УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кризис с беженцами: помогут ли транзитные зоны на границе?

1,9 т.
Кризис с беженцами: помогут ли транзитные зоны на границе?

Некоторые политики предлагают создать транзитные зоны на границе, оперативно рассматривать заявления и выдворять беженцев из страны, если нет оснований для предоставления убежища.

Видео дня

В Германии по-прежнему радушно принимают беженцев, регистрируют, распределяют по федеральным землям, обеспечивают ночлегом, питанием, оказывают, если необходимо, медицинскую помощь. Учитывая, однако, стремительный рост числа ищущих убежище, немецкие административные структуры и десятки тысяч добровольцев оказались на грани своих возможностей. Не хватает ни общежитий, ни раскладушек, ни персонала.

Цифры говорят сами за себя. В сентябре был снова установлен абсолютный рекорд для одного месяца: более 43 тысяч соискателей убежища в Германии. Общее же число беженцев, прибывших в страну в этом месяце, в несколько раз выше - 164 тысячи. Просто большинство еще не успело подать соответствующее заявление.

Беженцы бывают разные

Проблема приема и размещения беженцев была бы для властей ФРГ куда менее острой, если бы убежище здесь просили только те, кто и в самом деле подвергается на родине политическим репрессиям или спасает свою жизнь, которой угрожают, например, военные действия. Но в общем потоке прибывающих в Германию много выходцев из так называемых безопасных стран, где им не грозят, как, например, в Сирии, ни политические преследования, ни бомбы.

Так, на первом месте по числу соискателей убежища в Германии в сентябре были, правда, сирийцы, но уже на втором - албанцы, на пятом и шестом - сербы и македонцы, на девятом - косовары. При этом у выходцев из балканских стран практически нет шансов остаться в ФРГ.

На этом фоне премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер (Horst Seehofer), властям которой приходится принимать и перераспределять львиную долю беженцев, прибывающих в Германию по балканскому маршруту через Австрию, предложил создать на границе так называемые транзитные зоны. Идею поддержал и консервативный министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere).

В таких зонах, указывают они, можно было бы идентифицировать явно экономических беженцев из безопасных стран, не имеющих оснований на получение убежища, отсеивать лиц с фальшивыми документами или вовсе без таковых, оперативно - в течение пары дней - принимать решение по их заявлениям, а затем отправлять восвояси. То есть, предлагается использовать примерно ту же практику, что применяется в немецких аэропортах.

Опыт аэропорта для сухопутной границы?

В аэропорту во Франкфурте-на-Майне такая экстерриториальная зона есть. В нее пограничники отправляют соискателей убежища без документов, с фальшивыми паспортами или прилетевших из безопасных стран.

В течение всего двух дней сотрудники Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF) принимают решения по их заявлениям. Такая оперативность допустима только в том случае, если человек юридически еще не пересек границу ФРГ. Если решение отрицательное, то заявителю грозит высылка из страны. Такая участь в прошлом году постигла 56 из 643 авиапассажиров во франкфуртском аэропорту, пожелавших получить убежище в Германии.

"Отказники" имеют право обжаловать решение BAMF, подав в течение трех суток с помощью адвоката апелляцию в административный суд. Если ожидание судебного решения длится более двух недель, то пограничники обязаны впустить такого человека на территорию Германии, а его заявление начинает рассматриваться в обычном, а не в срочном порядке.

В транзитной зоне аэропорта для ожидающих решения своей участи беженцев есть отдельное строение, рассчитанное на 100 человек. На территории, обнесенной забором, имеется небольшая футбольная площадка, а внутри здания - спорткомплекс, кинотеатр, кухни, молельные комнаты.

У Германии нет границ

Но граница Германии с Австрией, как, впрочем, и со всеми другими соседними странами - не аэропорт. Здесь речь идет не о десятках или сотнях беженцев в год, а о десятках тысяч в месяц. Значит, такая транзитная зона на границе, подсчитали эксперты, должна вмещать порядка 50 тысяч человек одновременно. К тому же пограничный контроль, введенный в середине сентября и теперь продленный до ноября, осуществляется только на автомобильных, причем, не всех, а также на железнодорожных трассах.

В остальном границы как таковой, то есть, в привычном понимании многих - с распаханной полосой, датчиками, овчарками и прожекторами - у Германии вообще нет. И здесь даже не помышляют о том, чтобы - как это сделала Венгрия - обнести внешние рубежи неприступным забором с колючей проволокой.

Следовательно, беженцы, узнав о перспективе оказаться на границе с Германией в транзитной зоне, просто будут пересекать ее не в поезде или по шоссе, а чуть в стороне. На это обстоятельство указывают оппоненты баварских властей и министра внутренних дел.

Что думает канцлер?

Их предложение "нереализуемо на практике", убежден, например, министр юстиции ФРГ Хайко Маас, представляющий Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). Он высказался против таких, по его выражению, "массовых загонов на ничейной территории". Министр внутренних дел федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Ральф Йегер (Ralf Jager) также заявил, что "людей, спасающих свою жизнь, не остановят ни транзитные зоны, ни заборы, ни границы".

Немецкие правозащитники в свою очередь не исключают волюнтаризма при принятии решений, указывают на трудность обеспечения юридической защиты беженцев в таких зонах, для чего требуются услуги профильных адвокатов. Ну, а что думает об этом канцлер ФРГ?

Ангела Меркель (Angela Merkel), которую многие в ее собственной консервативной партии критикуют за проявленное якобы чрезмерное гостеприимство по отношению к беженцам, высказалась, скорее, скептически. Она заявила, что практикой транзитных зон "невозможно охватить тысячи и десятки тысяч беженцев". Это, по ее словам, "не универсальное средство". Но в отдельных случаях, считает канцлер, такая практика допустима, в частности, когда речь идет о человеке, специально "потерявшем" свой паспорт и скрывающем свое происхождение.