УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Свидетель начинает и... обвиняет

Свидетель начинает и... обвиняет

Допрос бывшего советника экс-премьера Лазаренко - Петра Кириченко - переносился дважды. Однако то, что третий блин не будет комом, стало ясно еще на подъезде к зданию Высшего админсуда. Сказать, что милиции там собралось много – ничего не сказать. Пожалуй, эта команда без особых усилий оперативно расчистила бы киевские улицы, которые еще совсем недавно утопали в метровых снежных сугробах...

"Почему это вас сегодня так много?", - задаю банальный вопрос (в ответе на который, естественно не нуждаюсь) одному из правоохранителей на первом пропускном кордоне. Не вглядываясь особо в мои документы, он важно отвечает: "Ваших не меньше".

"Наших" на самом деле было на порядок меньше. За полчаса до старта судебного заседания, у входа в здание Высшего админсуда собралось не более двух десятков журналистов.

"Вас еще не пускают?", - на ходу спрашивает журналистов Сергей Власенко. Он материализовался буквально за 15 минут до начала судебного заседания. Несколькими минутами позже к зданию Высшего админсуда подошел и бывший предводитель фракции "Батьківщина", а ныне – рядовой (де-юре, во всяком случае) нардеп Андрей Кожемякин.

Больше никто из депутатов-оппозиционеров в суд так и не пришел. Хотя на предыдущих, "холостых" заседаниях, в ходе которых должен был быть допрошен Кириченко, парламентариев было больше. Тогда в частности отметились Александра Кужель, Леся Оробец, Людмила Денисова и многие другие.

Отвести нельзя, оставить

Допрос главного свидетеля стороны обвинения начался с перепалки, возникшей между судьей Оксаной Царевич и защитником экс-премьера Сергеем Власенко.

Последний, обращаясь к следственному судье, заявил, что она нарушила процедуру ведения процесса, не спросив у его участников, можно ли проводить судебное заседание в отсутствие подозреваемой. Г-жа Царевич, подчеркнув, что суд уже принял решение о проведении заседания, на высоких тонах добавила: "Сядьте и прекратите перебивать действия суда!".

Власенко в свою очередь сделал контрольный выстрел, заявив отвод судье: "Я считаю, что вы не являетесь незаангажированным судьей. Вы просто человек, почему-то надевший на себя мантию".

Однако суд отвод отклонил. Сразу. Безо всякого перерыва. При этом судья Оксана Царевич обратилась к защитнику Юлии Тимошенко: "Если вы хотите вне этого зала спросить меня, почему я считаю себя судьей…". Сергей Власенко, не дослушав, воскликнул: "Боже упаси!". "Высокие отношения", что тут сказать…

Тем временем свидетель Кириченко с плазменного монитора внимательно наблюдал за тем, как судья и защитник выясняли, кто прав, а кто виноват. Его допрос проходил в рамках видеоконференции и экс-советник Лазаренко, пребывающий в Сан-Франциско, был этому нескрываемо рад. Еще бы! Как ни крути, а расстояние – отличная позиция: вроде бы ты и в игре, а достать (в прямом и переносном смысле) не может никто.

Разминка перед боем

В начале допроса следственный судья Оксана Царевич задала г-ну Кириченко вопрос, знаком ли он с Юлией Тимошенко, на что тот сказал: "Да, знаком, но за последние 15 лет я ее не видел и никаких отношений у меня с ней нет".

Также Петр Кириченко заверил присутствующих, что у него нет оснований для дачи неправдивых показаний в отношении ЮВТ. На что Сергей Власенко заявил: "Покажите нам всю комнату, где сейчас пребывает свидетель. Покажите, кто там стоит! Мало ли, может быть, там на него кто-то револьвер направил. Напряженный он какой-то…".

Петр Кириченко действительно заметно нервничал. То он по поводу и без оного теребил волосы, а то одергивал застегнутый на все пуговицы серый пиджак. "Расслабьтесь, Петр Николаевич, расслабьтесь…", - откровенно издевательским тоном обратился к свидетелю обвинения Сергей Власенко.

Впрочем, совсем скоро мяч оказался на поле Петра Кириченко. И он момент не упустил – отыгрался по полной программе.

Прежде всего, Кириченко объяснил, что согласился давать свидетельские показания после того, как узнал, что Тимошенко ведет переговоры с Лазаренко с тем, чтобы сделать его виновным в убийстве Щербаня.

При этом господин Кириченко назвал Тимошенко "женщиной облегченного поведения". Именно так. Не легкого, а облегченного... Многие присутствующие в зале судебных заседаний не удержались - захохотали. Хотя, как разумно отметил позже представитель Руслана Щербаня – сына нардепа, в заказном убийстве которого и обвиняют Тимошенко, поводов для смеха мало, ведь речь идет о хладнокровном убийстве человека.

К слову, самого Руслана Щербаня в зале суда не было. Сын покойного нардепа в день, когда состоялись жаркие судебные перипетии, был в командировке.

История "болезни"

Петр Кириченко рассказал, как и почему лично познакомил Павла Лазаренко с Александром Мильченко (криминальный авторитет по прозвищу "Матрос" - Авт.). Именно он и является исполнителем в деле Щербаня.

"Лазаренко сказал мне, что над Тимошенко нависла смертельная угроза со стороны донецких, и спросил, нет ли у меня знакомого человека, способного решить эту проблему. Я знал Мильченко где-то с 82-го. Познакомились в ресторане – он защитил меня в драке. Я привез его на дачу к Лазаренко в Пуща-Водицу, где они очень долго ходили по территории и о чем-то говорили. Затем Лазаренко сказал, что надо будет заплатить Матросу $3 млн. Я посчитал, что это деньги за безопасность Тимошенко", - рассказал Петр Кириченко.

Смотрите: Фоторепортаж с судебного заседания

Некогда ближайший помощник премьера Лазаренко также заявил, что первую часть суммы, а именно $500 тыс., Павел Иванович дал ему лично в руки. "Он достал из сейфа полмиллиона, положил деньги в саквояж и сказал передать их Мильченко, что я и сделал сразу по приезду в Днепропетровск. Деньги Матросу я отдал возле своего дома, расположенного на улице Гагарина, 84 а",- поделился деталями ключевой свидетель обвинения.

Однако "приблизительно через полгода", по словам Кириченко, к нему позвонил "Матрос" и потребовал выплатить оставшуюся сумму. Мильченко также сказал, что обращается непосредственно к Кириченко потому, что ни Лазаренко, ни Тимошенко не отвечают на его звонки.

"Я как-то случайно встретил Тимошенко, кажется, в "Национальном". Рассказал про звонки Мильченко. Она в ответ заявила, мол, Щербаня мог убить кто угодно, а Мильченко на этом хочет просто заработать", - утверждает Кириченко.

А Лазаренко, по словам свидетеля, на вопрос о долге перед Мильченко, ответил лаконично: "Не переживай, Юля заплатит". Кириченко также уточнил, что в ходе дальнейшего общения с Матросом он узнал, что деньги, которые тот "выбивал", ему должны именно за убийство нардепа Щербаня.

Во время, когда разворачивались все эти события, по свидетельству г-на Кириченко, между Лазаренко и Тимошенко "завязались очень близкие интимные отношения". "Он делал все, что она хотела. Она имела огромное влияние на него. Фактически она им управляла", - утверждает бывший помощник опального премьера Лазаренко.

На прямой вопрос обвинения, кто является заказчиком убийства нардепа Евгения Щербаня, Петр Кириченко, не задумываясь, ответил: "Тимошенко и Лазаренко".

Лучшая защита – нападение

После того, как все интересующие вопросы задали представители стороны обвинения, с Петром Кириченко в режиме "вопрос-ответ" от имени защиты общался Сергей Власенко. И если на вопросы представителей прокуратуры заокеанский свидетель отвечал пространно, то диалог с Власенко сводился либо к "Да", либо к "Нет".

Сергей Власенко, прежде всего, поинтересовался у Петра Кириченко, есть ли у него фото – видео или документальные доказательства того, что между ним и Лазаренко состоялся диалог, в ходе которого последний рассказал о том, что над Тимошенко нависла смертельная угроза со стороны представителей Донецкого региона.

Услышав отрицательный ответ, Власенко поинтересовался у свидетеля, имеет ли он какие-либо доказательства (опять-таки, фото-видео-аудио) того, что экс-премьер Тимошенко была знакома с криминальным авторитетом Мильченко. Ответ – нет.

Следующий вопрос о наличии любого рода визуальных доказательств, подтверждающих, что Лазаренко передавал ему $500 тыс. наличными, буквально вывел Кириченко из себя: "Вы вообще, думаете, что говорите?! Я что, должен был фотографировать то, как он деньги доставал из сейфа, что ли?! Я больше не хочу отвечать на такие глупые вопросы".

После этого, по настоянию стороны защиты, в судебных слушаньях был объявлен двадцатиминутный перерыв.

У кого еще болит спина?

Ровно в 18:17 на плазменных мониторах, установленных в зале суда, снова материализовался Петр Кириченко. Заметно уставший, он, предварительно сделав несколько глотков воды, неспешно положил свой паспорт во внутренний карман пиджака. Кстати, позже участники процесса спросят его о том, в каком статусе он нынче пребывает. "Я – гражданин Украины, в США имею вид на жительство", - сухо отчеканит в ответ Кириченко.

Сразу после тайм-аута Кириченко обратился к судье Оксане Царевич с просьбой давать ответы на вопросы стороны защиты сидя. "У меня спина болит", - аргументировал. Попросил – сел. Но тут в игру вступил Сергей Власенко.

"У меня тоже спина болит, можно и я сяду?", - обратился он к г-же Царевич, явно рассчитывая на то, что ему не разрешат присесть. "Невже так боляче?", - с нескрываемыми нотками иронии обратилась к Власенко судья и таки разрешила ему присесть. Он, впрочем, тут же включил задний ход. Заявил: пока может - будет общаться со свидетелем стоя.

Надо сказать, что после перерыва Сергей Власенко значительно усилил прессинг свидетеля. Он в частности поинтересовался у Кириченко, почему тот во время допроса, состоявшегося в Соединенных Штатах в 2001-м, заявлял, что деньги, предназначавшиеся Матросу – это инвестиция для совместного бизнеса, а сегодня утверждает, что эти же средства – плата за убийство Евгения Щербаня. "Что вы меня путаете...", - возмутился Петр Кириченко, добавив при этом, что правду говорил "и тогда, и сейчас".

"Путал" Власенко главного свидетеля еще долго. Однако у Кириченко был свой джокер в рукаве – статья 63-я Конституции, позволяющая не свидетельствовать относительно близких родственников. Пользуясь законодательным козырем, Петр Кириченко так и не ответил ни на один вопрос, касающийся его семьи. Вот лишь некоторые из вопросов:

- Правда ли то, что сын вашей дочери был задержан в 96-97 годах в машине вашей супруги в Варшаве и в последствии в этом автомобиле был обнаружен труп?

- Правда ли то, что Генпрокуратура содействовала вам в возвращении вашей собственности, потерянной вами в Украине начиная с 1996 года?

- Правда ли, что в августе 2012 года ГПУ сняла арест с принадлежащих вам денежных средств в размере 1.5 миллиона долларов США?

- Правда ли, что принадлежащая вам недвижимость была освобождена от ареста в августе 2012 года, хотя аресты длились десятками лет?

Петр Кириченко признал, что в сентябре-октябре минувшего года встречался с представителями ГПУ. Однако, - уверяет экс-правая рука Лазаренко, на него никто не оказывал давления, а свидетельские показания он решил дать только лишь потому, что узнал: Тимошенко и Лазаренко хотят обвинить в убийстве Щербаня именно его.

"Это же какую наглость надо иметь, чтобы перекладывать с больной головы на здоровую!",- возмущался Кириченко. Кстати, он утверждает, что Щербаня никогда не знал и не видел. Мотив "заказа" Евгения Щербаня экс-помощник Лазаренко сформулировал так: "Со слов Матроса, мотив состоит в том, что Тимошенко не пускали на газовый рынок в Донецкий регион".

Допрос Петра Кириченко длился более четырех часов и завершился после 20:00. Последними (если говорить о непосредственных участниках процесса) помещение суда покинули Сергей Власенко и Андрей Кожемякин. Распрощавшись, соратники Юлии Тимошенко разъехались в разных направлениях. Власенко – на черном "Lexus", Кожемякин – на аналогичного цвета "Toyota camry".

P.S

Закрывая вчерашнее заседание по делу Щербаня, судья Оксана Царевич не огласила дату проведения следующего.