются маменькины сынки, которые боятся трудностей и не приспособлены к жизни в армии".

По мнению Владимира Новосяда, главы оргкомитета по созданию Партии свободы и прогресса, оборонное ведомство блокирует принятие закона, "так как опасается, что он станет первым шагом к гражданскому контролю над вооруженными силами", чего министерству не хотелось бы.

Некому нести знамя?

То, что законопроект застрял в парламенте и непонятно, когда там состоится второе чтение, Алесин объясняет отсутствием лобби, которое бы активно продвигало АГС: "Некому нести знамя и бороться". Было время, когда общественное мнение фокусировалось на этой проблеме, и власти вынужденно пошли у него на поводу, чтобы не выглядеть замшелыми консерваторами.

"Действительно, кампании были громкие, но сейчас они пошли на спад", - констатирует политолог Егений Прейгерман. Возможно, предполагает он, в обществе сейчас нет большого запроса на АГС.

С таким мнением не согласны опрошенные DW активисты партий и неправительственных организаций. "Кроме религиозных соображений есть и другие причины добиваться АГС, одна из них - страх. Есть случаи, когда призывники уходят служить здоровыми, а возвращаются больными. Кроме того, я считаю, что вполне уважительной причиной является банальное "не хочу". Я не хочу тратить время на жизнь в казарме", - признался DW 23-летний графический дизайнер, один из активистов кампании "За АГС". У него на руках отсрочка по медицинским показаниям, но гарантий, что не призовут, все сегодняшние медицинские заключения не дают. Диагноз "тахикардия", например, в список то включают, то исключают, раз в три года - переосвидетельствование.

"Будем добиваться"

"Сегодняшняя власть, рожденная и выкованная в СССР, просто не представляет, как это может быть. Она хочет поставить под ружье всех мужчин призывного возраста и в случае чего не только приказывать им, но и наказывать за отказ воевать с кем бы то ни было", - говорит Павел Северинец. Отказ принять закон об АГС - это, по словам политика, "родовая травма сталинской системы", которую унаследовал нынешний режим. При нем, как предполагает Северинец, закон об альтернативной гражданской службе вряд ли увидит свет.

Но это не означает, что партии, движения, общественные и правозащитные организации откажутся от давления на власть с целью принятия того документа, которого они хотят. В ближайших планах, рассказал DW сопредседатель оргкомитета по созданию партии "Белорусская христианская демократия" Виталий Ромашевский, сбор подписей среди студентов и их родителей, пикеты, обсуждение темы на разных площадках.

Источник:DW