О раненых активистах Майдана упоминает власть, международные организации, правозащитники в каждом отчете о событиях в Киеве зимой 2014 года. Но реальную помощь оказывают все реже.
Если погибшие на Майдане в Киеве стали символом борьбы для Украины, а их семьям власть еще хоть как-то помогает, то те, кто тогда, во время протестов зимой 2014 года, получили увечья, сейчас остались один на один со своими проблемами. "Время идет. Сейчас на Украине уже война и новые герои. Мы остались в прошлом", - с горькой улыбкой, задумчиво говорит Николай Непомьящий, активист Майдана, который в феврале 2014-го получил контузию, вынося на носилках раненых протестующих из под снайперских пуль в составе медицинской бригады.
И сейчас он не оставляет раненых активистов Майдана, до сих пор помогает им. Для этого он даже стал внештатным консультантом комитета Верховной рады по делам ветеранов, участников боевых действий, АТО и людей с инвалидностью.
"Понимаете, большинству раненых на Майдане дали инвалидность общего заболевания и соответствующую пенсию в 900 гривен, это около 40 евро, и все. Выживай, лечись как хочешь. А многие из них теперь на колясках, на костылях или без глаз. Многие отчаялись", - говорит Николай Непомьящий.
Помощь раненым на Майдане
В последнем докладе международной консультативной группы Совета Европы отмечено, что в целом во время акций протеста в феврале 2014 года на Украине было ранено около тысячи активистов, 450 протестующих получили телесные повреждения, 183 участника акций протеста - огнестрельные ранения. Впрочем, пострадало гораздо больше людей, утверждает Непомьящий.
По его словам, в базе медицинской службы "Штаба национального сопротивления", который функционировал во время протестов на Майдане, содержались данные о 1500 раненых, хотя не все там регистрировались. "Тогда мы пытались выдавать хоть какое-то письменное подтверждение ранения. С ним сейчас пострадавшие могут получить денежную компенсацию. Но были такие, которые не обращались к медикам вообще или регистрировались в больницах под чужими именами, потому что боялись преследований", - говорит Непомьящий.
Денежная компенсация, о которой вспоминает волонтер - это единовременное пособие в размере 61 тысячи гривен, которое государство обязалось выплатить тяжелораненым майдановцам. Однако получить ее не так уж и легко - нужно пройти допрос следователя Генпрокуратуры, судебно-медицинскую экспертизу, собрать множество медицинских документов, нотариально заверить выписки из больниц, если активист лечился за границей, согласовать свои документы с МВД, министерством обороны и министерством соцполитики.
"Чтобы получить эти деньги активистам надо пройти эту страшную бюрократию, эти семь кругов ада. Например, судебно-медицинскую экспертизу проводят у нас по четыре месяца, хотя по закону на это отводится не более месяца. И это очень тормозит процесс компенсационных выплат", - рассказал DW Дмитрий Стригун, представитель общественной организации "Инициатива Е ", которая помогает пострадавшим на Майдане.
По их информации, такую помощь получили только 57 раненых активистов, а документы на ее получение подали около двухсот человек. "В этом году "Небесная сотня" пополнилась еще тремя нашими братьями, которые умерли от ранений на Майдане. Все они были в списке на выплаты денег, но их так и не получили", - констатирует координатор инициативной группы пострадавших на Майдане Павел Сидоренко.
Необходимый статус
Он указывает на то, что раненым майдановцам стали отказывать в стационарном лечении и реабилитации. "Сразу после Майдана наши ребята лечились в депутатской больнице Феофания. Сейчас обратились, чтобы снова пройти лечение, а им ответили, что "ранен на Майдане" - это не статус и оказали в предоставлении помощи в этом элитном медучреждении", - говорит Сидоренко, который тоже во время протестов на Майдане потерял левый глаз.
Он отмечает, что Верховная рада в феврале этого года приняла закон, который приравнивает раненых активистов Майдана к ветеранам войны, однако до сих пор закон не работает, поскольку правительственные структуры до сих пор не разработали механизм предоставления этого статуса пострадавшим активистам. "Документ где-то просто завис в Кабмине. А ведь это даст возможность нашим ребятам получать повышенные пенсии, иметь льготы на коммунальные услуги, получать бесплатно лекарства, проходить реабилитацию в лучших государственных клиниках", - констатирует Павел Сидоренко.
Игорь Чернецкий, сотник "Михайловской сотни Майдана", тоже ждет, чтобы его и его друзей приравняли к ветеранам войны. Он уверен, что это поможет им в жизни. Он рассказывает, что зимой 2014 получил пулевое ранение в ногу, а затем "титушки" железными прутьями раздробили ему бедренную кость. Он перенес несколько сложных операций на Украине и в Чехии, но до сих пор вынужден использовать костыли. При этом Игорь регулярно вместе с другими волонтерами помогает воинам украинской армии. "Мы вместе с ребятами организовали благотворительный фонд, движение "Михайловский". Собираем деньги, покупаем все, что нужно бойцам. Мы - это те же девушки и парни, которые стояли на Майдане. О нас забыли, но мы продолжаем делать свое дело", - говорит Игорь Чернецкий.