УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Киевский патриархат: горячие точки беззакония

Киевский патриархат: горячие точки беззакония

Как в первые годы христианства, церковь подвергается гонениям. Место: Крым и восток страны. Мишень: приходы Киевского патриархата

Для Украинской православной церкви Киевского патриархата в Крыму и на востоке страны настало время серьезных испытаний. Как и все украинское, приходы Киевской патриархии в аннексированном Крыму подвергаются нападениям, прихожане стараются не афишировать свою принадлежность к "раскольнической" УПЦ КП. В Донецкой и Луганской областях службы проходят за закрытой дверью. Некоторые храмы просто закрывают из-за угрозы жизни для прихожан.

Об этом в пресс-центре "Обозревателя" рассказал глава Информационно-издательского управления Киевской Патриархии, архиепископ Евстратий (Зоря). Владыка также дал исчерпывающий ответ на популярный вопрос о перспективе объединения УПЦ КП и УПЦ МП.

Предлагаем вашему вниманию избранные фрагменты пресс-конференции.

Восток: откровенное беззаконие

"На первый взгляд это может показаться странным, но наиболее сложная ситуация – именно на востоке. Как бы ни было сложно в Крыму, там есть действующая власть, хотя она и оккупационная, и от нее можно что-то требовать. Там нет такого уровня откровенного беззакония, который можно наблюдать на востоке Украины. На востоке, к сожалению, могут прийти и сделать что угодно, где угодно, а потом сказать – "Произошел эксцесс, мы не знали, кто это сделал".

В Донецкой и Луганской областях ситуация с нашими приходами достаточно сложная. По большей части она сложная в Луганске, где архиерей, наш епископ Афанасий, вынужден прятаться у прихожан, потому что в наше епархиальное управление приезжали вооруженные сепаратисты, с автоматическим оружием. Они там якобы искали "Правый сектор" или что-то подобное и выкрикивали: "Вы все сатанисты, вас надо поставить к стенке" и т.д. То есть существует реальная опасность для нашего архиерея и наших священников. Но владыка сказал, что он не оставит свою паству, не оставит епархию. Он продолжает свое служение так, как когда-то приходилось служить христианам в прошлые времена, во время гонений.

В Донецкой области ряд храмов был закрыт просто потому, что есть физическая опасность из-за боевых действий. В других храмам богослужения совершаются, но их количество ограничили. Часто богослужения проводятся за закрытой дверью для того, чтобы не привлекать внимания посторонних людей. Иногда прямо у храмов находятся блок-посты сепаратистов. В Донецке вооруженные сепаратисты тоже искали в храмах "Правый сектор", были угрозы в адрес представителей нашей церкви, но архиепископ Сергий и духовенство остаются на своих местах – только некоторые священники были вынуждены уехать, некоторые отправили свои семьи в другие области Украины.

Наибольшее беспокойство у нас вызывает ситуация с Домом милосердия, который находится в Тельмановском районе, в поселке Греково-Александровка. Он был создан много лет назад. Там в разное время находится от 50 до 100 человек. Это пожилые люди, оставленные родными. Там также действует хоспис – там есть неизлечимо больные, которым остаются месяцы или даже недели жизни. Епархия всегда заботилась и продолжает заботиться об этом Доме милосердия, но в сложившейся ситуации это становится все труднее и труднее. Поэтому мы обращаемся ко всем небезразличным с просьбой поддержать эти епархии, поддержать наших верующих, особенно когда речь идет о Доме милосердия".

Крым: четыре болевые точки УПЦ КП

"В Крыму епархия Киевского патриархата насчитывала до 20 зарегистрированных религиозных общин, служило 12 священников и архиерей. Несколько священников были вынуждены уехать, некоторые остались, но отослали свои семьи на материковую Украину.

На данный момент у нас есть проблемы.

В Севастополе храм Святителя Климента Римского находится на территории учебного центра, который использовали ВМС Украины. Сейчас он находится под российской юрисдикцией, соответственно, там установлен пост охраны, через который просто не пропускают никого без разрешительных документов. Таким образом, ни священник, ни прихожане не могут попасть на территорию храма.

В Евпатории еще зимой этого года было осуществлено нападение на наш храм. Он еще строится, это деревянное сооружение. Был осуществлен поджог, и купол, уже готовый для установки на храм, сгорел. Неоднократно были попытки не допустить этого строительства, в том числе представители РПЦ оказывали давление на местную власть. Но каким-то образом удавалось находить взаимопонимание. К сожалению, сейчас давление возобновилось. Представители местной власти снова говоря о том, что строительство незаконно и мы обязаны разобрать храм.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Перевальное Симферопольского района. Как вы знаете, 1 июня ряженые казаки вломились в храм, выломали дверь, устроили в храме погром, не допустили священников и верующих для богослужения. Они разрешили священнику только забрать из храма некоторые церковные вещи. Позже прихожане обнаружили, что храм закрыт, в дверь вставлены новые замки. Этот храм находится рядом с военной частью, оставленной украинскими войсками. Сейчас там находятся российские войска. Пост контроля был перенесен таким образом, что в храм можно попасть только через него. На данный момент храм остается недоступным для верующих, его дальнейшая судьба неясна.

Тому, что за этим стоят представители местной общины Московского патриархата, есть много свидетельств. В частности, священник МП накануне общался с нашим священником и прямо говорил ему: "Это твои последние дни в Крыму – убирайся отсюда". Также в день нападения прихожане видели, как к казакам подъехал автомобиль, в котором они узнали человека, отвечающего за финансовую деятельность МП. Из этого автомобиля раздавались деньги участникам погрома.

На вызовы участкового полицейского на протяжении трех часов вообще не было никакой реакции, а когда полицейский прибыл, он, по сути, занял сторону нападавших, категорически отказывался составлять протокол. Документ все-таки был составлен, но никакой реакции, тем более, прекращения преступления, не было. Позже епархия МП обнародовала странное заявление, где было сказано, что она не имеет никакого отношения к нападению, и что сами жители Перевального, недовольные деятельностью священника Киевского патриархата, организовали протест.

Последняя точка на данный момент – Симферополь. Наш кафедральный храм организован в помещении, которое когда-то принадлежало военным. В середине 1990-х это помещение было передано под храм. Документально оно было передано с баланса Министерства обороны на баланс АР Крым. Был составлен договор о благотворительной аренде на 49 лет с оплатой в размере 1 гривня в год. Сейчас в епархии получили документ, что якобы еще 18 апреля так называемый Государственный совет республики Крым принял постановление о повышении арендной платы в 600 тысяч раз. Теперь за это помещение нужно будет платить 600 тысяч гривен в год. Таким образом, с помощью финансового давления нашу общину, центр нашей епархии в Крыму, пытаются вытеснить из помещения, где люди более 15 лет совершают богослужения.

Сначала крымская власть не реагировала на обращения. Наконец, в начале июня представитель тамошней власти, отвечающий за обращения граждан, принял архиепископа Климента, взял обращения, которые подала епархия, и сообщил о том, что они переданы на рассмотрение. На данный момент нам известно только то, что эти обращения рассматриваются".

Единственный выход – апелляция к международной общественности

"Все, что мы можем сделать на данный момент – апеллировать к международной общественности, требовать соблюдения прав человека. А право на свободу совести и вероисповедания является одним из ключевых гражданских прав. Мы видим поддержку в этом со стороны многих институтов. В частности, Министерство иностранных дел Украины сделало свое заявление, Министерство культуры Украины. Мы видим поддержку и со стороны других религиозных конфессий. В частности, с осуждением таких действий выступил главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх. Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций осудил любое насилие в вопросах вероисповедания.

Мы надеемся, что привлечение внимания к этой ситуации будет вынуждать тамошнюю власть придерживаться международных обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках многих международных договоров и соглашений".

Объединение УПЦ КП и УПЦ МП – ключевой вопрос на ближайшее время

"Это один из ключевых вопросов для ближайшего будущего, потому что разделение Православной церкви питает разделение в обществе, разделение в обществе питает разделение Православной церкви. Судя по тому, что я вижу в жизни УПЦ Московского патриархата, там, по сути, разделение уже произошло. Оно просто еще не оформилось институционно, но, по сути, там есть две силы. Сторонники одного направления – больше украинские патриоты, и они, безусловно, не поддерживают действия России в отношении Украины. Соответственно, с большим неудовольствием они относятся к тому, как себя ведет Московская патриархия, руководство РПЦ, патриарх Кирилл и его окружение по отношению к украинской ситуации.

Есть и другая сила – те, кто, наоборот, всячески поддерживают создание "Новороссии", чтобы строить так называемый "Русский мир" - новый имперский проект Кремля в Украине. Они считают вполне нормальным использование церкви для таких вещей.

Читайте: Московская патриархия оказалась в плену у Кремля – архиепископ Евстратий (Зоря)

Что касается непосредственно диалога, то тут есть несколько уровней. Первый – это официальный уровень. На официальном уровне более трех месяцев тому назад было создано две комиссии – УПЦ МП и наша комиссия. К сожалению, ни одной официальной встречи эти комиссии так и не провели. Причина в том, что сторона МП не имеет желания собираться на общее заседание.

Насколько мне известно, в этом состоит позиция нынешнего руководителя УПЦ МП митрополита Онуфрия. Он категорически против такого диалога. Также это позиция Московской патриархии. Я думаю, она согласована между Московской патриархией и митрополитом Онуфрием. Почему? Очевидно, есть опасения со стороны МП, что диалог будет успешным. В 2009 году мы начали это дело. Тогда состоялась первая общая встреча в Киево-Печерской лавре. Сразу после этого ключевое лицо диалога со стороны МП – архимандрита Кирилла Говоруна – просто отозвали в Москву, чтобы он тут в Украине не занимался дальнейшим диалогом. Таким образом, диалог в самом начале был похоронен.

Читайте: Каждый приезд Патриарха Кирилла в Украину добавляет прихожан УПЦ КП – архиепископ Евстратий

Но это не означает, что диалог не происходит. Потому что, кроме официального уровня, есть еще уровень неофициальный. Есть общение с епископами, со священниками, с верующими. Более того, за эти месяцы я видел десятки примеров того, как простые прихожане "голосуют ногами" - они просто перестают ходить в храмы МП, а идут в храмы КП.

В самой УПЦ МП происходят сложные процессы. В очень многих храмах перестали упоминать за богослужением имя Патриарха Кирилла, а это уже признак отдаления. Это обязанность, предписанная церковной традицией – за богослужениями упоминать имя своего предстоятеля. Если оно не упоминается, то таким образом они, по сути, отстраняются от Кирилла как от своего руководителя.

Я уверен, что рано или поздно мы придем к тому, что в Украине будет Единая поместная православная церковь, потому что это естественное состояние для церкви.

Сейчас одним из факторов, который еще удерживает структуру УПЦ МП, является уважение к митрополиту Владимиру, которого и мы уважаем, желаем ему сил и мужества в тех испытаниях, которые он проходит. Безусловно, есть много тех, кто лично предан ему, и личность митрополита Владимира удерживает их в том состоянии, в котором они есть. Но за последние два-три года митрополит несколько раз оказывался на грани жизни и смерти и снова возвращался к более активной деятельности. Очевидно, Господь держит его также и для того, чтобы произошли какие-то события, о которых мы, возможно, еще не знаем, но в которых он также должен сыграть свою роль".