УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как Александр Литвиненко помог испанской полиции

3,0 т.
Как Александр Литвиненко помог испанской полиции

В связи с судебными слушаниями в Лондоне по делу о смерти Александра Литвиненко в Испании вспоминают, что он помог в борьбе с русской мафией в этой стране. Подробности - у DW.

Видео дня

За три месяца до своей кончины, 1 июля 2006 года, бывший сотрудник ФСБ встречался с офицерами испанской полиции в одной из гостиниц Лондона. На встрече присутствовал также представитель спецслужб Великобритании. Как утверждает мадридская газета АВС, общение состоялось по инициативе самого Александра Литвиненко, который, потеряв финансовую поддержку олигарха Бориса Березовского, пытался наладить сотрудничество с полицией европейских государств. В ходе беседы он рассказал о проживающих в Испании представителях так называемой русской мафии и их связях с российскими политиками. Литвиненко согласился также дать показания официально - в Национальной судебной палате Испании.

Чем привлекла Литвиненко Испания

Россиянин принял решение вступить в контакт с испанскими спецслужбами после того, как летом 2005 года здесь началась крупномасштабная полицейская операция "Оса", рассказал DW мадридский журналист Пабло Муньос, автор ряда статей об этой операции. Она продолжалась несколько лет и касалась исключительно русской мафии. Только на первом этапе операции было арестовано 28 человек.

По словам Муньоса, они обвинялись в том, что создали на территории Испании сеть финансовых компаний и ресторанов с целью отмывания денег, полученных на территории бывшего СССР от игорного бизнеса, вымогательства и похищения людей.

Масштабы операции, в ходе которой был наложен арест на принадлежавшие задержанным 800 банковских счетов, три десятка особняков и 42 автомобиля класса "люкс", получили отклик во всем мире. А Испания превратилась, по мнению журналиста, в главного борца с обосновавшейся за пределами своей страны российской организованной преступностью. "Это, возможно, и повлияло на решение Литвиненко сотрудничать с нашей страной", - считает Пабло Муньос. Особенно задержание в ОАЭ в мае 2006 года по требованию Испании вора в законе Захара Калашова по прозвищу "Шакро Молодой", который был хорошо известен Литвиненко.

Совещание в Лондоне

В ходе совещания в Лондоне, по свидетельству Муньоса, который ссылается на источники в испанском МВД, Литвиненко дал ценные показания на Калашова. Последний проживал в Испании, оформив фиктивный брат. В 2009 году Калашов предстал перед судом. Его приговорили к 7,5 годам лишения свободы (позже срок был увеличен до 9 лет), "в частности благодаря данным, полученным от Литвиненко", пояснил Пабло Муньос.

В прошлом году Калашов отбыл срок и был после освобождения депортирован в Россию. Впрочем, по данным испанского журналиста, основная информация, переданная Литвиненко полиции, "касалась деятелей двух питерских преступных группировок - тамбовской и малышевской".

К началу прошлого десятилетия они обосновались в Испании. "В своих показаниях Литвиненко делал акцент на связях мафии с известными российскими политиками, руководителями правоохранительных органов и даже президентом Владимиром Путиным, во время деятельности последнего в Санкт-Петербурге в 90-е годы прошлого столетия", - утверждает журналист Пабло Муньос.

Операция "Тройка"

Этот политический аспект контактов с Литвиненко представитель испанской полиции Хосе Мария Суарес комментировать отказался. Тем не менее в беседе с DW он утверждал, что именно ориентировка Литвиненко положила начало очередной операции, известной под кодовым названием "Тройка", против русской мафии. Слежка за подозреваемыми продолжалась два года, а в 2008 году были произведены аресты. За решеткой, среди прочих, оказались известные деятели криминального мира - представитель тамбовской ОПГ Геннадий Петров, лидер "малышевских" Александр Малышев и вор в законе Виталий Изгилов.

Арестованные россияне были обвинены в отмывании капиталов, членстве в преступном сообществе, неуплате налогов и подделке документов. Петрову принадлежала на острове Мальорка четырехэтажная вилла, яхта, коллекция лимузинов, банковские счета на общую сумму в 14 миллионов, гостиница за 15 миллионов и так далее.

Прослушка телефонных разговоров Петрова и его подельников выявила, что "он действительно поддерживал связи с некоторыми деятелями российского истэблишмента, в том числе представителями силовых структур", констатировал полицейский Суарес.

Мафия оказалась неподсудной

Что касается Малышева, то он в начале 90-х руководил одной из питерских группировок, в состав которой входило не менее 2 тысяч человек. В материалах операции "Тройка" фигурировало и имя депутата Госдумы, питерского предпринимателя Владислава Резника.

По данным следствия, он приобрел у Петрова виллу и поддерживал с ним "некие деловые отношения". Но попытка испанских следователей изучить этот вопрос, для чего они отправились в Россию на встречу с Резником, никаких результатов не принесла. Резник, по оценке Хосе Мария Суареса, "со следствием не сотрудничал".

Впрочем, и вся операция "Тройка", в отличие от "Осы", "окончилась безрезультатно", признался полицейский. После полутора лет, проведенных в тюрьме, все подозреваемые были отпущены на свободу из-за недостатка улик. Суда над ними так и не состоялось. Ну а, к примеру, Петров отпросился в 2010 году у следователей в Россию (якобы с целью навестить больную тещу) и больше в Испанию не возвращался. Суарес уверен, что если бы "Литвиненко остался жив и дал показания, как он обещал, в суде, то дело бы не зашло в тупик". Ведь, по словам Суареса, "от официальной российской стороны испанские следователи реальной помощи не получили".