УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Новая почта" VS волонтеры. Службу доставки заподозрили в сборе данных об "ангелах передовой" и бойцах АТО

'Новая почта' VS волонтеры. Службу доставки заподозрили в сборе данных об 'ангелах передовой' и бойцах АТО

Скандальная информация, в случае ее подтверждения, может иметь далеко идущие последствия.

Харьковский волонтер Роман Доник выложил на своей странице в Facebook скриншот письма, полученного им с адреса социальной инициативы НП "Гуманитарная почта Украины". В e-mail речь идет о том, что служба доставки решила изменить условия сотрудничества с волонтерами, в рамках которого компания пересылала грузы для помощи бойцам АТО и жителям Донбасса бесплатно. В подробностях конфликта разбирался "Обозреватель".

Роман Доник написал, что с момента старта инициативы "Гуманитарная почта Украины" она претерпела ряд изменений. Начиналось все с того, что НП попросила всех волонтеров, которые планировали сотрудничать с компанией, предоставить доказательства, подтверждающие, что они действительно занимаются волонтерской деятельностью. Собранную информацию в течение месяца проверяла служба безопасности компании. Когда проверки были завершены – началось сотрудничество.

Через некоторое время в компании начали просить детальное описание груза.

"Раньше было достаточно указать, что пересылаются вещи или лекарства. Теперь надо было детализировать. И указывать, куда это все предназначалось. Мы отказывались это делать, говорили, к примеру, что все пойдет в район донецкого аэропорта. Без детализации. Потом им понадобилась информация, для какой части, госпиталя, больницы предназначена посылка. Но смотрите – если мы напишем, что отсылаем, например, такое-то количество берц – с помощью такой информации, по косвенным признакам, группа аналитиков может сложить определенную картинку. Особенно, если не составляет труда узнать, какие волонтеры и какие части опекают", - рассказал "Обозревателю" Доник.

А узнать это, между прочим, проще простого. Своих "подшефных" волонтеры зачастую указывают и на страницах в соцсетях - в том числе и для отчета тем, кто финансово помогает бойцам. Также перечень волонтеров со всевозможной информацией (вплоть до номеров телефонов) есть в свободном доступе на сайте "Новой почты".

Последнее письмо волонтеру от "Новой почты"

Но вернемся к упомянутому посту. Последнее требование "Новой почты" - кроме детального описания груза и информации о том, куда он идет и кому предназначен, - указывать номер экспресс-накладной (что означает автоматический доступ к личной конфиденциальной информации отправителя).

"Они начали требовать, чтобы указывали всю цепочку. Идет сбор личных данных, который вообще запрещен, по большому счету. У них есть данные человека, который отправляет груз. Привязывать транспортную накладную к промо-коду и указывать, куда это идет – значит, формировать цепочку. И у меня нет уверенности, что завтра они все это не передадут сепаратистам, и людей не начнут убивать", - говорит Доник.

А ведь действительно, страшно представить, что попади данные об отправителях, получателях посылок, конечном пункте назначения и воинской части, для которой предназначена передача, а также детальный перечень пересылаемых вещей, не в те руки – и на основании этой информации можно получить определенное представление о количестве и расположении украинских бойцов в зоне АТО. Также противнику будут понятны "болевые точки".

Читайте: Из Донбасса не выпускают жителей на подконтрольную Украине территорию: волонтер намерен подать иск в суд

Впрочем, волонтер признается, что он далек от того, чтобы обвинять "Новую почту" в умышленном сборе данных с целью передачи их кому-либо. Донику больше импонирует другое объяснение подобных "ноу-хау": таким образом в "Новой почте" решили потихоньку свернуть программу. В то же время Роман не исключает риск того, что данные попадут в руки врага.

"Я знаю, что услугами "Новой почты" пользовался Гиркин, чтобы выехать из Крыма – они выезжали на машинах "Новой почты". Я знаю, что "Новую почту" в Крыму переименовали в "Быструю почту". Я знаю, что наши посылки вместо Изюма попадали в Славянск, к боевикам. Бронежилеты, которые мы отправляли в самом начале, когда они были на вес золота, совершенно "случайно" попали в руки террористов. Вот это я знаю. И если бы они не включили эту программу лояльности - их офисы просто бы взорвали к чертовой матери", - вспоминает Доник.

Одно из первых полученных Романом писем с уведомлением о нововведениях в условиях сотрудничества с "Новой почтой"

Согласно все тому же письму, для волонтеров в прифронтовых городах, после того, как по промо-коду стало можно только отправлять, но не получать грузы, гуманитарная миссия "Новой почты" практически потеряла смысл. Ведь на передовую помощь такие активисты возят сами, а курьерская служба нужна им, по большому счету, для того, чтобы получать посылки от украинцев, которые хотят помочь бойцам не деньгами, а продуктами и вещами (из списков потребностей). Теперь же, по факту, эта возможность в рамках "Гуманитарной почты Украины" закрыта, считает волонтер.

Мы обратились к "Новой почте" с просьбой объяснить сложившуюся ситуацию. Интересовало "Обозреватель", прежде всего, зачем компании понадобилась столь подробная информация и какими законодательными нормами предусмотрено право собирать такие данные.

Ответили нам оперативно. Утверждения Доника по поводу сбора данных там называют голословными, а свои действия по сбору дополнительных данных – вполне законными. Впрочем, уже само начало письма нас неприятно удивило. Представители компании не побрезговали показать пример голословных обвинений.

Чуть позже мы получили и обещанный ответ от Ильи Стрельникова.

Куратор проекта "Гуманитарная почта Украины" утверждает, что и экспресс-номера накладных и детальная опись содержимого посылок выгодна прежде всего волонтерам – и что это сделано для их же удобства. Номер экспресс-накладной, по словам Стрельникова, нужен для того, чтобы оперативно пересылать грузы, а детальная опись пригодится в случае, если посылка будет повреждена и встанет вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Читайте: Волонтер Касьянов рассказал, как командование АТО занижает потери украинской армии

Мы обратились к нескольким волонтерам из разных городов Украины с просьбой рассказать, приходилось ли им сталкиваться с подобными требованиями "почтовиков". Вот что мы услышали в ответ:

Диана Макарова, Киев:

- Мы с таким не сталкивались. У нас спрашивают, что пересылается - мы отвечаем, что экипировка, и этого достаточно. Думаю, те проблемы, которые описал Доник, возникают на месте. Это зависит, наверное, от конкретного отделения. Где-то относятся нормально, а где-то перестраховываются, ведь высока вероятность теракта. Возможно, таких недоразумений очень много где-то на периферии. Мы пользуемся услугами 1 отделения киевской НП - и тут все ок. До этого мы пользовались услугами 79 отделения киевского – там так же было все в порядке. Думаю, это местная харьковская перестраховка. Но безусловно, с этим надо что-то делать и обращать внимание на такие перестраховки – нужны они или нет. И в каких объемах.

Леонид Краснопольский, Днепропетровск:

- У меня никто ничего подобного не требовал. Я от вас впервые слышу. При этом, если у вас есть знакомые в "Новой почте" - спросите их, сколько у меня отправок в неделю. Будете удивлены: их очень много. И принимаются товары, и отправляются. Сейчас, в связи с тем, что бензин подорожал, мы сами ездить не можем – все отправляем "Новой почтой".

Читайте: Волонтеры собирают деньги на "главный тепловизор этой войны"

Валентин Бурый, Запорожье:

- Похоже что Харьковская область таким образом выкручивает руки. У нас я о таких проблемах не слышал. Хотя от нас требуют указывать, что везется, куда везется. Наверное, потому, что некоторые злоупотребляют и отправляют что-то "левое", зарабатывая на этом деньги.

Если же у кого-то, как у Романа, требуют детально расписывать перечисленную в посте информацию – делать этого нельзя. Это бред. К примеру, мы пересылаем колеса в 72-ю бригаду в Волноваху. Все знают, что там стоит эта бригада и что туда можно что-то везти. Но никто не будет писать, что это колеса на 5 единиц техники. Все, у кого есть мозги, понимают, что определенную информацию нельзя разглашать.

Я точно знаю, что в отделениях НП среди сотрудников попадаются и люди с антиукраинскими взглядами. И теоретически, они могут заполучить все эти данные. Тем не менее, мне кажется, что это либо небольшая паника, либо просто у Доника возникли проблемы локального характера".

Читайте: Смерть молодого волонтера целиком на совести Геращенко

Впрочем, с версией о "проблемах локального характера" выходит небольшая накладка: новые требования Роман Доник услышал не в харьковском отделении "Новой почты" - они были перечислены в письме, присланном на его почту с ящика, на который волонтерам предлагалось писать, чтобы заказать промо-коды. Через два дня после публикации последнего поста, посвященного "Новой почте", Доник пришел к выводу: такие письма приходят не всем, а лишь волонтерам, которые лично ездят на передовую.

"Многие молчат. Сейчас очень мало отзывов – я подозреваю, что волонтеры заполняли все-таки эти все бумажечки. Давали ту информацию, которую у них требовали. Такое ощущение складывается. Потому что все слишком тихо. Хотя обычно волонтеры начинают возмущаться первыми", - констатирует Роман. Он подчеркивает: в его распоряжении есть масса писем от "Новой почты", подтверждающих его обвинения. Пока он выложил только два – одно из первых и последнее. Но в случае необходимости готов предоставить и остальные.

"Обозреватель" обращается к волонтерам, которым есть что сказать по поводу этой истории, с просьбой связаться с редакцией. Безопасность наших бойцов - прежде всего.