УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Власть оберегает наш народ от реальности". Год спустя. Фотовыставка "Иловайск"

23,0 т.
'Власть оберегает наш народ от реальности'. Год спустя. Фотовыставка 'Иловайск'

10 августа исполнился ровно год с начала Иловайской операции. В память об этих событиях украинские фотографы-документалисты Александр Гляделов, Максим Дондюк, Максим Левин и Маркиян Лысейко подготовили выставку своих работ, хронология которых начинается с первого штурма Иловайска до того момента, когда окруженным бойцам был обещан коридор для выхода из окружения. Выставка "Иловайск" проходит с 10 по 30 августа в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве.

"Обозреватель" пообщался с авторами работ и их героями.

Владимир Шумейко, позывной "Ромео", боец батальона "Донбасс"

- В Киеве в те дни народ веселился и ухахатывался, устраивал дискотеки, расслаблялся. Президент парад устраивал в то время, когда в стране идет война. Именно война, а не АТО.

Если бы технику, которую возили на параде, дали нам в Иловайск, этого "котла" не было бы. А так наши ребята с автоматами шли на танки – у нас и такое было. И представьте себе, даже подбивали их.

У нас никто не спрашивал, стоит ли проводить этот парад, да и времени у нас не было выражать свое мнение, потому что пока в Киеве готовились к празднику, мы участвовали в боях. У нас с трудом выбиралась минута, чтоб позвонить родителям и сказать, что мы живы.

Неправильно, что за те события никто не ответил. Мы сейчас смотрим, как все спускается, будто на тормозах. Но когда закончится война, тогда мы с них спросим - кто что сделал за это время, кто сколько наворовал, кто что наобещал с три короба.

Читайте: Названа дата передачи в суд дела о гибели бойцов АТО в Иловайском "котле"

Александр Гляделов, фотограф-документалист, автор работ

- Главное, что мы запомнили с тех дней, - не то, как нам было страшно, а то, что уже 19 августа все в Иловайске понимали: если не придет помощь, значит, будет окружение.

Уже прошел год, но за Иловайский котел никто не ответил ни погонами, ни карьерой.

Максим Дондюк, автор работ

- История с Иловайском для меня глубоко личная, как и для тех бойцов, которые здесь присутствуют. Попал я туда с Майдана, вернее, месяц я еще был в Крыму, а после этого - до сентября находился на Донбассе.

Во время иловайских событий СМИ передавали, что все хорошо и прекрасно. А когда мы были в Иловайске, нам стало понятно, почему не пускают прессу. Потому что там, где проходит передовая, есть слишком много такого, что хотят скрыть.

Когда приезжаешь на передовую, а там в окопе лежит парень, к которому волонтеры не доезжают три месяца, ты понимаешь: наша власть оберегает наш народ от реальности. Это очень печально.

Эти фотографии я год не публиковал, разве что передавал героям снимков по их личной просьбе. Мы не могли себе позволить их публиковать ради какой-то эфемерной славы, потому что некоторые из бойцов находились в плену и это могло им навредить. Самое важное правило любого журналиста: не навреди.

*Фотографии пересняты нашим корреспондентом на выставке "Иловайск"

Солдаты батальона "Донбасс" вытаскивают бойцов 51 ОМБр из БМП, которая была атакована из РПГ во время первого штурма Иловайска. Слева (держит носилки) "Шульц" - погиб. Правее - "Мега" - погиб. Сзади "Тринадцатый".

Все бойцы экипажа БМП попали в плен при выходе из Иловайска. В декабре 2014 года их обменяли.

Фото - Максим Дондюк.

Утро 24 августа 2014 года, День Независимости Украины.

Местные жители, которые прятались в подвале школы вместе с бойцами, вышли во двор посмотреть последствия ночной бомардировки.

Боец без футболки - позывной "Тихий", в Иловайске был ранен. Сейчас служит в роте "Шторм" (Нацгвардия).

Фото - Макс Левин

29 августа 2014 года. Украинские журналисты Гоша Тихий и Макс Левин.

Рады, что вышли живыми из Иловайска.

Фото - Маркиян Лысейко.

26 августа 2014 года. Боец с позывным "Мишка". Боевики атаковали позиции украинских военных пехотой. Атака была отбита.

В бою боец был ранен. Лечится до сих пор.

Фото - Макс Левин.

Школьный двор в Иловайске после минометного обстрела.

Фото - Маркиян Лысейко.

20 августа 2014 года, первый штурм Иловайска. Подбита БМП.

Слева с аптечкой - "Михей" Михаил Слугоцкий. Позже был взят в плен, но и там под страхом жестокого наказания продолжал оказывать побратимам медицинскую помощь. Из плена вернулся.

Справа - "Шульц" Сергей Шкаровский, капитан Нацгвардии. Ушел на фронт добровольцем, когда узнал, что в армии не хватает офицеров. С мая по август 2014 года был командиром 1-го взвода 1-й роты батальона специального назначения "Донбасс". Освобождал Артемовск, Попасную, Лисичанск.

Погиб от пули снайпера 19 августа 2014 года во время разведки боем в городе Иловайске.

Фото - Максим Дондюк.

24 августа 2014 года. Боец "Донбасса", позывной "Орест" принес еду женщине с ребенком, которые прятались в подвале школы.

Местные жители не раз спрашивали журналистов, когда придут "каратели-националисты", которые будут убивать местных жителей, говорящих по-русски. Они не могли поверить, что парни, с которыми они делят крышу над головой, и есть те самые "каратели".

"Орест" пропал без вести во время выхода из Иловайского котла. Потом, по экспертизе ДНК, его признали погибшим. Он был единственным сыном у родителей, в Киеве у него остались 8-летняя дочь и жена.

Фото - Макс Левин.

28 августа 2014 года. Перед выходом из окружения. В центре - местный житель, раненный во время артобстрела.

Фото - Макс Левин.

Зачистка частного сектора от боевиков, бой на 2-м блокпосту.

Фото - Макс Левин

25 августа 2014 года. Боец "Донбасса" Андрей Журавленко, позывной "Восьмой", командир подразделения, спецназовец, разведчик. Его подразделение удерживало одну из крайних позиций, граничащих с полем. Боевики атаковали со стороны поля пехотой и тяжелой. "Восьмой" погиб в Червоносельском. В пожарную машину, в которой из-за отсутствия другого транспорта ехали "Восьмой", "Тур", "Ред", "Банни", "Бирюк", "Ахим" и "Портос", прямой наводкой выстрелил российский танк Т-72 из состава 6 отдельной танковой бригады ВС РФ. Все погибли.

"Восьмой" похоронен в Каменец-Подольском, откуда он родом. У него остались дочь и жена.

Фото - Макс Левин

23 августа 2014 года. Бойцы батальона "Донбасс" тушат пожар в здании школы.

Фото - Макс Левин.

27 августа 2014 года. Боец после одной из артстрелковых атак читает Библию в коридоре школы в Иловайске.

Фото - Маркиян Лысейко

24 августа 2014 года. Наводчик-оператор Сергей Ананьев загружает боеприпасы в БМП. В боях под Иловайском был ранен в ноги. Остался жив.

Фото - Максим Дондюк.

25 августа 2014 года. Доброволец спит в окопе. Иловайск, частный сектор.

Фото - Маркиян Лысейко.

Надпись на школьной доске в городе Иловайске. Автор - боец батальона специального назначения НГУ "Донбасс" "Фаза" Миша Белевцов.

Фото - Макс Дондюк.

Как сообщал "Обозреватель", в августе 2014 года в городе Иловайске и его окрестностях велись ожесточенные бои. По даным военной прокуратуры, в ходе боев погибло 366 украинских бойцов, 429 - получили ранения различной степени тяжести. В Службе безопасности Украины документально доказали присутствие 3,5 тыс. военных Российской Федерации на территории Донецкой области во время активных боевых действий в районе Иловайска.