В случае вторжения российская авиация будет бомбить и Киев, и Львов

В случае вторжения российская авиация будет бомбить и Киев, и Львов

В последние дни Украина замерла в ожидании полномасштабного военного вторжения России. Первая половина августа стала особо богатой на различные события – начиная от добровольно-принудительной российской "помощи" жителям Донбасса и заканчивая настоящей эпидемией отставок и новых назначений в руководстве террористических организаций ДНР и ЛНР. О том, решится ли Путин на открытую войну с Украиной, о причинах кадровых перестановок в среде террористов, а также о преимуществах и проблемах украинской армии "Обозреватель" поговорил с российским независимым военным экспертом Павлом Фельгенгауэром.

Павел Евгеньевич, сейчас в Украине возникает много вопросов к гуманитарному конвою, который направляется к нам. Настораживает и нежелание российской стороны растаможивать груз, и внезапное изменение маршрута следования колонны, да и количество транспортных единиц, входящих в нее – при том, что есть обоснованные основания считать, что количество груза, который в этих машинах перевозится, достаточно невелико. Какова, по вашему мнению, может быть истинная цель этого конвоя?

Не знаю. Но все мы это узнаем довольно скоро. Целей у Путина может быть много. Естественно, это может быть и желание доставить помощь, оказать моральную поддержку Новороссии. Может быть, получить казус белли (юридический термин времён римского права:формальный повод для объявления войны – ред.). А, может быть, и нет – может, Путин просто хочет отвлечь всей этой драматической историей общественное мнение. Так что возможностей много.

У нас есть царь – царь решает. Никто не знает точно, что решит царь

Вы говорите: скоро узнаем. Скоро – это когда?

Ну, в принципе, время совершенно уже здорово поджимает. Если в ближайшие две недели Россия не начнет операцию на Донбассе, то, значит, и не начнет. Потому что наступает осень, а осенью проводить там наступательные операции практически невозможно – когда начнутся дожди, передвигаться по размокшему чернозему будет очень сложно.

А что может повлиять на принятие решения о начале полноценной войны? Насколько вероятно такое вторжение?

Не знаю. У нас есть царь – царь решает. Никто не знает точно, что решит царь.

И все таки, возможно, есть прогнозы, насколько масштабной может быть эта военная операция?

Пока нету. Пока продолжается операция под прикрытием, такая война, когда Россия действует, но исподтишка как бы. А решиться на полномасштабное военное вмешательство очень сложно и опасно.

С другой стороны, Новороссия разваливается. Это совершенно очевидно. Хотя там и заменили людей. Вместо этого идиотского Стрелкова-Гиркина туда поставили профессионального военного, другого Стрелкова. Но, может быть, слишком поздно.

Что известно о преемнике Гиркина?

Мне – только то, что всем известно. Больше я о нем ничего не знаю. Насколько я могу судить, профессиональный военный, учился, кажется, в военной академии имени Фрунзе, имеет опыт командования в отличие от Гиркина. Не любитель. Он назначен на должность зама министра обороны ДНР, возглавляет их главный штаб.

( Для справки: ряд российских СМИ сегодня, 15 августа, ссылаясь на так называемую пресс-службу самопровозглашенной ДНР, опубликовали биографию нового "начальника Главного штаба армии ДНР" Николая Стрелкова. Он, если верить рупору террористов, родился на Луганщине, в городе Красный Луч в 1970 году. Закончил два ВУЗа Минобороны РФ, служил в российской армии, в том числе, и в горячих точках. Имеет звание полковника, а также, по традиции, сложившейся в самопровозглашенных народных республиках Донбасса, российское гражданство – ред.)

Для России решиться на полномасштабное военное вмешательство очень сложно и опасно

Там, собственно, был кошмар. Это и мои источники говорили среди российских военных. Повстанцы – типа ополченцы – вообще не способны были организовать общевойсковой наступательный бой. У украинцев тоже не бог весть как – но чуть лучше. Там с обеих сторон воюют какие-то любители, а со стороны ополченцев - и вовсе вооруженный сброд. Поэтому они терпят поражение и сейчас вообще находятся на грани полного краха.

А есть ли в рядах террористов профессиональные российские военные?

Профессиональных там, в общем-то, до сих пор особенно и не было. Судя по результатам их деятельности. Воевали люди с каким-то опытом военным, но хорошо дисциплинированных, сколоченных подразделений, соединений там просто не было. На основе тех, кто там воюет, нельзя построить общевойсковой наступательный бой. Получается, с Мариуполя, с начала июня, они только и делают, что отступают. Ну, огрызаются, контратакуют иногда. Но наступать они вообще оказались неспособны. И прежде всего – из-за отсутствия организации. Отсутствия профессионального руководства.

Хотя в украинских, особенно добровольческих, батальонах та же проблема. Высокий моральный дух и полная неготовность, причем, прежде всего, командного состава – этих комбатов, сотников, еще каких-то активистов, которые хорошо мотивированы, но абсолютно не представляют, что же такое война, как она ведется. А этому все-таки учиться надо – и не один год. Это по-хорошему. Но можно по-плохому – в ходе боев, неся человеческие потери.

Нашим бойцам пришлось учиться по-плохому, как Вы выразились. Насколько хорошо они усвоили урок, по Вашему мнению?

У украинцев есть некоторые преимущества. Хотя до сих пор там есть проблемы в организации между добровольцами с высокой мотивацией и военными регулярной армии, где есть офицеры и генералы, которые что-то в этом понимают, но у них мотивация меньше. И связь между теми и другими пока довольно хлипкая. Пока спаять единую вооруженную силу из добровольцев и старой регулярной армии не очень получилось. Но что-то таки получилось. Во всяком случае, достаточно, чтобы иметь некое преимущество – оно, может, и небольшое, но достаточно существенное, чтобы медленно, хоть и кроваво, но двигаться вперед. А этим повстанцам уже и отступать, в общем-то, некуда.

У украинской армии есть преимущество -небольшое, но достаточно существенное, чтобы медленно, хоть и кроваво, двигаться вперед

А вот эти отставки Болотова, Гиркина и так далее…

Они вызваны близящимся крахом Новороссии. Если не обращать внимания на пропаганду российских телеканалов, там вообще-то катастрофа происходит. Новороссия может в любой момент просто схлопнуться. Когда этот сброд весь просто побежит. Потому что умирать до последнего человека, естественно, никто не будет. Донецк, Луганск могут взять очень скоро. После этого большая часть побежит. Кто-то умрет, наверное, сражаясь. Но большая часть все-таки будет убегать.

Читайте: Западные журналисты заявили о вторжении в Украину колонны военной техники РФ

Так эти отставки - это попытка спасти "Новороссию"?

Естественно. Что же еще?

У нас ходят слухи о том, что Стрелкову грозит опасность и что его могут убить сотрудники российских спецслужб. Это может соответствовать истине?

Ну, я не знаю. И, честно говоря, это совершенно мне не интересно.

Новороссия может в любой момент просто схлопнуться. Когда этот сброд весь побежит, потому что умирать до последнего человека никто не будет

Если вернуться к возможности полноценного российского вторжения в Украину – какие регионы нашей страны окажутся под угрозой в первую очередь? Кроме Луганской и Донецкой областей?

Если будет такое вмешательство, то воздушная операция может быть – и, скорее всего, будет - на всю глубину, до Карпат. Наземная будет, конечно, ограничена. Но бомбить будут и Киев, и Львов. Не сами города, естественно, а военные объекты в районах этих городов. В первую очередь, аэродромы.

Читайте: МИД Литвы считает отзыв террористов лучшей гуманитарной помощью от РФ для Украины

Насколько Украина способна противостоять России, если последняя начнет вторжение?

Противостоять всегда можно. Если не противостоять, то ничего не будет. Будет как в Крыму. Конечно, в открытом сражении Украина победить Россию не может. Но сопротивляться может. Тем более что возможности, да и интереса занимать всю Украину все равно нету.

В чем видите главную проблему украинской армии?

Надо, чтобы достаточно профессионально подготовленные военные возглавляли украинские вооруженные силы.

Война обычно выявляет тех, кто что-то умеет делать и отсеивает тех, кто только трупы производит

Я в конце мая у Портникова в передаче участвовал – там был какой-то украинский генерал. Мы начали говорить о российской агрессии - и он мне заявил: мы вам перекроем границу. Я ему объяснил, что это, мягко говоря, самоубийственная идея: вводить войска, значительные силы на российско-украинскую границу, где они будут испытывать мощные удары российских вооруженных сил. Но они это сделали. И получили эти два котла. Просто они, видимо, думали, что Россия будет спокойно смотреть, как они отрезают Новороссию - и не будет оказывать ополченцам артиллерийскую поддержку. А ведь это было очевидно с самого начала. По крайней мере, мне это было очевидно – что это идиотское было военное решение.

Читайте: "Гуманитарный конвой" свернул с трассы и разбил лагерь в 35 км от украинской границы

Вот такие у вас генералы. С такими генералами много не навоюешь. Наверное, есть и лучше. Война обычно выявляет тех, кто что-то умеет делать и отсеивает тех, кто только трупы производит.

Учитывая позицию запада и сопротивление Украины, есть ли у Путина еще шансы безболезненно или относительно безболезненно выбраться из сложившейся ситуации?Видите ли Вы в последних событиях признаки того, что Путин готов отступиться от востока Украины – или он напротив готовится идти ва-банк?

Как я уже сказал, я не знаю путинских резонов. И насколько я знаю, его собственное ближайшее окружение тоже их не знает.