Деканоидзе: полиция Украины - не только новые униформа и название
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В ноябре прошлого года вновь созданную Национальную полицию Украины возглавила 39-летняя Хатия Деканоидзе. В Грузии она была ректором Академии полиции, позднее - министром образования и науки, а в конце 2014 года переехала в Киев.
В интервью DW Деканоидзе рассказала о ходе, как она выразилась, "очищения и реформирования" украинской полиции и интеграции в ее состав добровольческих батальонов, действующих на востоке страны.
Читайте: Захватывает медиа: "форму" полиции с фото Кивы высмеяли в сети. Видеофакт
- Вы около полугода возглавляете Национальную полицию Украины. Что в вашем активе, кроме нового названия, новой униформы и новой патрульной службы вместо ГАИ?
- Переименования - это, конечно, не самое главное. В России тоже милицию просто переименовали в полицию. Ну и что? Мы же пошли трудным путем - путем очищения и кардинального реформирования. Милиция была самой коррумпированной системой не только в Советском Союзе, но и в постсоветской Украине.
Люди не доверяли милиции. Наша патрульная полиция, заменившая ГАИ, на 90 процентов состоит из новых людей, многие с высшим образованием. 26 процентов - женщины. И рейтинг сразу вырос. Уровень доверия к полиции, например, в Киеве повысился с 6-7 процентов до более чем 80 процентов. Люди понимают, что полиция работает на общество.
- Вы говорите об очищении и реформировании. Что конкретно вы делали?
- Первый этап очищения - переаттестация сотрудников милиции, пожелавших стать полицейскими. Они проходили тесты - и на общие навыки, и на профессиональные. А в аттестационных комиссиях были и представители общественности, которые оценивали человеческие качества кандидата, его честность и верность долгу.
Читайте: Система самоочищается: Деканоидзе отреагировала на попытку дать взятку ее заму
- Но какой кандидат утвердительно ответит на вопрос, берет ли он взятки?
- Во-первых, на специальной страничке в интернете мы собирали отзывы граждан о конкретных кандидатах. Украина - большая страна, но в своем городе, своем районе люди знали, чем занимались милиционеры, кто кого "крышевал". Во-вторых, кандидаты в полицейские проходили проверку на полиграфе, по результатам которой аттестационная комиссия решала, способен ли человек стать частью новой системы или нет, сможет ли изменить свою ментальность. Это крайне важно - осознавать, что полиция не только карает, но и служит людям. Мы прекрасно понимаем, что полицейский должен быть не только профессионалом, но и честным человеком. А еще его надо мотивировать.
- И как вы это делаете?
- Патрульным полицейским мы дали, например, нормальные зарплаты - 8000 гривен, посадили их на нормальные машины, одели в приличную форму, предоставили хорошую экипировку. Ситуация еще не идеальная, мы выходим только на 40 процентов необходимого технического оборудования. Но главное, что люди полиции доверяют.
Читайте: "Можно остаться без мужа": в Ивано-Франковске требуют запретить полицейских-геев
- Можете назвать процент милиционеров, пожелавших служить в Национальной полиции, но не прошедших тест на детекторе лжи?
- Мы еще не во всех областях закончили переаттестацию. Но могу сказать, что из руководящего состава милиции 80 процентов были уволены. Эти люди не смогли доказать свой профессионализм, а самое главное - честность. Отсев среди рядового состава - от 13 до 20 процентов. Кроме того, создан департамент внутренней безопасности. Он напрямую подчиняется лично мне и делает очень много для выявления коррупционеров в нашей системе.
- И уже выявил кого-то?
- Несколько дней назад департамент внутренней безопасности вместе с прокуратурой арестовал генерала - начальника полиции одной из областей, который, чтобы пройти аттестацию, пытался дать взятку одному из моих заместителей.
Читайте: Деканоидзе рассказала, почему скандальный Шевцов возглавлял винницкую полицию
- Злые языки утверждают, что ваша реформа свелась к сокращению вдвое штатов полиции при сохранении фонда заработной платы. А в результате - мало стражей порядка на улицах и соответственно рост преступности…
- Статистика правонарушений и в самом деле выросла. Но впервые в истории Украины полиция стала регистрировать абсолютно все случаи. Ни одно дело не откладывается в сторону, как это было раньше. Число же телефонных обращений на номер 102 выросло в 6-8 раз!
- То есть вы хотите сказать, что увеличилось число обращений в полицию, но не правонарушений?
- Была у нас в Киеве проблема с угонами машин. Но нам удалось ликвидировать 11 преступных групп, и угонов машин стало намного меньше. Удалось раскрыть также много убийств. Тяжких преступлений вообще становится меньше. Есть, однако, проблема имущественных краж, что связано с ухудшением социально-экономической ситуации в стране.
Читайте: "Помилование" за деньги: на Тернопольщине подполковник полиции погорел на взятке
- Вопрос о добровольческих батальонах, которые фактически стали параллельными силовыми структурами. Вы собираетесь их разоружать?
- Добровольческие батальоны сыграли очень важную роль в истории Украины. Сейчас они - часть Национальной полиции, исполняющие в переходный период полицейские функции, прежде всего в зоне АТО. Со временем часть этих батальонов, их бойцы - также после переаттестации - войдут в состав нового украинского спецназа, в частности, штурмовых команд, по защите свидетелей, а также групп быстрого реагирования для помощи патрульным полицейским.
- Хочу затронуть еще одну тему, не связанную с полицией. В Грузии вы были министром образования, а затем и в Украине занимались повышением квалификации политических руководителей. Есть ли сейчас в Киеве деятели (можете не называть имен), которые отвечают вашим представлениям о новом поколении политических лидеров?
- Украина - замечательная страна с высокообразованным, причем не только по советским меркам, населением. У нас есть не только политики, которые соответствуют вызовам ХХI века, но и много молодых образованных людей, хорошо понимающих, что нужно этому государству. У нас был Майдан, люди там стояли и погибали за свободу, за ценности. Для меня идеальный политик - это человек ценностей, человек, понимающий идеалы свободы, умеющий увидеть развитие страны в целом. Такие люди есть не только в политике, но и у нас в полиции.