УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Литва ответила на пропаганду Кремля санкциями против русскоязычных телеканалов

13,0 т.
Литва ответила на пропаганду Кремля санкциями против русскоязычных телеканалов

Литовская комиссия по радио и телевидению (ЛКРТВ) в конце мая постановила обязать ретрансляторов перевести российский телеканал NTV Mir Lithuania в пакет программ, доступных только после внесения дополнительной платы. Санкция будет действовать в течение года.

Вайва Жукене, президент литовской Ассоциации кабельного телевидения, затруднилась сказать, насколько вырастет плата за просмотр NTV Mir Lithuania, поскольку разные операторы могут использовать различные тарифы. К примеру, к базовому пакету телеканалов (одного из крупнейших операторов кабельного телевидения) стоимостью 4,99 евро придется доплатить еще 3,5 евро, чтобы смотреть NTV Mir Lithuania, пишет DW.

Читайте: Солдаты "информационной" войны в странах Балтии

Санкции и их причины

Причиной санкций в отношении этого телеканала стал выход в его эфире 15 апреля программы "Чрезвычайное происшествие". "В ней пытались сформировать мнение о том, что балтийские государства "продолжают традиции фашистской Германии", поэтому представляют "угрозу для жизни русских в Литве и Латвии". Неудивительно, что комиссия вмешалась", - сообщила Вайва Жукене.

Ромуальда Пошевецкая, депутат Вильнюсского горсовета от партии "Российский альянс" считает, что за блокированием русскоязычных телеканалов кроются причины экономического характера. По ее словам, таким способом наказывают не авторов программ, допустивших некорректные трактовки или исказивших факты, а ретрансляторов, которые теряют рекламодателей и терпят убытки. "Налицо лоббирование интересов национальных телеканалов", - считает Пошевецкая.

В свою очередь председатель Союза журналистов Литвы и член ЛКРТВ Дайнюс Радзявичюс настаивает, что комиссия всего лишь реагирует на нарушения законодательства. По мнению Радзявичюса, к подобным мерам, возможно, придется прибегнуть и в дальнейшем, если нарушения повторяться.

Читайте: Дания довела Россию до истерики "военным вопросом" по Балтии

Постоянные нарушители

По данным компании по исследованию общественного мнения TNS LT, аудитория русскоязычных NTV Mir Lithuania, Первого Балтийского телеканала и REN Lietuva весной составляла в Литве соответственно 4,9%, 3,1% и 1,6% телезрителей. Для сравнения: на долю лидеров - частных телеканалов ТV3 и LNK - приходилось 16,2% и 15,9%.

Три вышеупомянутых русскоязычных телеканала входят в холдинг Baltic Media Alliance. ЛКРТВ не раз применяла в их отношении различные санкции. Причиной этого, как правило, было изложение расходящегося с официальной позицией Вильнюса взгляда на исторические события в стране.

В 2013 году санкции (запрет на три месяца показа программ, подготовленных не в странах ЕС) были наложены на Первый Балтийский канал после выхода в программе "Человек и закон" сюжета, в котором, как посчитали члены ЛКРТВ, отрицались преступления советских властей во время январских событий 1991 в Вильнюсе. REN Lietuva попал под те же санкции, что и Первый Балтийский, из-за одной из серий проекта "Теория заблуждений", в которой в ноябре 2014 года была обнародована информация, по мнению ЛКРТВ, "разжигающая войну и ненависть к украинцам".

Читайте: Страны Балтии предлагают создать "танковый Шенген" для союзных войск

К тематическим каналам претензий нет

Хотя "РТР-Планета" в Baltic Media Alliance не входит, он тоже ранее попал под санкции ЛКРТВ - после показа одного из "Воскресных вечеров с Владимиром Соловьевым" в декабре канал был переведен в платный пакет.

"Претензии комиссии адресованы к тем телеканалам, которые транслируют информационные и публицистические передачи. К каналам, которые показывают передачи о путешествиях, музыке или науке, никаких претензий нет", - объяснила Вайва Жукене.

В Литве российские телеканалы можно смотреть либо в интернете, либо в сетях кабельного телевидения. Как решение ЛКРТВ повлияет на численность аудитории NTV Mir Lithuania, операторы сетей пока сказать затрудняются, так как после решения комиссии прошло не так много времени.