УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Немецкий политолог: В успех оппозиции в России мало кто верит, но это ошибка

1,9 т.
Немецкий политолог: В успех оппозиции в России мало кто верит, но это ошибка

В политические перспективы объединяющихся в блок оппонентов Путина мало кто верит - что в России, что на Западе. Но шанс на успех у них есть, считает немецкий политолог.

Видео дня

В шансы оппозиции добиваться своих целей за годы правления Владимира Путина многие перестали верить, а зря, считает Юлиус фон Фрайтаг-Лорингхофен (Julius von Freytag-Loringhoven), глава московского бюро немецкого Фонда имени Фридриха Наумана (Friedrich-Naumann-Stiftung), близкого к либералам из Свободной демократической партии Германии. В интервью DW немецкий политолог рассказал, что ему импонирует в новой попытке оппонентов российского президента объединиться, а также какие подводные камни их ожидают. Отдельно он коснулся и возможного сотрудничества нового альянса с партией "Яблоко".

DW: Демократическая оппозиция в России объединяется. На Западе это событие остается мало замеченным. Значит ли это, что оппонентов Путина, по сути, списали со счетов?

Юлиус фон Фрайтаг-Лорингхофен: Я думаю, что реакция на Западе была не сильно иной, чем у большинства россиян. В последние 10 лет политическая власть последовательно концентрировалась в Кремле и у прокремлевских партий. Сближение оставшихся на плаву оппозиционных партий не воспринимается как что-то, имеющее шансы на успех. Особенно на фоне 80-процентных рейтингов поддержки нынешней политики российского руководства. Тут места для оппозиции как будто немного.

Думать так, естественно, ошибочно. И нынешнее объединение оппозиции - хороший тому пример. Потому что оппозиционеры поняли, что, если шансы на прохождение в Думу и тем более участие в работе правительства у них минимальные, то вот на региональном и муниципальном уровне они вполне могут добиться успехов. Так что неслучайно, что новый блок сделал ставку на сильных кандидатов в регионах. В последние годы, к удивлению многих, оппозиции удавалось нередко выигрывать там, хотя эти успехи не фиксируются радарами на Западе, их не замечают многие россияне и даже страдающие манией контролировать все люди в Кремле.

- В своем комментарии на немецком языке вы уже высказались на тему объединения российской оппозиции, поприветствовав это решение, но вместе с тем высказав скепсис по поводу жизнеспособности такого союза. Вы могли бы объяснить, откуда ваше скептическое отношение?

- Что касается предвыборного блока на предстоящих выборах (региональные выборы осенью 2015 года. - Ред.), то по отношению к нему я особого скепсиса как раз не испытываю. Но все его участники дали ясно понять, что никаких слияний не планируется: коалиция, но с сохранением всех отдельных партийных структур. Думаю, что их успех будет зависеть от того, смогут ли они договориться о создании единой программы. Это было одной из основных проблем координационного совета оппозиции в свое время: единственное, о чем они смогли договориться, было требование отставки Путина и проведение перевыборов.

Сегодняшний альянс, как мне кажется, может добиться больших содержательных компромиссов. По сути своей это объединение гражданских, консервативных, центристских, либеральных сил - он вполне может состояться как таковой. Как и в других странах, важно будет, сумеют ли отдельные лидеры преодолеть свои разногласия.

- "Яблоко", одна из старейших российских демократических партий, отказалась вступать в союз из-за разногласий с некогда членом партии Алексеем Навальным по поводу его националистических взглядов. Как вы считаете, примирение между ними возможно?

- Большой вопрос. Видно, что Навальный в последнее время избегает однозначной позиции по вопросу национальной политики. Уже два года он не участвует в "Русских маршах". В первый раз он заявил, что не может, во второй - что болен. То есть, он не отказывался и в целом от националистов не отмежевался, хотя и не старается искать с ними близости. У "Яблока" же исходная установка, которая стоит над личными раздорами: в их либеральной программе нет места националистам. В будущем их сближение я не считаю невозможным, но сейчас - маловероятным. Уже на прошлых выборах в регионах случалось так, что партии "Яблоко" и РПР-ПАРНАС поддерживали друг друга. На локальном уровне разногласия не столь велики. Согласование позиций не исключено и в будущем. Но сейчас же речь идет о том, чтобы выставлять единых кандидатов. Такое сближение между "Яблоком" и РПР-ПАРНАС я считаю маловероятным.

- Представим на минуту, что демократам во главе с Навальным удастся в России выиграть выборы и даже привести к власти своего президента. Многие россияне, наверное, в этом случае будут бояться, что поддерживаемый Навальным слоган "Хватит кормить Кавказ" быстро приведет к конфликту с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым и другими. Это может сулить конфликт похлеще украинского и обеих чеченских войн. Есть ли у демократов общий ответ на то, как такого конфликта избежать?

- По вопросу Кавказа Навальный вообще расходится со своими партнерами по коалиции. Никто из них не требует установления нового порядка сотрудничества с республиками Северного Кавказа. Но у них есть общая платформа, касающаяся безопасности в России в целом, - это либеральный подход к этой сфере: сокращение силового аппарата, уменьшение репрессивных мер, децентрализация, передача полномочий регионам. Это в целом придаст России больше стабильности.