Без пяти минут экс-спикер
"Уйдут" ли Владимира Литвина с поста председателя Верховной Рады? Каким бы ни был ответ, очевидно, что это никак не повлияет на оставляющий желать лучшего авторитет украинского парламента. Цена вопроса - с одной стороны, политическое будущее действующего спикера, с другой - дальнейшая судьба скандального законопроекта № 9073, авторами которого являются регионалы Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов.
Оппозиционеры, заявлявшие о том, что Литвин ни при каких обстоятельствах не подпишет законопроект, принятый с очевидным нарушением регламента, похоже, погорячились. Действующий глава ВР, судя по всему, недоволен исключительно процедурой принятия данного документа – отнюдь не его содержанием.
В одном из своих последних интервью действующий председатель Рады отметил буквально следующее: "К законопроекту Колесниченко-Кивалова внесено более двух тысяч поправок, в частности я внес десять. Если бы предложенные мною изменения, дополнения и уточнения были приняты в полном объеме, этот закон, на мой взгляд, отвечал бы духу времени и устроил бы всех. И сторонников единого государственного языка, и тех, кто ратует за расширение прав национальных меньшинств в национально-культурной и бытовой сферах".
Является ли данный месседж сигналом о готовности вести политический торг? Вероятно, да. Другой вопрос, каким образом на это отреагирует другая сторона?
Вскоре после голосования за языковый законопроект, Владимир Литвин, как известно, подал заявление об отставке. Между тем депутатский корпус, а точнее представители правящего большинства, не проголосовали за то, чтобы Владимир Михайлович стал спикером с приставкой "экс". Это, впрочем, вовсе не означает, что "уйти" действующего председателя ВР не могут в самом что ни на есть ближайшем будущем. Ведь не просто так регионалы изменили процедуру увольнения главы ВР. И не от нечего делать заручились поддержкой супер оперативного (в данном конкретном случае) КС.
Ранее, согласно закону "О регламенте Верховной Рады", голосование за назначение и увольнение председателя ВР происходило посредством тайного голосования бюллетенями. С тем, чтобы уволить спикера с занимаемой должности, необходимо было, чтобы не менее 300 парламентариев пришли и взяли бюллетени для голосования. Затем, как минимум 226 владельцев мандатов должны были проголосовать "За" отставку председателя Верховной Рады. У "большевиков" не было заветных трехсот голосов. Именно поэтому, буквально под занавес очередной сессии Рады, регионалы поддержали законопроект своего коллеги по фракции г-на Забарского, который кардинально меняет регламентную норму, касающуюся процедуры увольнения спикера.
Теперь для увольнения председателя ВР будет достаточно кворума в 226 голосов и обычного, карточного голосования, ведь Конституционный суд признал несоответствующими Основному закону положения Регламента касательно избрания спикера посредством тайного волеизъявления нардепов.
Однако для Владимира Литвина крайне важно выйти сравнительно сухим из мутной законодательно-языковой игры. Почему? Потому что он, отправив свою "Народную партию" в вольное плаванье, намерен баллотироваться в будущую Раду по одному из мажоритарных округов Житомирской области. А округ является украиноязычным. И потом. Пусть парламентарии сколько угодно говорят о том, что роль спикера сегодня сведена фактически к нулю, это далеко не так. В преддверие выборов – тем более.
На сегодня есть четыре сценария развития ситуации. Первый: депутатский корпус собирается на внеочередное заседание, рассматривает "на бис" скандальный законопроект Колесниченко-Кивалова, а значит – голосует по каждой из более чем 2 тыс. поправок. Если процедура будет соблюдена, если поправки Литвина будут учтены, действующий спикер может подписать законопроект и передать его на Банковую.
Второй вариант: с подачи правящего большинства Рада собирается на внеочередное заседание, в ходе которого спикера Литвина отправляют в отставку. Затем документ визирует первый зампредседателя Рады Адам Мартынюк (регламент – что дышло…) и документ отправляют на подпись президенту.
Третий вариант. Парламентарии собираются на внеочередное заседание Верховной Рады, отправляют спикера Литвина в отставку и сразу же голосуют за нового председателя ВР. Он подписывает языковой законопроект и отправляет его на подпись Виктору Януковичу.
И, наконец, четвертый вариант. Рада не собирается внепланово и, соответственно, отставка спикера (а с ней - судьба языкового законопроекта) откладывается до осени.
Опросив в режиме "off the record" представителей провластных и оппозиционных фракций, мы пришли к выводу, что, скорее всего, события будут разворачиваться по второму сценарию. То есть, роль плохого полицейского придется играть до конца коммунисту и давнему другу Владимира Литвина (спикер и его правая рука в свое время вместе работали сторожами) Адаму Мартынюку. Адаму Ивановичу терять нечего – он все равно пройдет в будущую Раду по списку КПУ, а друга в лице Литвина он уже потерял. Если, конечно, верить самому Владимиру Михайловичу, который заявляет, что "для мене цієї людини не існує".
Если бы каденция нынешней ВР не завершалась грядущей осенью, очередь желающих стать спикером выстроилась бы еще та. Однако сегодня, когда ВР приказано долго жить, а спикер нужен лишь для подписания языкового законопроекта, желающих стать председателем Рады не отыскать днем с огнем. По большому счету, кресло главы Верховной Рады на сегодня является электрическим. И поверить в то, что в него усядется опытный Плющ или кто-либо еще, не приходится. Девальвация ранее "золотой" спикерской акции. Ни больше, ни меньше.
Вполне возможно, что, уволив Владимира Литвина, "большевики" проголосуют за спикера Мартынюка. При условии, конечно же, гарантий о его переизбрании на данный пост в Раде будущего созыва. Однако как бы там ни было, сбрасывать сегодня со счетов Владимира Литвина предельно рано. Пока игра не закончена, он может кардинально поменять ее ход и, как следствие - исход. В конце – концов, не зря его называют одним из немногих украинских политиков, умеющих проходить между капельками...
Будет ли созвано внеочередное заседание Верховной Рады? Удержится ли Владимир Литвин в спикерском кресле? Какая судьба ожидает скандальный языковой законопроект? Эти вопросы мы адресуем представителю провластной Партии регионов, нардепу Владимиру Зубанову и парламентарию, который представляет оппозиционную "Батьківщину" - Андрею Павловскому.
Андрей Павловский, "Батьківщина":
- Все зависит от того, какое решение примут в президентской администрации, поскольку фракция Партии регионов в Верховной Раде является несамостоятельной и выполняет все поручения, которые поступают из АП. Какое примут решение на Банковой – так регионалы и сделают.
Скажут поменять Литвина на Мартынюка? Поменяют. Скажут не менять – отстрочить вопрос во времени, отстрочат. Скажут проводить внеочередную сессию ВР – проведут. Дадут команду не проводить внеплановую сессию – будут откладывать вопрос на осень.
То есть, ситуацию в парламенте обсуждать бессмысленно, поскольку центр принятия решений давно уже не в Верховной Раде. Депутаты ничего не решают. Они превратились в кнопкодавов, которые по рефлексу собаки Павлова просто нажимают на кнопочки, не читая даже названия законов.
Насколько власть заинтересована в окончательном утверждении так называемого языкового законопроекта? Знаете, по пацанским понятиям, нельзя останавливаться на полпути – нужно дожимать вопрос до конца. Я думаю, что они как угодно будут протягивать этот законопроект, а Янукович его подпишет. Зачем? Затем, чтобы показать, кто в доме хозяин, показать, что пацаны не отступают и так далее. Поэтому, скорее всего, ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию.
Если на улицы Киева не выйдет хотя бы 50 тысяч человек, эта бульдозерная власть ни с кем не будет считаться. Вы же видите, что сегодня не считаются с другой точкой зрения, она попросту игнорируется. Они понимают исключительно язык давления и силы. К сожалению, это так.
Будет ли оппозиция принимать участие во внеочередном заседании Верховной Рады? Если заседание будет созвано исключительно ради кадрового вопроса, с тем, чтобы поменять шило на мыло – Литвина на Мартынюка, мы в этом участия принимать не будем. Это не наши игры, а в игру Партии регионов мы играть, не намерены.
Если они попробуют переголосовать языковый законопроект (чтобы хоть какая-то видимость законности, процедуры была), тогда, думаю, мы придем.
Владимир Зубанов, Партия регионов:
- Прежде всего, хотел бы напомнить, что спикер – это народный депутат Украины, которого выбирают для того, чтобы он организовывал работу парламентариев. Если у него есть какие-либо предостережения о том, что тот или иной закон был принят с нарушением регламента, он должен письменно обратиться в регламентный Комитет ВР и они дадут ему вывод. Но когда спикер говорит, дескать, то, что большинство приняло закон, для меня ничего не означает…
Если спикер игнорирует право большинства Верховной Рады, не подписывает законы, конечно же, ВР не может ждать 2 месяца до начала очередной сессии. Можно собраться на один день и решить кадровые вопросы.
Литвин заявляет, что Конституционный суд не имеет права давать свои комментарии и оценки, касающиеся регламента ВР. Что это означает? Это означает, что этот народный депутат, являющийся спикером, полностью неадекватно оценивает ситуацию в стране, в Верховной Раде, и он начал заниматься политикой, а не организацией работы ВР. Поэтому, думаю, не надо ждать – нужно менять спикера, вот и все.
Что касается языкового вопроса. Виктор Федорович сказал, что авторы данного закона ему доложили, что он полностью соответствует выводам Венецианской комиссии. У президента есть экспертный совет, специалисты посмотрят, соответствует он языковой Европейской хартии или не совсем. Если не совсем – это другой вопрос. В таком случае, будут замечания президента. Президент не всегда подписывает то, что принимает Верховная Рада. Во многих случаях президент возвращает законопроекты в ВР со своими замечаниями.
Под Украинским домом, как известно, люди продолжают голодовку. Я так понимаю, это неравнодушные люди. Однако если они такие неравнодушные, пускай предложат, каким образом решить языковой вопрос в нашем государстве? Если оставить все как есть, это ничем хорошим для украинского языка не закончится.
Три закона, которые подавали наши оппоненты, предусматривали уничтожение в нашем государстве всех языков, кроме украинского. Это разве правильно? Знаете, я такое явление называю гуманитарным фашизмом.
И я не согласен с теми, кто говорит, что русский язык у нас не притесняется. Давайте, вспомним, какие решения принимало правительство Тимошенко в 2009-м? Своим решением от 5 декабря КМУ запрещал учителям и ученикам общаться на переменах на русском языке. При таких подходах, понятно, что Луганск и Севастополь будут на воду дуть в этом вопросе, требуя принятия закона, который не позволял бы таких волюнтаристских действий.
Словом, вопросом есть масса. И вместо того, чтобы голодовать (на что люди имеют право), нужно искать компромисс. Они ведь не одни в этом государстве. Есть миллионы людей с другими мыслями по этому поводу.
В любом случае, даже если этот закон будет принят, его можно будет в дальнейшем совершенствовать. Так что пусть люди не голодают, а подают свои предложения и замечания.