Полковник Мамчур: Россия просто зашла в дом и забрала чужое
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Во время штурма украинских воинских частей в Крыму командир 204 бригады тактической авиации Вооруженных сил Украины полковник Юлий Мамчур вместе с подчиненными вышел безоружным против "зеленых человечков", захвативших аэродром "Бельбек". В руках у военных был украинский флаг и боевое знамя бригады. Тогда удалось освободить часть захваченной территории базы. Произошло это 4 марта 2014 года.
Спустя год "Обозревателю" удалось встретиться с полковником - неподалеку от его теперешнего места работы, Верховной Рады. Теперь он народный депутат (БПП), заместитель председателя парламентского комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны.
- Как можно было бы избежать аннексии Крыма?
- О Крыме надо было лет 20 назад думать. Больше уделять полуострову внимания - как в политической, так и экономической сфере. Кроме того, надо было контролировать ту информацию, которая шла на российских каналах. Ведь эта почва подготавливалась не первый год, поэтому на всех крымских каналах шла гибридная война. Скажем, первый этап подготовки населения Крыма к оккупации начался задолго до 2014 года. Властям надо было за этим следить.
Читайте: В Крыму рейдеры захватили брошенные служебные квартиры украинских военных - Селезнев
- По какой причине так много украинских военных остались в Крыму?
- По той же причине. Вооруженным Силам Украины не уделялось должного внимания. Было постоянное недофинансирование, постоянные социальные проблемы. Я не оправдываю военнослужащих, перешедших на сторону России. Я с ними принципиально не общаюсь и считаю их предателями. Для них на тот момент были важнее материальные блага, чем верность присяге и украинскому народу.
- Никто из оставшихся в Крыму не просился обратно?
- Нет. На меня, во всяком случае, никто не выходил. Я повторюсь, я с ними принципиально не общаюсь.
- Если бы те, кто стоял под зданием Верховного Совета и Совмина Крыма 26 февраля, вечером не ушли оттуда, а остались, как бы развивались события?
- Если бы они не ушли, возможно, "зеленые человечки" не захватили бы эти здания.
Читайте:Экс-замкомбата керченских морпехов: за год я стал "бандеровцем"
- А если бы вам дали приказ стрелять, как бы развивалась ситуация?
- По-другому, так точно. Как именно, сложно прогнозировать. Одно хочу сказать – состояние Вооруженных Сил Украины было ужасающим, и противостояние тому количеству вооруженных людей, присутствующих тогда в Крыму и на границе с Украиной, было бы очень сложным. Мы бы там все погибли.
- Куда передислоцировали вашу бригаду?
- Она сейчас находится в Николаеве. Личный состав принимал участие в антитеррористической операции. Среди них есть один погибший – старший лейтенант Иван Банера. Он под Авдеевкой попал под артиллерийский обстрел.
Читайте: Спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев: "В Крыму было страшнее, чем в АТО"
- При каких обстоятельствах Крым мог бы вернуться в Украину?
- Крым обязательно вернется тогда, когда Украина станет экономически успешной. Надо понимать, что оставшиеся там люди не все за Россию. Надо бороться за ту часть населения, которая аполитична. Там остались также и проукраински настроенные люди, которые страдают за свои политические убеждения, за желание разговаривать на украинском языке. Надо бороться за людей. Этому поспособствует возобновление трансляции в Крыму украинских телеканалов, радиовещания. Сейчас к ним информация доходит однобоко. Они видят только худшее, что им показывает российское телевидение. Положительных вещей, которое делает украинское правительство для стабилизации ситуации в стране и для окончания противодействия на востоке Украины, - они не видят. Они только говорят: "Слава Богу, что нет войны". Это для них единственное оправдание того, что сейчас в Крыму происходит: ужасная экономическая ситуация, гонения по национальной принадлежности, там не дают человеку свободно излагать свое мнение. Если же ты еще и разговариваешь по-украински или ходишь с украинской атрибутикой, это чревато потерей жизни.
Бойцы воинской части № 4515 строем, с украинским флагом и боевым знаменем части, идут к аэродрому "Бельбек" - требовать, чтобы российские оккупанты пропустили их на захваченные позиции. Когда прозвучал первый выстрел в воздух, украинские военнослужащие, не сговариваясь, запели государственный гимн.
- Возможен ли силовой захват полуострова?
- Я бы не хотел говорить - "силовой". Есть два варианта: дипломатический и военный. Наше правительство декларирует мирное решение вопросов. Но Крым должен быть возвращен Украине, потому что это территория, которая давно нам принадлежала. Россия просто зашла в дом и забрала чужую вещь. Уверен, что Крым вернется. Возможно, у них будет больше прав, но вернется обязательно.
Читайте: Селезнев рассказал, как можно было бы избежать аннексии Крыма
- Вы и политика. Могли бы вы год назад предположить, что станете народным депутатом?
- Нет, - улыбается, - у меня были совсем другие планы на жизнь. Военные.
- Что еще у вас изменилось за этот год?
- Все изменилось. Произошло столько событий, что сложно перечислить. Смена места жительства и так далее. В одних людях я разочаровался, другие, наоборот, стали ближе.