"Болотное дело" в Страсбурге: кто победил
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
ЕСПЧ удовлетворил первые три жалобы фигурантов "болотного дела". DW встретилась с одним из них - участником "Марша миллионов", отсидевшим 2 года и 7 месяцев.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил первые три жалобы фигурантов так называемого "болотного дела" - Леонида Ковязина, Артема Савелова и Ильи Гущина. Суд признал, что в их отношении российские власти нарушили Конвенцию по правам человека, которая, в частности, гарантирует право на судебное разбирательство в разумный срок или освобождение до суда. Артем Савелов получит компенсацию в размере 3000 евро, Ковязин и Гущин - по 2000.
На сегодняшний день девять фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года все еще находятся в местах лишения свободы, многие освобождены по амнистии, дела некоторых до сих пор расследуются. DW встретилась с Артемом Савеловым, который вышел из колонии в Рязанской области 31 декабря прошлого года. По приговору суда он провел в местах лишения свободы 2 года и 7 месяцев, из них больше двух лет - в следственном изоляторе.
"Думал, разберутся"
"Первое время я думал, что это ошибка, разберутся. Оказалось, что не разбираются, а просто тупо всех сажают," - рассказал DW Артем Савелов. 6 мая 2012 года он впервые в жизни вышел на акцию протеста. Когда начался разгон демонстрации, 34-летний автослесарь был задержан по административной статье и арестован на сутки. Спустя полтора месяца к нему в квартиру явились сотрудники правоохранительных органов. Изъяли телефон, два ноутбука, одежду и медицинскую маску, оставшуюся после болезни родственников. После этого Савелова отвезли в изолятор временного содержания на Петровке, 38.
Сперва мужчине вменялось то, что он "прорвал оцепление из сотрудников МВД, выкрикивая лозунги "Долой Путина!" и "Долой полицейское государство!" В это было трудно поверить, так как Артем с детства сильно заикается, так что из обвинительного заключения следствия этот пункт убрали. Осталось только утверждение, что Савелов, "действуя умышленно, грубо схватил (сотрудника полиции - Ред.) Гоголева А.И. за кисти и запястья рук и форменное обмундирование и, применяя насилие, не опасное для жизни и здоровья последнего, попытался втащить последнего в толпу агрессивно настроенных граждан".
Со слов потерпевшего
Все эти обвинения были основаны исключительно на показаниях потерпевших, рассказывает адвокат Артема Савелова Фарит Муртазин. Потерпевшими в деле Савелова и других аналогичных делах называли себя полицейские, которым демонстранты, как утверждало следствие, оказывали сопротивление при задержании. При этом сторона защиты настаивает на том, что показания в суде давали не те сотрудники полиции, которые задерживали людей на "Марше миллионов", а совершенно другие люди. "Это нетрудно увидеть по видеозаписям, - объясняет Муртазин. - Видите, Савелова задерживают сотрудники ОМОНа, у них голубая пятнистая форма. А полицейский Гоголев, которого мой подзащитный якобы грубо схватил, служит в другом подразделении, у него черная форма".
Тем не менее, молодой человек был осужден по статье 212 ("Участие в массовых беспорядках") и 318 ("Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти"). Именно из-за статьи 318 Артем не попал под амнистию, по которой в 2014 году многие участники "болотного дела" были освобождены, и прошел весь путь заключенного от начала и до конца.
Штамп в паспорте
В колонии к Савелову, по его словам, пришли "опера" и предложили "стучать". Он отказался, несмотря на угрозы, что даже после освобождения его "в покое уже не оставят". Сейчас Артем опасается, что так и будет: "Я был у отца в деревне, там участковый сразу откуда-то узнал, что я приехал, предложил мне к нему прийти". Из-за штампа о судимости у Артема теперь проблемы с поиском работы: "Когда пытался устраиваться официально, показывал документы, работодатели говорили "мы вам перезвоним" и никогда не перезванили".
Зато благодаря "болотному делу" у Артема появилась невеста - Кристина. Она тоже раньше никогда не интересовалась политикой и узнала о жестком разгоне "Марша миллионов" случайно, оказавшись на выставке фотографий в Центре Сахарова. "После этого мне стало стыдно, что мы все так равнодушно относимся к этим ребятам, - рассказала Кристина DW. - И я решила кому-нибудь из них написать. Выбрала Артема - не знаю почему, по зову сердца".
Переписка осуществлялась через сайт РосУзник, на котором есть специальная форма, позволяющая администрации сайта переслать письмо любому заключенному. На это уходит примерно две недели, говорит Кристина. Она стала ходить на все суды. "Мы в суде в первый раз увиделись, переглядывались там, подмигивали друг другу. А зимой вместе с друзьями и отцом поехали в колонию его встречать, и с тех пор мы вместе".
Круче диссидентов
Оппозиционный активист, один из организаторов митинга 6 мая Сергей Шаров-Делоне считает, что аналогов "болотному делу" нет даже в советской истории. "В СССР все диссидентские дела были против людей, которые прекрасно знали, на что шли. Например, участники акции против введения советских войск в Чехословакию в 1968 году перед тем, как выйти на Красную площадь, прощались друг с другом на много лет". А здесь люди шли на согласованную демонстрацию, напоминает правозащитник. "То, что случилось, было совершенно неожиданно. В основном под раздачу попали простые люди, политически не активные. И проявили себя совершенно героически".
По мнению Шарова-Делоне, "даже среди диссидентов доля тех, кто сдавался и каялся, была больше, чем среди фигурантов "болотного дела". Активист скоро поедет в колонию к Андрею Барабанову, одному из девяти демонстрантов, все еще находящихся под арестом. "То, как они вели себя в суде, вызывает уважение и восхищение, - говорит общественный деятель. - Это новое свободное поколение".