Почему Путин будет насмерть биться за донецкий аэропорт: оценки военных экспертов
Донецкий аэропорт несколько месяцев удерживается украинскими войсками, но самым серьезным атакам этот стратегический объект стал подвергаться с началом так называемого "перемирия". Сегодня он остается полностью подконтрольным силам АТО, но агрессор не собирается мириться с таким положением и ежедневно возобновляет атаки.
Почему удержать донецкий аэропорт так важно для Украины? Чем грозит его сдача? Каковы планы дальнейшей военной экспансии России в Украине? Чего недостает, чтобы оборона аэропорта стала по-настоящему эффективной? На эти вопросы в интервью "Обозревателю" ответили: генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины Анатолий Лопата, военный эксперт, полковник запаса Александр Маначинский и командир отделения пятой роты батальона "Днепр-1" Виктор Кондратюк.
АНАТОЛИЙ ЛОПАТА: Если мы сдаем донецкий аэропорт, мы теряем все
-Почему донецкий аэропорт так важен для нас?
-Донецкий аэропорт был и остается стратегическим объектом – как для Украины, так и для наших "друзей". Поэтому этот объект будет представлять собой военный интерес. Предполагается очень быстрое решение некоторых военных задач, особенно доставки людей и техники в зону боевых действий. Поэтому за него будут драться насмерть наши противники – чтобы овладеть этими воротами в Донецкую область и в Украину.
-Если мы его сдаем, что мы при этом теряем?
-Мы все теряем. Мы теряем возможность создать какие-то затруднения для наших недоброжелателей. Вот и все. Это стратегический объект – и этим все сказано.
-Если террористы отводят настолько большую роль донецкому аэропорту, можно ли говорить о серьезных планах в отношении дальнейшей экспансии на территорию Украины?
-Это нужно не террористам. Это нужно России. Путин – исполнитель чужой воли. Вы не думайте, что Путин руководит Россией. Россией руководит что-то большее, целая группа людей.
Россия пытается выполнить поставленные перед собой задачи и овладеть Украиной. Это однозначно. Но есть задачи первой очереди, а есть задачи второй очереди. Первая очередь – это Донецк, Луганск, выход по сухопутью к Крыму. Так что не расстраивайтесь – все у нас еще впереди.
-Сможем ли мы оставить за собой Донецкий аэропорт, Мариуполь и Дебальцево?
-Мы должны это сделать в обязательном порядке. Мы должны это сделать! Вот и вся наша задача. У Путина своя задача, у нас – своя.
АЛЕКСАНДР МАНАЧИНСКИЙ: Зачем держаться за донецкий аэропорт? У нас есть ПВО
-Почему так важно, чтобы донецкий аэропорт остался за Украиной?
-Чтобы убить больше людей. Это какая-то глупость. Зачем за него держаться? У нас что, аэродромов нет? У нас аэродромов там достаточно. Я думаю, они дождутся, когда город разрушат до основания – что те, что те.
Нет никакого смысла держаться за донецкий аэропорт, потому что это ведет к разрушению всей системы Донбасса. Там же от него уже ничего не осталось. Это же наше, украинское.
Самое страшное, что все это переросло в уничтожение инфраструктуры. Это чревато серьезными последствиями. По сути дела, из жизни вычеркивается весь этот регион. Я не верю, что нельзя найти другие решения.
-Говорят, через донецкий аэропорт могут поставлять военную технику и людей.
-Так задайте вопрос тем, которые это говорят: у нас что, системы ПВО нет? Тогда их всех надо расстрелять. Насколько мне известно, у нас есть система ПВО. Или это ширма? Если в нашем государстве есть своя система противовоздушной обороны, почему мы держимся за аэропорт?
-Наши силы ПВО способны справиться с такой задачей?
-Я о них знаю не понаслышке, а в реалиях. Поэтому я и задаю вопрос: мы что, уже все прогуляли? Они должны быть. Куда же они делись за эти годы? Перемещайте, усиливайте противовоздушную оборону этой части. Или вы надеетесь отсидеться? Тогда зачем весь этот сыр-бор?
Я подчеркиваю: без надежной противовоздушной обороны решить этот вопрос будет страшно тяжело. Поэтому давайте, ребята, изыскивайте возможности, снимайте с западного направления то, что осталось, перебрасывайте сюда и решайте задачи воздушной блокады этой части государства.
-Называются еще две ключевые позиции – Мариуполь и Дебальцево. Они важны сегодня для нас?
-Мариуполь – транзитный порт, с этой точки зрения он нам важен. Кроме того, он находится на пути в Крым. А Дебальцево – это крупный железнодорожный узел. По моим сведениям, эта ветка сейчас не работает. Тем не менее, это очень важное направление.
-Таким образом, вы считаете, что сегодня нет смысла биться за Донецк, но есть смысл отстаивать Мариуполь и Дебальцево?
-Абсолютно верно.
ВИКТОР КОНДРАТЮК: Если посыплется аэропорт, рухнет вся линия обороны
-Стоит ли удержание донецкого аэропорта цены, которую платят за это украинские военные?
-Если посыплется аэропорт, то рухнет вся линия обороны. Не надо быть полководцем, чтобы это понимать. А для того, чтобы победа доставалась меньшей ценой, нужно дать туда нормальные силы. Дать команду, чтобы туда подошли нормальные силы. Чтобы этим вопросам занимался не третий полк кировоградского спецназа на собственном энтузиазме и героизме, а чтобы этим занимались, начиная с Генштаба и заканчивая остальными службами.
-Что сегодня происходит в аэропорту?
-Нашу группу вывели в субботу, 27 сентября. Парни, которые зашли туда, говорили, что БТР, которые шли на помощь аэропорту, попали в засаду. Погибли семеро наших ребят.
-Что сегодня необходимо, чтобы эффективно отстаивать аэропорт?
-Вопрос в средствах, вооружении, танках и прочем – это вопрос номер три. Вопрос номер один – управление войсками. И для аэропорта, и для остального театра военных действий. Нормальное, централизованное управление войсками, налаженное взаимодействие между подразделениями.
-То есть сегодня нет согласованности в действиях?
-Согласованность есть. Но это проблема номер два. Проблема номер один – это какая-то понятная военная доктрина. Нет стратегии, нет тактики. Принимаются какие-то ситуативные решения. Эти решения идут вдогонку ситуации, это попытки что-то исправить.
Аэропорт не окружен. Нет никакой проблемы в том, чтобы укрепить территорию между аэропортом и Песками. Просто все должно начинаться с решений сверху.
-Достаточно ли сегодня средств личной защиты у бойцов?
-У нас были бронежилеты 4 класса. Правда, не армейские, а милицейские. Они защищают на 40-50% хуже, чем армейские. У армейских есть воротничок, наплечники, у него закрыты бока, у них есть "фартучек" впереди. Милицейские закрывают меньшую площадь. Но и это уже что-то.