Правоохранительные органы Украины предлагают сепаратистам амнистию
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
СБУ реализует программу по амнистии сторонников самопровозглашенных ДНР и ЛНР, добровольно отказавшихся от участия в незаконных вооруженных формированиях. DW узнавала детали.
Летом Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о старте программы по возвращению на контролируемую украинским правительством территорию тех граждан, которые решили добровольно отказаться от сотрудничества с самопровозглашенными ДНР и ЛНР. Активная фаза этого проекта началась 18 июля, отмечают в СБУ. Согласно планам украинских силовиков, принять участие в программе могут люди, которые не совершали тяжких преступлений и готовы сотрудничать с украинскими правоохранителями. Таких граждан по решению суда могут освобождать от уголовной ответственности, которая предусмотрена для участников террористических формирований.
Жизнь с чистого листа
"Главное условие - желание этих людей изменить свою судьбу. Очень важным является непосредственно обращение самого участника незаконного вооруженного формирования", - рассказал в интервью DW советник главы СБУ Юрий Тандит. Информацию о программе СБУ пытается распространить по разным каналам: от размещения бигбордов в зоне силовой операции и сообщений по телеканалам, которые можно принимать территориях, не контролируемых Киевом, до личных рассказов людей и постов в соцсетях.
Немалую роль в программе амнистии играют родственники тех, кто хочет вернуться на подконтрольную украинским властям территорию. В частности, именно родственники могут быть одним из каналов коммуникации между членом вооруженной группировки и украинскими правоохранителями. Информацию, которую участники программы предоставляют силовикам о сепаратистах, СБУ проверяет через открытые и закрытые источники и устанавливает достоверность данных. "И потом уже, используя профессиональные выводы, мы даем оценку и передаем информацию, в том числе в суды", - объясняет советник главы СБУ.
Он отмечает, что наибольшее значение имеет не полученная от участников программы информация о незаконных вооруженных формированиях или месте расположения воинских частей и участии российских офицеров. Основным, на его взгляд, является желание людей "начать жизнь по-новому, в рамках украинского государства". "Человек, который выходит на нашу территорию, которому оказывают помощь - он фактически находится определенное время под не только наблюдением, но и опекой украинских спецслужб. Это все делается ради его безопасности, чтобы этого человека не преследовали и даже не соблазняли с той стороны", - уверяет Тандит.
Возможные правовые сложности
Одним из условий участия в программе амнистии является несовершение бывшими сторонниками ДНР и ЛНР тяжких преступлений. Однако установить такие факты может быть непросто, ведь отдельные районы Донецкой и Луганской областей пока не контролируются украинским правительством. Тандит убеждает в том, что силовики якобы контролируют и эти территории. "Учитывая наши возможности, начиная от работы волонтерских групп, заканчивая, в том числе, международными организациями, мы можем понимать, что там происходит, и оттуда нам доносят максимально много объективной информации", - отметил советник председателя СБУ.
Более скептически настроен юрист Виталий Погосян, специализирующийся, в частности, на военном праве. "Провести эффективное расследование на территории, не подконтрольной Украине, невозможно. У нас даже невозможно провести эффективное расследование на близлежащих территориях, которые находятся в непосредственной близости к АТО", - отметил он.
По словам юриста, пока трудно прогнозировать, когда захваченные территории вернутся под контроль правительства и когда можно будет узнать у проживающих там людей, совершали ли какие-то преступления бывшие сторонники сепаратистов. "Даже если взять наш Уголовно-процессуальный кодекс, должны быть доказательства, добытые надлежащим образом. А как можно собрать доказательства в отношении человека, который находится на территории, скажем так, оккупированной?", - задается вопросом Погосян.
Первые амнистированные
Юрий Тандит надеется, что на предложение амнистии согласятся многие люди, находящиеся на службе у сепаратистов. "Это не десятки, это сотни и сотни людей. Фактически мы готовы всех людей оттуда забирать", - заявляет он. Впрочем, пока речь идет лишь о нескольких десятках амнистированных. Как отмечают в СБУ, в 2015 году на условиях программы около 60 человек были освобождены от уголовной ответственности.
В "Реестре судебных решений" действительно можно найти ряд постановлений, в которых описаны обстоятельства участия амнистированных в деятельности сепаратистов. Например, один из них летом 2014 был медиком-стрелком в подразделении "300 стрельцов ДНР" и охранял блокпост в Славянске. В конце февраля 2015 года он решил уехать из Донецка, прибыл в подконтрольный украинскому правительству Димитров и рассказал милиции о своем пребывании в ДНР.
Еще один амнистированный с лета 2014 по апрель 2015 был охранником Волновахской исправительной колонии № 120, которая осенью 2014-го перешла под контроль сепаратистов. Третий - уроженец Львовской области - при переходе границы был задержан одним из батальонов сепаратистов, стал участником их вооруженных формирований и охранял несколько объектов в Донецкой области.